Россия / Республика Алтай / Усть-Коксинский район

Верх-Уймон

Описание

Использована работа Афониной О. А. (студентка ГОУ СПО «Бийский техникум механической обработки древесины»)

На юге Западной Сибири расположена уникальная страна со сказочным названием Алтай, что в переводе на русский язык означает «золотой». Николай Константинович Рерих называл Алтай «Жемчужиной Азии».

Бурные реки, малахитовые озера, заоблачные вершины гор, сияющие белизной вечных снегов, неповторимый аромат вековых зарослей кедрача и суровая мощь нависших скал, все это Алтай.

Алтай прекрасен и неповторим, его необъятные просторы раскинулись на многие километры. Село Верх-Уймон расположено в Уймонской Долине. Она простирается с запада на восток на 30 километров, с севера на юг на 12 километров.

Село Верх-Уймон является одним из самых старых населенных пунктов Усть-Коксинского района. Это первое русское поселение в Уймонской степи.

Оно расположено в живописном месте на правом берегу Катуни на высоте 960 метров над уровнем моря. На расстояние 12 километров от районного центра села Усть-Кокса.

По приданию Верх-Уймон основан в 1786 году старообрядцами, бежавшими после раскола русской православной церкви, гонимые официальной церковью и властью, когда патриарх Никон и царь Алексей Михайлович начали церковную реформу, на Алтай в поисках Беловодья - страны «истинной веры и древнего благочестия».

Старожилы села Верх-Уймон, так говорят о этой стране: «Надо искать Беловодье, потому что там целебные воды. Труден туда путь, но коли не затеряешься, то придешь к соленым озерам. Да не дается оно всем, Беловодье то. Недостойный, неправедный душой не попадет туда. Самое опасное это место. Много людей уже погибло там. Если выберешь правильное время, то удастся тебе пройти эти болота.

И дойдешь ты до гор, а затем возьми путь к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье».

На поиски этой страны счастья староверы шли целыми семьями, многие пропадали, а кто возвращался - рассказывали о том, что мало преодолеть все физические препятствия, попасть в Беловодье могут только чистые духом.

Подходили они близко к заповедной стране, уже слышали и колокольный звон, и петухов, и мычание коров, но напускался туман, и пройти было невозможно. Не позванный не дойдет.

В 1826 году деревня Верх-Уймон насчитывала 15 изб, в которых жили крепкие зажиточные семьи. Все жители Верх-Уймона занимались скотоводством и мараловодством, что являлось основным источником дохода семей. Жители Уймонской долины самостоятельно вели торговлю с Китаем, и долгое время держали собственные лавки, со дня основания села до конца XIX века.

Сохранилось придание о основателях села: «Первым забежал на Уймон дед Василий из Атамановых, забежал Бочкарев, Атаманов с Кержань-реки, Чернова порода бежала от тель», по этому, и звали их кержаками.

В 1926 году по Алтаю проходил маршрут трансгималайской экспедиции под руководством Николая Константиновича Рериха. Целью это экспедиции являлось обследование малодоступных районов Центральной Азии, а так же интересовали и русские старообрядцы, селившиеся здесь с давних пор.

Участники экспедиции останавливалась в села Верх-Уймон. Николай и Елена Рерих проживали в усадьбе Вахромея Семеновича Атаманова, крестьянина-старовера.

Позже, в 1929 году, на собрании сибирских друзей музея Н.К. Рериха в Нью-йорке, Николай Константинович рассказывал: «Когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаенные, ведомые лишь избранным, далекие тропинки к Священным местам, именуемым Беловодьем».

В селе Верх-Уймон в настоящее время проживает около 610 человек, преимущественно старообрядцы, сохранившие до настоящего времени свои традиции и правила.

Жители села Верх-Уймон, как и двести с лишним лет тому назад живут натуральным хозяйством. Многие жители до сих пор придерживаются старообрядческих обычаев и традиций. Любое дело здесь начинается и заканчивается молитвой. Мало что изменилось.

Разводят скот, птицу, на полях сеют рожь, в огородах сажают картофель, капусту, свеклу, морковь, лук, чеснок. «Корятся с леса – промышляют охотой, собирают грибы, ягоды, с реки – ловят рыбу».

Женщины пекут хлеб по своим рецептам, бьют масло бабушкиным методом. Некоторые жители держат лавки и торгуют с Китаем и Казахстаном.

Совхозы распались еще в восьмидесятые годы, сельскохозяйственная техника пришла в негодность.

Огород вспахать, привести с покоса сено, дрова из леса, съездить в соседнее село, отправится по ягоды, по грибы – на все нужна лошадь, на ней хозяйство держится. По этому и относятся староверы к такой рабочей силе с большим почтением.

Достопримечательностью села Верх-Уймон являются дома построенные из листвяги и пихтача по старинным заветам, с соблюдением лунных циклов. На некоторых домах до наших дней сохранились росписи народных умельцев охрой, баканом и суриком.

Древние росписи, а так же предметы из раскопок можно увидеть в экспозиции Государственного музея-заповедника Николая и Елены Рерих, и в краеведческом музее местной школы села Верх-Уймон.На западной окраине села расположен могильник, состоящий из 25 слабозадернованных, сложенных из камня курганов, который относится к гунно-сарматской культуре, сформированной на Алтае в конце III века до нашей эры. Этот период в истории принято называть великим переселением народов, когда хунны подчинили племена кочевников на востоке Евразии, а сарматы – на западе. В то время была особая культура погребения. Под курганом, в могильной яме, в одной из стен делали глубокий подкоп – подбой, куда устанавливали ящик, изготовленный из каменных пластин. В ящик укладывали умершего головой на северо-запад. Рядом обязательно помещали лошадь, которая должна была доставить душу умершего хозяина в Верхний мир.На восточной окраине села имеются памятники более ранних периодов истории.На севере от села бурля и клокоча, течет река бирюзовая Катунь. Она берет свое начало на склонах горы Белухи. Катунь имеет длину 688 км и площадь бассейна 60 900 кв. км. Катунь – главная артерия Горного Алтая. Ее воды питают 6799 притоков. Главные притоки Катуни – Кокса, Аргут, Чуя, Кадрин, Сумульта, Урсул, Сема, Иша. Катунь представляет большой интерес для отдыха и туризма. Сплавы по реке любой категории сложности и любой протяженности привлекают на ее берега каждый год тысячи туристов.

На расстоянии 13 километров от села Верх-Уймон расположены Мультинские озера, зеркальная гладь которых отражает плывущие в синем небе облака и снежные вершины гор.

Озера имеют эстетическую привлекательность, являются местом обитания редких видов растений. В систему Мультинских озер входит озеро Крепкое, озеро Куйгук, озеро Поперечное. Мультинские озера – памятник природы Республики Алтай.

Всего насчитывается 42 озера. Среди них выделяется цепочка карового и моренно-подпрудного генезиса, отделенных друг от друга валами и грудами гранитных валунов ледникового происхождения.

Отсюда открывается великолепный вид на Катунский хребет и гору Белуху, которая является одним из трех мест находящихся в России именуемых «Место силы», где проходят энергетические разломы.

Высота Белухи - 4506 метров, она представляет собой мощный горный массив, на склонах которого разместилось 169 ледников общей площадью 150 кв. км. Основные ледники Белухи: Аккемский (Родзевича), Иедыгемский (Сапожникова), Большой Берельский, Малый Берельский, Катунский (Геблера), Черный, Кучерлинский (Братьев Троновых).

Современные геофизические исследования доказали, что район подножия горы Белухи является носителем мощных энергоемких процессов, здесь происходят интенсивные энергоперетоки между мантией, земной корой и верхними слоями ионосферы.

Чуть ниже располагается заповедная зона и мараловодческое хозяйство.

По сложившейся на протяжении многих лет традиции сотни людей отправляются на Алтай, чтобы принять знаменитые народные ванны в период срезки пантов маралов.

В наше время село Верх-Уймон далеко известно за пределами Республики Алтай благодаря Николаю и Елене Рерих, а так же необычайными прелестями алтайской природы.