Россия / Республика Башкортостан / Ишимбайский район

Ишеево

Описание

Использована работа Хужахметовой Г.Р.

История села Ишей 

 

Племя юрматы. 

Населенные пункты Ишимбайского района в прошлом возникли на территории Юрматинской, Герей-Кипчакской волостей.

Историю юрматынцев можно наблюдать с XIII-ХIV веков. Племя юрматы кочевало западнее современной территории, в междуречье верховьев рек Зай и Шешма, в лесостепном районе водораздела Бугульминской возвышенности. Эти места в настоящее время находятся на территории Татарстана. В конце ХIV в. разыгралась междуусобная борьба среднеазиатского правителя Тимура с Ханом Золотой Орды Токтамышем,  юрматынцы покинули эти земли и переправились через р.Каму. Когда скончался Шагали-бей, они под руководством Гали-Шаиха в начале ХV в вновь поселились в «в юрте дедов, на р.Зай и Шемша».

В результате усиления Золотой Орды в ХV веке, юрматынцы подчинились мурзам Ногая. Основная их масса навсегда оставила свои старинные кочевья и, двигаясь на юго-восток, заняла нынешнюю территорию по правому берегу р. Агидель (р.Белая), ее левый берег -для летования (йэйлэу), где закрепились окончательно после ухода ногайцев. В этот период юрматынцы смешались с ногайцами. Как видно из шежере (родословной), сын руководителя юрматинцев Гали-Шаиха- Саслы -Дарвиш свою единственную дочь выдал замуж за ногайца. У последних родились два сына - Бурнак и Ядкар. Бурнак становится предводителем рода юрматынцев, а Ядкар - мурзой. Ногайцы кочевали в долинах рек Сакмар, Яик (Урал), Агидель (Белая).

О происхождении племени юрматы существует несколько гипотез. Одна из них утверждает, что юрматынцы - это угры, т.е. древние мадьяры (венгры), которые в ХIII-ХIV в.в. подверглись тюркизации. Другая гипотеза, довольно убедительно аргументированная (соседство с булгарами, происхождение этнонима «юрматы» на базе булгаро-чувашского языка), гласит, что юрматынцы в своей основе - древние тюрки, пережившие этап этнического общения и смешения с уграми -предками венгров. Средневековый юрматынцы в своей основе- это угризированные тюрки, вместе о булгарами, переселившиеся из Приазовья на Волгу. Например, по мнению профессора Р.Кузеева, юрматынцы возникли восточнее реки Камы в результате смешения народов тюркских и древних мадьяр, и они относятся к ранней этнической прослойке башкирского этноса. Предшественники венгров в IХ веке с Урала переселились в сегодняшнюю Венгрию. По определению императора и ученого Византии Константина Багрянородного в первой половине X века союз венгров Пансонии (современная Венгрия) состоял изсеми родов, из них один род называется юрматау. Бесспорно то, что часть юрматынцев уехали на запад и участвовали в формировании венгерского, а часть - в формировании башкирского народов.

В те годы юрматынцы пережили самые тяжелые годы своей жизни. С одной стороны, ногайцы постоянно совершали набеги, с другой стороны, несколько лет подряд был голод: пал скот, хлеба не уродились, люди голодали. Народ обнищал. Поэтому ногайские мурзы бросили эти места и переселились на Кубань. Ногайские главари заставляли переселиться и юрматынцев. Однако, юрматынцы им не подчинились: часть под руководством Бурнак-бея остались на месте, а остальная часть присоединившись к Ядкару переселились на Кубань вместе с ногайцами. После Бурнака юрматынцами правил Татигас-бей. Под его руководством юрматынцы направляют в Казань своих послов - старших рода   Азная,   Ильчекай-Тимера,   Кармыша   и   других   с   просьбой   о присоединении к России. Затем они едут в Москву за царской грамотой и везут с собой первый ясак (дань).  Приняв русское подданство, юрматынцы в 1609 году получили жалованную грамоту от царя Михаила Федоровича Романова.

В царской грамоте прямо было сказано, что все земли, какими пользовались юрматынцы, и земли, оставленные ногайцами, закреплялись за юрматынцами. Эти земли были разделены между 4 тюбами и родами. Территория, расположенная в бассейне р. Ашкадар до устья реки Нугуш, досталась бею Татигасу, то есть племенному вождю, вторая доля земли по бассейну реки Тор до горы Тора -Тау -старосте Азнаю, третья доля по речкам Стерля, Куганак, Селеук попала мурзе Ильчек-Тимеру, четвертая часть земли юрматынцев по речкам Зиган, Каламан, Шешеняк выпала по жребию мурзе Карамышу. Они «после раздела этих земель и жеребьевки договорились слова не нарушать, силу (друг к другу) не применять, жить в мире». Написав о разделении между собой этих аэмель, «закрепили в московской (ясочной) книге». Всех юрматынцев в начале ХVIIв было 300 домов, и все четыре рода во всех дворов платили в казну натуральный ясак в размере 100 куниц.

Кроме названных четырех родов (татигас, карамыш или макар, азнай, ильчик-тимер) были и другие роды юрматынцев: тельтим, образовавшийся в ХVII веке, ногай - юрматы (обьединил ассимилированных с башкирами ногайцев; в административном отношении самостоятельности не представлял), мишал-юрматы (с середины ХVIII века такого названия автономной волости уже не было). В 1761 году, согласно сведениям «Материалов по истории БАССР» команды юрматынской волости возглавлял старшина Муталлап Кулчуков, а Тельтим-Юрматынскую волость, куда относилась деревня Ишеево, - старшина Елдам.

В конце ХVIII- начале ХIХ в. генеральные межевания земель в уезде выявили 38276 десятин и угодий юрматынцев, у которых по VII ревизии в 1816 году вотчинников насчитывалось 6163 человека мужского пола, припущенников - 3154 (в том числе мишарей 1030, тептярей, ясочных татар, чуваш -21124 человек мужского пола).

Юрматынцы, в основном, вели полукочевой образ жизни и занимались скотоводством. По словам академика И.Фалька в конце ХVIII века даже у самого бедного юрматынца было по 10-20 голов лошадей. А у богатых числилось от 1000 до 2000 голов лошадей. Такие же цифры приводит Г.Георги: у простых людей было по 30-50, а у некоторых - 500, у богатых - тысячи голов лошадей и столько же овец. Граф Пушелев, побывавший в 1800 году среди юрматынцев приводит сведения: зимой башкиры живут в домах, во дворе нет никаких других построек.

Таким образом, юрматынцы, как и все башкиры, занимались коневодством. Лошади в течение всего года находились на тибеневке. На зиму заготавливали корм только для молодых жеребят. Лошадей использовали как рабочую силу и для мяса. Широко было распространено кумысоделие. Из шкур лошадей изготавливали различную посуду, шили себе одежду. Башкирские лошади были выносливыми, сноровистыми и неприхотливыми - ели все, что попадало, не уставали при поездках по горам и долинам. Кроме этого, содержали коров, овец и коз.

В 80-х годах ХIХ века юрматынцы окончательно переходят к оседлому образу жизни. На одно крестьянское хозяйство приходилось 1,5 - 2,5 десятины земли. Население горных районов занималось рубкой леса, приготовлением дегтя и т.д. Кроме того, в шежере  юрматынцев сказано, что башкиры разбогатели, промышляя в лесах бортничеством, в водах реки Белой - бобрами, в степях - куницей и лисицей.

Так жили юрматынцы. А что касается конкретных деревень, то их названия своим происхождением не уходят в  глубь истории. Им по 200-260 лет. Это объясняется тем, что в ходе подавления башкирских восстаний 30-х годов ХVIII века уничтожались жилища и деревни повстанцев. К примеру, только в 1736 году в Мишар-Юрматынской волости было сожжено 18 деревень с 276 дворами, в Тельтим-Юрматынской волости - 16 деревень с 302 дворами, в Макаровской-(Кармышской) волости - 5 аулов со 140 дворами. На их местах возникали новые, но уже с новыми именами.

     Село Ишей: от возникновения до начала XX века

Центральная, юго-западная,южная и юго-восточная часть нашего края по старому делению составляла Ногайскую дорогу. По сведениям кунгурского бургомистра Юхнева, в 1726 году на территории Ногайской дороги насчитывалось 20 волостей. Примерно такие же цифры получаются по реестру Уфимской провинциальной канцелярии. По данным Акманова И.Г., в 1 половине ХVIII века Ногайская дорога состояла из 30 волостей, в том числе и Тельтем-Юрматынской, куда входило село Ишей.

До сих пор трудно поставить окончательную точку относительно вопроса появления села. Существует гипотеза Рамазана Котошова, что село Ишей возникло за счет переселившихся молодых семей из дер. Карайганово в начале ХIХв.  Но село упоминается в ревизских сказках за 1795г. и в данных академика Лепехина И. И. за 1770 год. Из этого следует, что с.Ишей возникло по крайней мере до 1770г. Имеются также предания, что село основал некий князь Ишеев, который прибыл сюда в поисках земли.

Действительно в 1700 году власти получили челобитную от жителя Ногайской дороги князя Умряса Ишеева с братьями о том, что ясашные башкиры деревни Кадашево Ильмамет Деветеев «с товарищи» «их ухожья назвали своею напрасно и с той их деревни жен и детей их совсем выбили вон». Князь Ишеев просил защиты у властей. Приказ Казанского дворца велел уфимскому воеводе удовлетворить просьбу челобитчика. Можно предположить, что это «есть тот самый князь Ишеев, который обосновал деревню, тем более, на территории нынешнего Ишимбайского района имеется деревня Кадаш.

В 1776 году по указу императрицы человеку по имени Ишеев выделяются очень большие территории земли. Они располагались по левобережью реки Агидель, от деревни Кусербаево до деревни Услы Стерлитамакского района. Земли от правобережья Агидели (деревни Урняк, Шах-Тау, Восток) до деревни Карайганово считались собственностью Ишеева. Вследствие того, что земли было много, а обрабатывать было некому, она сдавалась в аренду или продавалась. Так, Айтуганов бай занимал территории нынешней деревни Янги - Аул, русский боярин Александр Веригин - деревни Восток (до сих пор сохранились межи его владений). Были проданы и лесные угодья купцу Бехмину, боярину Кузнецову, Исхакову. Русские бояре Ортин и Кобяков запрудили реку Селеук и построили мельницу.

После подавления Крестьянской войны 1773-1775гг правительство Екатерины II с целью усиления местной власти решило провести новую административную реформу. 7 ноября 1775 года были приняты «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Согласно «Учреждениям», в стране увеличивалось число губерний (наместничеств), провинции упразднялись, губернии делились на уезды. По указу Сената от 23 декабря 1781 года Оренбургская губерния была упразднена и создано Уфимское наместничество с центром в Уфе, куда вошли 2 области: Оренбургская и Уфимская. Оренбургская область делилась на Оренбургский, Верхнеуральский, Бузулукский, Сергиевский и Троицкий уезды, а Уфимский, Бирский,  Мензелинский, Бугульминский, Бугурусланский, Белебееевский, Стерлитамакский и Челябинский уезды. Село Ишей теперь стало относиться к Стерлитамакскому уезду Тельтим-Юрматынской волости.

По V ревизии 1795 года в деревне было 18 дворов, 56 мужчин, 39 женщин. Не знавшие земледелия жители занимались охотой, бортничеством (295 бортей в 1839г), а в основном полукочевым скотоводством. Еще в 1770 году в деревне побывал Академик Лепехин И.И. Он сожалел об исчезновении исключительной чистоты ключа на горе   Ак -   Тау   (Юрак   - Тау),   где   жители   пасли   скот.   Он   также свидетельствует: «хотя башкиры Ногайской дороги еще по сие время очень худы и ленивые хлебопашцы, однако по соседству с русскими и ясачными татарскими селениями начинают вникать в хлебопашество; и всякий старается, по крайней мере, столько посеять хлеба, сколько для домашнего обихода потребно. Они наиболее сеют ячмень и овес, и зимовой хлеб для них за ненужный считается».

Полукочевое скотоводство в этот период было главным занятием коренного населения всей Ногайской дороги. И это несмотря на то, что в таком скотоводстве царская администрация видела зло, мешающее отчуждению их земель и улучшению благосостояния коренного населения. Указ от 11 февраля 1736 года отменял запрет на приобретение" башкирских земель, действовавший с ХVII века: отныне дворяне, офицеры, служилые, мещеряки, тептяри и бобыли могли покупать у башкир их земли и другие земельные угодья; в то же время башкирам "было запрещено содержать в рабстве и русских иноверцев - как ясашных, так и свободных».

Грабеж земель имел уже более широкие масштабы. Об этом упоминается в «Очерках о дикой Башкирии» Ремезева Н.В. Эти данные доказывают и исторические документы.

В 1780 году сын первопоселенца Юмакай Ишеев из д.Ишеево участвовал в продаже отставному секунд-майору С.Я.Левашеву земли по рекам Агидель и Куганак.

Русская администрация поощряла колонизацию, насильственно заставляла коренное население бросить полукочевое скотоводство и стала прибегать к принудительным мерам.

В 1845 году командующий Башкиро - Мещярским войском Жуковский приказал начальникам, чтобы они имели самое бдительное наблюдение за этой, совершенно необходимой отраслью сельского хозяйства и всемерно старались об увеличения подведомственными им башкирами, засевов собственного хлеба, и чтобы развить в них более трудолюбие к земледелию.

В таком случае, выходить в летнее время на кочевку, только когда каждым из них будет вспахана и засеяна хлебом земля.

Выполняя указания генерал-губернатора и командующего войском, кантон-начальники запрещали башкирам выезжать на кочевки, заставляли их заниматься хлебопашеством. Но земледелие в Оренбургском, Верхнеуральском и Стерлитамакском уездах, по сравнению с другими, было представлено слабо.

По статистическим данным, в конце 30-х годов - начале 40-х годов ХIХ века в Стерлитамакском уезде на башкирский двор приходилось в

среднем 6-10 лошадей и 4-5 голов крупного рогатого скота.

В Юрматынской, Тельтим-юрматынской, Тамьянской и Миркитинской волостях количество скота стало сравнительно больше, чем в других районах уезда. В деревне Ишеево на 1 двор в среднем приходилось, по данным Янгузина Р.З., 12 лошадей и 9 голов крупного рогатого скота. В 1834 году жители деревни Ишеево, относящихся к Акчулпановой тюбе Тельтимюрматынской волости «земли имели собственную, в летнее время выходили на кочевки».

В 1839 году 20 дворов с 119 жителями владело 249 лошадьми, 180 коровами, 20 овцами, 75 козами. Таким образом, и по данным Асфандиярова на 1 двор деревне Ишеево приходилось в среднем 12 лошадей и 9 голов крупного рогатого скота. Приведенные данные свидетельствуют, что в первой половине ХIХ века происходит сокращение поголовья скота, но скотоводство еще не сдавало свои

позиции.

Несмотря на определенное уменьшение поголовья скота, башкиры продолжали заниматься традиционным полукочевым скотоводством. Военный топограф Нелюбин, производивший в 1838 году топографические сьемки Стерлитамакского уезда, так описывает хозяйство башкир этого края: «Во время зимы имеют свои жительства в постоянных зимовых домах, в коих ничем не занимаются, как только прокармливают свой скот сеном и соломой, который у богатых людей загоняется в хлевы, а у бедных большой частью кормится в степи травою, которую скот своими копытами выбивает из-под снега... С наступлением весны и по слитии воды жители сии выходят из зимних домов в летние кочевья.

В 1847 году капитан Герн и поручик Васильев, составляя военно-статистическое обозрение Оренбургского края, отмечали, что башкиры...4,5,6, 7, и 9 кантонов только осень и зиму проводят в бедных и нечистых избах своих, с 15 же мая по 15 сентября переходя с кочевками с места на место, на расстоянии от 5 до 35 верст от деревень своих, занимаются скотоводством.

Представляется, что башкиры деревни Ишеево выезжали на кочевку в западном направлении к поймам реки Агидели и в сторону деревни Кусербаево Стерлитамакского уезда (в 35 верстах от д.Ишеево).

В 1873 году в отчете Уфимского губернатора отмечалось: «башкиры вообще мало занимаются хлебопашеством, особенно в степных местах Стерлитамакского и Белебеевского уездов, выходя с открытием весны на кочевки..» Об этом же свидетельствует Н.В.Ремезев, побывавший в 1873 году в Стерлитамакском уезде. Он видел левую сторону р.Белой: «степи, поросшие ковылем, да возле речек кочевки башкир, в деревнях .. все лето нельзя было найти ни одной души». В 1881 году он уже свидетельствует, что в этом районе «...нигде не встречал кочевок». Такая резкая ломка традиционной структуры хозяйства объясняется тем, что скотоводство пришло в полный упадок.

Еще в 1870 году отмечается, что жители деревни Ишеево (80 дворов) имеют мельницу, занимаются пчеловодством, земледелием, скотоводством. Присутствие мельницы говорит о том, что в деревне уже занимались выращиванием зерновых культур.

Переход к земледелию в деревне и в крае было следствием целого ряда исторических событий, законодательных актов и наплыва сюда пришлого населения (о них речь пойдет ниже).

По данным 1870 года в Стерлитамакском уезде на 86505 башкир было посеяно лишь 13585 четвертей озимых и 24129 четвертей яровых. «Местные башкиры,- писал в 1881 году Уфимский губернатор, -вообще мало склонны к хлебопашеству и делают посевы в незначительных размерах для собственного потребления». Хозяйства, не имеющие скота для обработки земли, обычно сдавали свои душевые наделы в аренду.

В качестве арендаторов выступали в основном русские и татарские припущенники (лишившиеся вотчинного права на землю крестьяне).  «Башкиры же вотчинники и по сие время, благодаря бытовой лени, почти хлебопашеством не занимаются, предпочитая извлекать доход из своих угодий сдачей их русскому населению хотя бы за    ничтожную    цену», -   отмечается    в    источнике    1890   года.    За использование башкирских земель в основном пахали, сеяли, убирали, хлеб    башкирам    припущенники.    В    Тельтимюрматынской    волости Стерлитамакского уезда  «башкиры хлебопашество не имеют», «..землю обрабатывают башкиры из оброку мещеряки, татары».

В деревне Ишеево по переписи 1912- 1913 года было 110 хозяйств припущенников, из них безземельных - 5 хозяйств, имеющих от 5 до 10 десятин земли - 66, от 10 до 15 десятин - 12, от 12 до 20 десятин - 15, от 20 до 30 десятин - 8, от 30 до 40 десятин - 2 . Число безлошадных наличных хозяйств соответствовало - 12, с 1 рабочей лошадью - 53, с 2-мя рабочими лошадьми - 32, с 3-мя рабочими лошадьми - 9, с 4 и более рабочими лошадьми - 4, число хозяйств с 1 коровой было - 55, с 2-мя-22.Число хозяйств, не имеющих посева, было 18, с посевом до 2 десятин-20, от 2 до 4 десятин -46, от 4 до 6 десятин - 11, от 6 до 10 десятин - 13, свыше 10 десятин - 2. Из них площадь посева ржи составляла 111,50 казенных десятин, овса - 99,75, пшеницы - 13,50, проса-79,50, гречихи-2. Из 78 хозяйств вотчинников безземельных было 2 хозяйства. Из этих статистических данных можно сделать вывод, что распределение земли было неравномерным, а скот использовался в качестве тягловой силы и для личного потребления.

Но земледелие у юго-западных башкир, хотя и стало с последних десятилетий ХIХ века почти единственным источником существования для    подавляющей    массы    населения,    по    масштабам    развития значительно уступало земледельческому хозяйству местного русского населения: на 1 башкирское хозяйство по Стерлитамакскому  уезду приходится в среднем 2,63 десятин посева, тогда   как на русское хозяйство -4,2 десятин. В Ильчик-Тимировской тюбе засевалось всего 2978    десятин    земли     (для     сравнения:     в    Азнаевской    -6220, Араслановской-5198, Макаровской-2764).

Кроме того, значительную роль в хозяйстве башкир играло пчеловодство. По данным Первой Всеобщей переписи 1897 года в Стерлитамакском уезде пчеловодством занимались 114 мужчин и 12 женщин и их члены семей 133 человек мужского пола и 248 женского пола. Если под 1839г отмечалось, что в деревне Ишеево пчеловодства почти не было, зато имелись 295 бортей, то в 1912-1913 годах в деревне 18 хозяйств припущенников занимались пчеловодством и имели 51 пчелосемей.

Из домашних производств наибольшее распространение имела обработка животных материалов. И.Г.Георги так описывает выделку мехов: «...мягкую рухлядь вымачивают они в кислом молоке, намазывают мозгами от скотины и натирают мелом». Из шкур шили одежду, а также мешки для хранения и перевозки всевозможной провизии. Кожу коптили до тех пор, пока она не сделается  рогу подобна. Из кожи делали сосуды, конскую сбрую, обувь и пр. Среди сельчан было распространено ткачество, плетение корзин, производство кирпича. Такими промыслами были заняты 57 хозяйств.

В конце ХVIII века (1798г) в Башкирии была введена кантонная система управления, просуществовавшая до 1865 года. По мнению А.З.Асфандиярова «кантонная система была крупным военно-политическим актом, рассчитанным на укрепление позиции царизма в Башкирии, на создание военного плацдарма, c целью присоединения к России восточных народов.

В целях постепенного перевода башкир в военно-казачье сословие 22 апреля 1789 года -20908 их дворов разделили на 103 юрты (команды). Башкирские кантоны не имели особых наименований и различались по номерам. При этом территории отдельных команд не совпадали с границами родо-племенных волостей. Поэтому башкиры конкретной волости оказались разделенными между различными командами или даже кантонами.

Фактически башкирское население было приравнено к военному сословию. Башкиры в полном вооружении должны были нести нелегкую службу на восточных границах России. При том материальное снабжение башкирского войска обеспечивалось за счет них самих. Но «по домостроительству» и «тяжелым делам» они оставались в гражданском ведомстве. 10 апреля 1798г башкир полностью и окончательно перевели в военно-казачье сословие с образованием 11 кантонов.

Таким образом, завершился процесс перевода башкирского населения из гражданского сословия в военное, и, в ХIХ веке в Башкирии существовала уездно-волостная и кантонная система. По сведениям Асфандиярова А.З., деревня Ишеево принадлежала к VII кантону и ХII юрте, Тельтимюрматынской волости, Акчулпановой тюбе Стерлитамакского уезда. С 1847 года в связи с изменением нумерации село входит в VIII кантон, который делился на 25 юрт.

Управление населением кантонов находилось в руках чиновников. К ним относились кантонные начальники, их помощники, юртовые старшины, их помощники, деревенские начальники, юртовые сотники и десятники. Вторую группу составляли лица, отвечающие за несение военной и «рабочей» службы и не имеющие постоянных должностей: походные старшины, дистанционные начальники, походные есаулы, сотники. В башкирских и мишарских кантонах часть должностных лиц имела действительные офицерские и классные чины, а также казачьи звания (урядник, хорунжий, сотник, есаул и т.д.).

Основная масса кантонных чиновников имела только зауряд-чины нерегулярных войск, присваиваемые генерал-губернатором (зауряд хорунжий, зауряд сотник, зауряд есаул). В 1837 году в башкиро-мишарских кантонах зауряд-чинов было 1987. В деревне Ишеево в 1834 году проживали сотник  Ишимбай вместе с сыновьями Габди и Ишбулды, сотник Иркабай Сунарчин, есаул Ямгурча Бикчурин, отставной сотник Кусяпкул Ишимбет, сотник Давлеткулов, в 1850 году - урядник Ишимбаев Габди (скорее всего сын сотника Ишимбая), отставной зауряд есаул Бикчурин Ямгурча, отставной зауряд-сотник Сунарчин Иркабай, зауряд-сотник Ишимбетов Кусяпкул, зауряд-сотник Давлеткулов, отставной зауряд-хорунжий Сунарчин Мавлетбай.

Линейная военная служба, т.е. охрана юго- восточных границ Российской империи на р.Урал, делилась на летнюю и зимнюю, продолжалась полгода. В середине мая (летом), и в середине ноября (зимой) происходила смена военной команды. В среднем 4-5 дворов каждые полгода выставляли по одному человеку. Исходя из этого, следует думать, что Ишеево одновременно отправляло служить по 4-5 человек.

К середине ХIХ века значение линейной службы башкир падает. В конце 40-х годов ХIХ века башкиры VIII кантона были переведены на денежные сборы и перестали нести обременительную военную службу.

Так село Ишеево расположилось и начало развиваться на очень удобном месте. С одной стороны речка Селеук, цепочка гор, примыкающих к горе Шах-Тау, а с другой стороны, равнинные земли, удобные для обработки. Территории земли у жителей села было очень много, тем более не полностью освоенной, и это привлекало внимание. С конца ХVIII века здесь наблюдается массовый приток населения

В 1790-1800 годах Мурзакаев Ильчегул с тремя сыновьями Сагдат, Мукмин, Ахмади, обосновываются на территории села. Нынешние Сагдатовы, Мукминовы, Ильчигуловы являются их потомками.

В 1820-х годах из соседней деревни Урман - Бишкадак сюда же переехал Сунарчин Мавлетбай со своими сыновьями Абубакиром и Тувальбаем. От сыновей Тувальбая  Загидуллы (его сыновья Гиззатулла, Сайфулла), Зайнуллы, Гайнуллы, Файзуллы произошли Загидуллины, Файзуллины, Гиззатуллины, Бакировы .

В середине ХIХ века Сафаров Нигмати с тремя сыновьями Абдрахман,  Мухаметьян,  Ахмятьян переселяется из Татарии в с.Ишей и поселяется по соседству с башкирами Центральной улицы.

Позже поселяется татарский бай Гайнулла Хажи. Он запрудил реку Селеук и построил мельницу.

С этого периода жители села начали заниматься земледелием. Например, в 1842 году ими было получено 120 пудов ржи 432 пуда пшеницы. Старожилы связывают это новшество именно с переселением сюда татар из Мензелинского уезда. Этому, скорее всего, способствовало и начавшаяся в 1830-40 годах кампания по переустройству деревень, которая привела к образованию крупных поселений. И, вслед за оседанием полукочевников и возрастанием роли постоянных поселений, распространялось земледелие, чему также повлияло увеличение численности крестьян-переселенцев, вынужденных либо арендовать землю у башкир, либо наниматься к ним в работники. Таким образом, появился институт припуска крестьян -переселенцев на башкирские земли.

Последующие правительственные указы означали полную легализацию большинства припущенников в башкирских землях и закрепления их владельческих прав. Целям усиления колонизации края служило и постановление Госсовета от 27 декабря 1848г. Здесь разъяснялось понятие и «припущенник», под которым отныне подразумевались для царских властей все категории поселенцев на башкирских угодьях, как арендаторов, так и самовольных переселенцев.  Все они все могли жить на территории края, лишь бы они водворились не позднее 7 сентября 1837г. Это постановление допускало возможность частичного изъятия земли из 40 десятин душевого надела вотчинников для урегулирования землеустройства в конкретной даче.

Таким образом, согласно документам, переселенцы вполне легально осели на территории села Ишей и получили земельные

наделы.

Во II половине ХIХ в приток населения продолжился. Из того же бензели некого уезда переезжает Рафиков Яхья с восемью сыновьями. Это случилось по одной из версий, в 1840-50-х гг., по другой - 1860г.

Наиболее реальнее вторая версия, то есть Яхъя поселился здесь в 1860г., так как его в списках IХ ревизии 1850 года нет. Сыновья Яхьи -  Ябир, Суфиян, Шигаеп, Абдрахман, Абдулла, Нигматулла, Насми, Даут, кроме последнего, начинают носить фамилию Яхин. Даут, когда Яхины были раскулачены, сказал, что он не кулак, а батрак, и остался Рафиковым. Известно, что сын Яхьи Абдулла и сын Шигаепа Абдрахим долгое время служили по контракту солдатами с целью расширения своих земельных владений.

Яхины тоже занимались земледелием. В основном только они сеяли пшеницу. На работу привлекались и чужие, которым выдавали ежедневную плату. Они покупали и технику: конную молотилку, жнейку, сеялку. Впоследствии ею же пользовался долгое время колхоз.

1860 году в селе возле озера Артмакуль обосновывается Жданов Айыт, который прибыл из Буреказгана в деревню Карайган, затем и сюда. От него в селе и пошла фамилия Ждановых.

В1880 г. башкир по имени Губайдулла с сыновьями Гайса, Сайфулла поселились рядом со Ждановыми. В это же году Искандаров Гайнетдин     из    д.     Утаймулла     расположился     по     соседству    с Губайдуллиными.   Его  сыновья  Хисам,   Саляхи,   Шарафи   погибли   в Великой Отечественной войне.

В середине 1880 года из д.Яр-Бишкадак в село переселились Янбердин Гарей и человек по имени Рахимгул, от которого пошла фамилия Рахимгуловых.

Примерно в это же время в село прибывают Галлямовы Саляхетдин, Камалетдин и Карим из д.Байгужа. Они обосновались на северной стороне озера Артмакуль. Ныне это улица Галлямовых. Сыновья Саляхетдин, Фаттах, Сахау, Галяу погибли в Великой Отечественной войне.

В конце 1880 года из д.Яр-Бишкадак сюда переселяются Хайбуллин Валиулла и Гарифулла. Они осели рядом с Галлямовыми.

Так село постепенно росло и развивалось, жители, прибывшие из
различных волостей Стерлитамакского и Мензелинского уездов
постепенно укоренились. Из нижеследующей таблицы видно, что
миграция усилилась с 50-х годов ХIХ века и продолжалась вплоть до
начала XX века.

                                                                                      Таблица 1.

Год

Кол-во дворов

Всего нас-я

мужчин

Женщин

1795

18

95

56

39

1834

119

63

56

1839

20

119

1850

17

182

92

90

1870

80

455

255

230

1912-1913

188

581

301

280

1920

207

1095

Примерно с 70-х годов ХIХ века берет свое начало разделение села на две части: татарскую и башкирскую стороны, которая сохраняется до сих пор. Каждая сторона имела отдельные мечеть и медресе, пастбища.

Первые мечеть и медресе были построены в 1840 году на башкирской стороне, где обучали чтению Корана и сур.

В 1912 году была построена мечеть татарской стороны. В этом деле большую помощь оказал Набиулла, сын Гайнуллы Хажи, который перевез здание мечети из деревни Кибячево.

В 1908 году в село из деревни Кузяново переезжает Арсланбеков Кашап Хазрат. Ему выделили землю рядом с мечетью башкирской стороны, где он построил дом. После приезда Хазрата, из той же деревни прибыл опытный хелфе Садрислам. Они распределив детей по классам, начали обучать их русскому языку, математике и другим наукам. Первыми преподавателями являлись Латыпов Саят мулла и Галеев Закир, сын Сахбетдина. Через несколько лет в село возвращаются, обучавшиеся на стороне Нигматуллин Мухамат, Ишмуратов Гарифулла и Янбердин Сагит. Они начинают давать уроки.

Обучение и содержание медресе велось за счет родителей шакирдов. Мой дедушка рассказывал, что они с собой носили дрова, продукты, школьные принадлежности.

Делая вывод, исходя из вышеизложенного, хотелось бы еще обратить внимание на национально смешанный состав населения. До сих пор не до конца, ясно, что же побудило татар из Мензелинcкого уезда бросить свои родные места. Есть версии, что этому способствовала религиозная политика Екатерины II, насильственное крещение. Правильнее связывать эту миграцию земельной политикой. Как известно, на территории Стерлитамакского уезда было много пустующих земель.

На основе этих сведений, можно предположить, что татары переселились в здешние края именно по причине поиска земли, тем более они уже до этого времени занимались земледелием.

Несмотря на внешнее благополучие, большинство жителей имели 1 корову, лошадь, несколько овец и жили в плетенных избах. Источником существования для них была продажа дров и древесного угля.

Итак, можно отметить, что село Ишей, наверное, как и все типичные ему села региона, испытала на себе и политику колонизации царского правительства, принудительного закрепления башкир к земле, переселенческие процессы и дальние отголоски насильственной христианизации.

Изменения в административном подчинении с.Ишей

Административно-территориальное деление Уфимской  губернии на уезды, принятое в 1865 году, сохранилось неизменным до 1919 года. 20 марта 1919 года на основании согласования    СнК РСФСР с Башкирским правительством, была образована БАССР.

Было создано 13 кантонов: Дмитровский, Кипчакский, Усерганский, Бурзян-Тангаурский, Тамьянский, Катайский, Аргаяшский, Яланский, Кущинский, Дуванский, Кудейский, Табынский, Токчуранский. Юрматынской, в составе которого находилось село Ишей.

Согласно постановлению Президиума ЦИК Башкирской АССР от 3 февраля 1935 года в состав Макаровского района с административным центром в селе Петровское входили следующие сельсоветы: Алатанинский, Янурусовский, Нижне-Арметовский, Армет-'Рахимовский, Макаровскйй, Кулгунинский, Васильевский, Зигановский, Петровский, Ишеевский, Ахмеровский, Бердышлинский, Кузяновский, Салиховский, Ново-Георгиевский, Кусяпкуловский, Сайрановский, Байгузинский, Иткуловский, Тамьяновский, Скворчихинский, Юлдашевский, в том числе и Ишеевский.

На основании постановления Президиума ВЦИК от 20 марта 1937 года был образован Ишимбайский район с центром в рабочем поселке Ишимбае. Из Макаровского в Ишимбайский район были переданы Кусяпкуловский,   Байгузинский   сельсоветы,   из   Стерлитамакского   -Наумовский сельсовет. В январе 2000 года Ишимбайский район был объединен с городом Ишимбай, что побудило негативную реакцию со стороны сельчан. Действительно, намного уменьшилось внимание властей на состояние сел.     Значительно     сократилось     финансирование     сельхозработ. Труженики сами добывают необходимые материалы, сырье.

Территория района 4006 кв.км, из них две трети, сельскохозяйственных угодий 111 тыс. и пашни 62 тыс.га. На территории района имеется высококачественное сырье для химической промышленности- уникальное сочетание известняков и каменной соли, на основе которого производится соль. Также разведаны два месторождения нефти. Район располагает также месторождениями гипса (Селеукское, Ишеевское), песка (Байгузинское), доломита (Шахтауское), бутового камня (Иткуловское, Салиховское, Кузяновское), песчано-гравийной смеси (Карайгановское, Октябрьское, Яр-Бишкадакское).

Село Ишей в период становления Советской власти

Село Ишей    подошло к революции,  наверное,  как и все села Башкирии  этого  времени.   На  первых  порах события,   связанные  с переворотами 1917 года в жизни деревни никак не отразились, но сдвиги уже были намечены.

Наступивший 1917 год стал переломным в судьбах Башкирии. Каждый метр Российской империи должен был стать Советской, и Башкирия не стала исключением.

Февральские события в Петрограде в Уфе и Стерлитамаке встретили очень бурно. Падение самодержавия создало в городе и уезде безвластие. Этот вакуум пытались заполнить разнородные и противоположные структуры. Например, для поддержания политики Временного правительства в марте был сформирован комитет

общественных организаций.

В Стерлитамаке практическую работу от имени Совета до весны 1918 года вел революционный комитет. В начале своей