Россия / Республика Башкортостан / Дюртюлинский район

Асяново

Описание

Использована работа Садртдиновой Л.Р. (специалист по работе с молодёжью)

Откуда произошло название села Асян?

За добровольное присоединение Башкортостана к России Иван Грозный и правившие после него цари дарили плодородные земли влиятельным людям Башкортостана, а те в свою очередь этими землями распоряжались по своему усмотрению: дарили своим родственникам, близким.

В то время Дюртюлинские земли на берегу Белой были густо покрыто лесами. Эти земли были подарены Петром 1 Султанбеку Мятикову за помощь, оказанную им во время Азовского похода. У С.Мятикова были сыновья и один из них должен был отслужить военную службу (25 лет). Его увезли в Казань. Здесь с ним познакомились братья Эсэн (Асян) и Жобаный. Они давно уже хотели перебраться в Дюртюлинские земли, узнали также, что у этого парня отец владеет плодородными землями.

Они выкупили сына С.Мятикова и приехали с ним к его отцу. Отец от радости решил отблагодарить братьев: Асяну Ахмерову подарил земли от р.Сарманай до р.Куваш, а другому брату достались земли от реки Куваш до Белой. Асян Ахмеров в дальнейшем становится зятем С.Мятикова. и на берегу реки Куваш появляются первые дома. Асян Ахмеров становится основателем деревни. В честь Асяна Ахмерова деревню назвали его именем ЭСЭН (АСЯН).

Древнее описание с. Асяново

По шэжэре д.Асяново было основано в 1720 году. Основоположником был Ахмеров Асян из Казанской губернии. Крестьяне-земледельцы являлись припущенниками. Покупали земли у башкир, арендовали. Определенную роль в пользовании землей играли общины. На наших краях общины больше у вотчинников и смешенных возникли уже в ХV веке, т.е. выдача жалованных грамот вотчинниками начался в XVI веке. Они выдавались на целые волости, которые занимали от 10 тысяч до 100 тысяч десятин земли. Общинам относились от 4 до 30 селении. Очень сложными были общины у вотчинников и смешанных крестьян. Дворов у этих общин было от 300 до 2200, а земли до 40 тыс. десятин. Эти общины отличаются от общин других разрядов своей сложностью. Асяновская община (куда входили деревни Асяново, Верхнее и Нижнее Каргино, Назитамаково, Каралачуково,

В-Манчарово, Н-Манчарово) возникла в XVIII веке.

Известно, что впервые грамота с названием деревни было дано в 1795 году. В это время в деревне было 30 дворов, где проживало 123 мужчин и 135 женщин.

Составленные договора с вотчинами о земле до 1832 года оставались неопределенными. При генеральном межевании, происходившей в

I половине XIX века, окончательно узаконился крайне сложный состав владения землей (Закон 10 апреля 1832 года). Второй законот 10 февраля 1869 года подтвердил межевал наделы припущенникам от вотчинных земель.

Таким образом, крестьяне припущенники (тептяри и мещеряки) д.Асяново получили земли.

После десятой ревизии 382 душ д.Асяново имели 2550 десятин земли. (А в 1811 году было в Асяново всего 210 рев.душ). В 1900 году крестьянских дворов в Асяново было 262, мужчин 711, а земли 2558 десятин, т.е. людей стало больше, а земля оставалась та же.Земли было очень мало. Поэтому многие крестьянские дворы арендовали землю. 30-40 дворов ежегодно арендовали 110-150 десятин земли. Кроме того, в деревне было 14-20 дворов без всякого скота.Начиная со II половины XIXвека, каждый год издеревни 15-20 человек уходили на золотые прииски в Троицкий уезд. (По волости 400-500 человек).

В Асяново в 1875 году была построена мечеть, а вторая мечеть была построена в 1890 году.

К 1890 году в Асяново кроме двух мечетей и 1 медресе были: 2 двора для сушки кожи, принадлежавшие купцу Сахипзаде Максютову, базар, мельница, более 10 лавок для торговли.

В 256 дворах проживало 718 мужчин и 720 женщин. Асяновская волость должна была представить ежегодно 13 человек к Земскому начальнику, 5 человек к отставному приставу, 2 человек по воинской повинности.

В соседних деревнях, которые в настоящее время являются бригадами колхоза: в Верхнее Каргино было 78 дворов, 256 мужчин, 229 женщин; в

Нижнее Каргино – 55 дворов, 187 мужчин, 193 женщины; в Назитамаков – 52 двора, 163 мужчин, 150 женщин, мечеть, училище.

На 25 дворов приходилась 1 веялка, молотилок вообще не было. Крестьянские дворы имелиболее 200 рабочих лошадей, 560-580 овец и коз.

В 1888-1897 годы с десятины получили урожай: рожь 55 пудов, овес 48 пудов, гречихи 35 пудов, картофеля 287 пудов, пшеницы 58 пудов, просо 44 пуда.

Медресе являлась более передовым. Многие годы здесь обучал детей Мухаматзакир Бабичев, отец одного из основоположников башкирской литературы, поэта Шаехзады Бабича. Начальное образование Ш.Бабич получил здесь в медресе. Отец, когда стал муллой 2-ой соборной мечети, мечтал в деревне открыть русскую школу. Крестьяне уважали и всегда приходили к нему за советом. Поэтому зажиточные муллы ненавидели Бабичева. И под руководством муллы из д.Каргино Хаммата Шагабутдинова написали жалобу о распространении муллою 2-ой соборной мечетиМ.Бабичевым слухов, волнующих прихожан. Хотя большая часть свидетелей на дознании отозвались о мулле М.Бабичеве одобрительно, 5 человек были против него. Только через несколько месяцев по ходатайству сельчан и купца Максютова Бабичев был освобожден из заключения.

Многие, получив образование в этом медресе, стали знаменитыми людьми в своих деревнях, муллами в различных деревнях.

По описанию 1900-1905 годов, д.Асяново расположено в низине, посреди владения, в 55 верст от уездного города, в 10 верстах от пристани Дюртюли. Через деревню протекает р.Куваш, пригодная для устройства мельницы. Население – башкиры-припущенники, бывшие военного звания, 210 дворов. Земля в трех участках. Часть выгона отошла под постройки и пашни. Пашня на возвышенной равнине с легкими скатами на востоке и на западе реки Куваш. Вокруг села есть 15 оврагов, площадь которых ежегодно увеличивается. Земля орошается двумя небольшими речками: Наратлы и Ябынчыкуль (современ. Ямчылы). Земля распахана давно. Почва супесчаный чернозем, черного цвета, средней плотности, глубиной до 12 вешеов, подпочва красная глина (в настоящее время построен кирпичный завод), встречается известковый камень.Севооборот – трехполье. Сеют обычные хлеба. Удобрение практикуется, пашут сохами и сабанами. В деревне 20 веялок (в 1890 году было 10 веялок). Огороды разводятся для собственного хозяйства. Скотоводство – хозяйственное. Скот пасется кроме выгона на пару. Лес находится в двух участках, по реке Белой. Лесонасаждения средней полноты, испорченные порубками. Рубят лес только на общественные нужды. Избы топят дровами, соломой и кизяком. Оброчная статья деревни: базарная площадь и рыбная ловля на реке Белая, сдаются в аренду: первое на 12 лет с платой по 200 рублей в год, вторая на один год по 3 рубля. В селении находятся: две бакалейные лавки, 1 обдирка, одна кузница, один кирпичный

сарай, все принадлежат отдельным хозяевам. Помыслы: до 20 человек работают в золотых приисках Тобольской губернии, 20 дворов сдают свои землив арендное пользование. Выгон присельный, по возвышенной местности, водопой в р.Куваш, сенокос поемный, по ровной местности.

Весть о февральской революции 1917 года докатилась и до д.Асяново. В деревне начались волнения, беспокоившие в основном духовных лиц и охранников службы безопасности. Политика Временного правительства представлялась призрачным маяком в туманной дали. Крестьянина волновалземельный вопрос. В д.Асяново и волости жили башкиры, татары, русские, марийцы, переселившиеся в поискахсчастья и клочка земли. Они ждали, что Временное правительство правильно решит этот вопрос.

28 апреля 1917 года за Н.Аташевцами Асяновская община отправила телеграмму на имяпредседателя Государственной ДумыРодзянко, в Государственную Думу, затем на имяминистра по земельным делам Шингарева нижеследующего содержания: «Крестьяне уже давно ждут правильного решения земельноговопроса. Пусть земля достанется тому, кто ее обрабатывает своими руками. Оно – общенародное богатство государства. В дальнейшем никто не должен наживать себе доход не работая, как помещики, крупные землевладельцы».

Бурей, и в то же время благодатным дождем ворвалась Великая Октябрьская Социалистическая революция в дюртюлинские земли.

Как выглядел народ?

Народ сначала не понимал, что даст эта революция. Потом, когда речь шла о земле, и о том, что она принадлежит именно народу, и когда прошли первые деления земель, основной народ пошел за революцией. Были созданы первые дружины из бывших солдат, чтобы защитить революцию, но не хватало оружия. Когда восстали пленные чехи и подняли головы бывшие имущие, народ сознательно встал на защиту революции. Во главе дружинников были Абделгалимов Закирьян, Абдуллин Шайхулла, Фатхлисламов Исмагыйльхаккый, Фазылов Абелкарам, Фахертдинов Галлямутдин и другие.

По зову товарища Чеверева в ряды Советской Армии только из д.Асяново пошли служить десятки юношей и взрослых. Среди них были:

Сарваров Маргам

Хабибуллин Ахматзыя

Нургалиев Нуриахмат

Янгиров Зинан

Абдрашитов Шамсун

Идрисов Нургали

Калимуллин Зиганша

Рахимов Тимергази

Низамутдинов Гасим

Шарипов Ахматвали

Гилязов Саляхетдин

Ризванов Шарифьян

Сайфуллин Наби

Низамутдинов Сайфетдин

Бикмухаметов Валиахмат

Арсланов Магруф

Гареев Сахипзада

Шарипов Фазлиахмат

Фазыльянов Мубаракьян

Аслямов Идрис

Латипов Галиакбар

И позже, признанные красными партизанами:

Мухаметдинов Агзам

Рахманов Тимергали

Гильманов Гильван

Отличились в боях за Дюртюли командир взвода Фахертдинов Галляметдин, артериллирист Фазылов Абелкарам, красные партизаны Мухаметдинов Агзам, Рахманов Тимергали, Гильманов Гильван. Гильманов Гильван не успел уехать с отступающими частями, вернулся в свою деревню и здесь был расстрелян белохечами.

Кто сознательно с оружием в руках встали на защиту молодого Советского государства несколько лет подряд находились на фронтах.

Трудно их перечислить поименно. Красные партизаны от Дюртюлей до Сарапула, Челябинска, Ижевска, Сибири, Дальнего Востока в Среднюю Азию. Оставшиеся в живых в родные края вернулись только через 3-4 года.

Когда они отсутствовали в родных местах – прошел голод. Многих не досчитали они. Здесь народ боролся и с голодом и с контрреволюционерами.

Вернувшиеся начали работать за Советскую власть: в Советах, в товариществах, винтовку поменяли на лопаты, приняли активное участие в строительстве новой жизни. И работали с одним стремлением, чтобы завтрашний день сделать лучше, чтобы приблизить зарю коммунизма. Но Великая Отечественная война разрушила все планы. Многие из бывших партизан полегли, защищая Родину уже второй раз. Эти люди жили и боролись как верные сыны своего народа. Их не интересовали ни богатство, ни благо жизни. Они были преданными делу революции. Взглянем на одну анкету. Это один из более 200 документов подобного рода, заполненных в нашем районе.

Наши земляки – активные бойцы гражданскойвойны. В партийном архиве хранится документ, подтверждающий семьикрасноармейцев по волостям. Так к началу 1919 года по Асяновской волости их численность 1073 ( из Асяново – 47 ).

В деревне большую организаторскую работу проделали члены партии, активисты, бывшие красноармейцы. Деревня жила уже новой жизнью. В 1920 году в Асяново открылась татаро-башкирская библиотека. В деревне Каргино изба- читальня. Открылась в 1920 году мастерская по ремонту сельхозмашин.

Партячейка создана тоже в 1920 году. Членами ячейки стали:

Гайсин ХамматФаррахетдинов Шагали

Муртазин ТимершаихМухаметгареев Ахматгали

Мухаметгареев АхматкавиКамалетдинов Ахматфазыл

Низамутдинов СайфетдинМухаметшарипов Шагипшарип

Современное состояние села

На территории Асяновского сельского совета работают 3 предприятия различной сферы деятельности. Это сельскохозяйственное предприятие ООО «Асян», Асяновский кирпичный завод, птицефабрика ООО «Асяновское».

Ведут свою работу иобразовательные учереждения – это МОБУ Асяновская средняя общеобразовательная школа иМОБУ Асяновский детский сад «Березка».

С уверенностьюработают Асяновский Дом культуры и Асяновская сельская библиотека. Вечера отдыха, концерты, праздники и другие масштабные мероприятия ведутся по плану.

По Асяновскому сельсовету спортивные мероприятия проводятся в здании сельского дома культуры, филиале ДЮСШ (Детской Юношеской Спортивной Школе), тренерами являются спортсмены, мастера спорта и учителя физкультуры Ситдиков Р.Д. и Кашапов Р.Ф. Они неоднократно становились призерами по различным видам спорта по Дюртюлинскому району и занимают призовые места и кубки. В прошлом году в феврале месяце команда сельского поселения Асяновский сельсовет заняла 3 почетное место в общекомандном зачете на 42-й зимней спартакиадеДюртюлинского района, посвященной Году молодежи в Российской федерации и Году поддержки и развития молодежных инициатив в Республике Башкортостан.

Хорошо свою работу выполняет Асяновский фельдшеро-акушерский пункт, где работают профессионалы своего дела. Это заведующая Асяновским ФАП, фельдшер со стажем Шарипова З.Ф., фельдшер-акушер Гарипова А.М.

Также на территории работают другие организации – это филиал почты, филиал сберкассы, магазины частных предпринимателей,ТСЖ «Керамик».

Асяново с каждым годом всё растет. Создаются много молодых семей, рождаются дети, строятся новые дома. На сегодняшний день в с.Асяново построены две новые молодые улицы: первая – имени Р.Хамзина и вторая – имени Р.Мусина.На них в основном строятся молодые семьи.

Село уже много лет живет как бы под гипнозом творчества нашего знаменитого земляка: школа имени Ш.Бабича, музей Ш.Бабича, улица Ш.Бабича, кинотеатр им. Ш.Бабича, спортивные соревнования на приз Ш.Бабича, Бабичевские чтения – это лишь немногое, что носит его имя на той земле, где он родился. Это имя знают не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Мы заслуженно им гордимся и почитаем.

Бабич жил любовью к родной земле и творил для нее. Еще в колыбели в душу Шайхзады упали первые лучи знаний и просвещения. В многодетной и дружной семье Мухамметзакира главным богатством были книги и огромная любовь к родной земле. В этом доме, озаренном светом книг, у одаренного Шайхзады очень рано проявилась тяга к творчеству. В юном возрасте Бабич пишет стихотвоение «Для народа», в котором навсегда присягает своему народу в верности. Для осуществления этой клятвы судьба отпустила поэту слишком мало времени. Тем не менее в своих стихах он сумел доказать искренность и святость своей клятвы и подтвердить ее действиями и поступками.

Удивительна судьба Бабича. Прожившего всего 24 года! Из – за столь короткий отрезок времени оставившего после себя самобытное творчество. Его произведение занимают выдающее место не только в литературе начала двадцатого века, но и всей истории развития башкирской поэзии.