Россия / Республика Башкортостан / Краснокамский район

Николо-Березовка

Описание

Использована работа Егоровой Р. Р. (сотрудник администрации Сельского поселения Николо – Березовский)

С глубоких времен покрытые лесами земли левого берега Камы, между ее притоками Буй и Белая, были обжиты человеком. По оценке историков местные племена говорили на финно-угорских языках, род­ственных современным удмуртскому, марийскому, коми, мансийскому, вергерскому и прочим языкам. Немногочисленное население занималось примитивным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством.

Название главной реки края КАМА – фино-угорского происхождения. В древних языках, как считают лингвисты, слово «ком, кам, кум» означало «человек, мужчина». В таком понимании оно до сих пор сохранилось у хантов и манси -, «хом, хум». Поволжские финны впоследствии восприняли от иранских сармат слово «морт» - «человек, мужчина», отсюда мордва, удмурты, меря, марийцы. В дальнейшем все люди, финно-язычные племена, проживающие в Прикамье, и сама территория стали называться «коми, комму» - «земля комов» (сохранилось в имени народов коми и коми-пермяков). А затем и главная река, по берегам и притокам которой проживали эти племена, получила название «кам» - «главная река комов».

Легенда: разгневался на людей и наслал на них ливни, превратив землю в болото. Легендарный богатырь Кам нашел огромный камень, зацепил его веревкой и протащил по болоту. Таким образом, что после него образовалось русло реки.

До сих пор нет точных данных, в каком именно году было образованно село Николо - Березовка. Существует несколько версий. Первая из них, изложенная священником Красновым, так называемая "Строгановская" гласит, что в 1550 году земли эти были пожалованы купцам Строгановым, которые устраивали здесь соляные варницы и вели торговлю. Матросы, проходя на судах мимо места, где сейчас находится село, обнаружили, явленную здесь чудотворную икону Святителя Николая. На месте явления впоследствии было выстроено село, и названо Никольской слободой.К концу 15 века верховья Камы были прочно освоены русским населением и Прикамские земли вновь стали ареной взаимных военных походов. В 1530-1540 годах борьба окрепшего государства с Казанским ханством за обладание Волжским бассейном развернулась с особым ожесточением. В 1552 году Казань пала. Но еще в течение шести лет население оказывало вооруженное сопротивление войскам Ивана Грозного. Перед местным населением встал вопрос: либо продолжать изнурительную борьбу, либо переходить под власть московского царя. Выбрали второе. И в 1557 году Северо-западные башкирские племена и Прикамские удмурты добровольно вошли в состав России.

Как только Прикамье оказалось под единой властью, сюда хлынул поток русских крестьян.Ранняя история Николо – Березовки более-менее ясна и подтверждается документами с 1620-х годов. Самый же древний период истории села — вторая половина 16 — начало 17 века окутан легендами, в частности о явлении иконы.

Царь, укрепив за переселенцами земли и рыбные ловли, в знак особой милости прислал сюда икону Святителя Николая чудотворца, по которой слобода стала называться Никольской, до переименования ее потом, по реке, селом Березовским. По другому преданию, икона была найдена по реке Каме в дупле березы людьми Строганова, плывшими караваном по Каме, отчего и получила название «Березовской».

К 17 веку икона Николы Березовского становится самой почитаемой в Сарапуле и окрестных деревнях. По преданию, когда в 1610 году в Сарапуле свирепствовала эпидемия моровой язвы, молитва Николая Чудотворца из Березовской церкви спасла жителей. В память чудесного избавления, ежегодно 8 июля стал совершаться крестный ход с чудотворной иконой из Николо-Березовки в Сарапул.

К 1621году в этом участке Прикамья выделялось два крупных населенных пункта – Сарапул (Вознесенское) и единственное на левом берегу Камы село Березовское (Никольское) — 80 крестьянских и один бобыльский двор.

В 1646 году — уже 100 крестьянских и 40 бобыльских дворов. Общая численность населения была 800 человек.

Во второй половине 17 века обстановка в крае становится более напряженной. Одно за другим вспыхивают восстания башкир. Была сожжена церковь в Березовке. Коснулось села и восстание Емельяна Пугачева в 1773 — 1774 годов. И в 1806 году строится новый каменный храм с двумя пределами.

На рубеже 19-20 столетий село вновь переживает эпоху расцвета. Из рядовой деревни она превращается в крупный торгово-промышленный центр. С 1912-1917 год население увеличивается в 3 раза. Причиной расцвета послужило выгодное расположение Николо-Березовки, как удобной пристани на Каме. Огромное количество производимого в западной части Бирского уезда хлеба вывозилось на Березовскую пристань.

В течении многих веков основным населением села являются купцы. Березовские купцы построили множество хлебных амбаров, где скапливался привезенный хлеб, а с началом навигации осуществлялась его отправка. С 6-10 декабря в селе проводилась большая ярмарка. По выходным устраивали базары. Наряду с временной торговлей уже во второй половине 19 века существовало немало стационарных торговых заведений, лавок.

К концу 19 века появляются ремесленные заведения- кузницы, слесарни, портняжные мастерские. В селе есть почтово-телеграфное отделение, аптека, кулеткацкое заведение, мельница, 37 торговых предприятий.

С 1869 г. действует земская школа. В 1910 статус училища повысился, оно стало называться Николо-Березовское 4-х классное городское училище. Была в селе библиотека, богатое купечество выписывало газеты и журналы.

С 1871 года по 1917 год с Николо-Березовка действовал женский монастырь (на территории, примыкающей к парку Победы).

Узнав о том, что в селе хранится чудотворная икона, дважды посетила село Елизавета Федоровна Романова, в 1910 и 1914 годах. После трагической смерти мужа в 1905 году (от взрыва бомбы) Елизавета Федоровна покидает светское общество и всю свою жизнь, часть своего состояния направляет на благотворительные цели. На собственные деньги она покупает участок земли в Москве и строит там больничный городок. Для ухода за больными она создает знаменитую Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Сама принимает постриг, становится игуменьей, настоятельницей общины, лично ухаживает за тяжелобольными. Ее приезд в Николо-Березовку по тем временам событие редкое, неординарное. За сравнительно короткое пребывание она посетила церковь и монастырь в Николо-Березовке, посетила ближайшие села и деревни: Марьино, Ташкиново, Арлан, Можарово, Крым-Сарай, Кареево, Дунаево, Норкино, Пятнур, Касево. Повсюду ее встречали хлебом-солью, с особой сердечностью. Великая княгиня щедро одаривала детей, крестьян, чиновников подарками. В память о пребывании Великой княгини в селе Николо-Березовка меценатом, уроженцем села Тетеревым В.Г. построена часовня «Елизаветина кладезь». В деревне Арлан установлена стела, на том месте, где Великая княгиня совершала чаепитие.

В 1917г. монастырь закрывают. В 1934 году сбрасывают колокола, закрывают церковь. Сразу же после свершения Октябрьской революции началась борьба за переустройство жизни населения. Были избраны Сельские Советы. В годы гражданской войны территория нашего района дважды подвергалась нашествию в 1918-белочехов и белогвардейцев и в 1919 году колчаковцев.

Наш район сыграл важную роль в формировании полков Красной Армии, крупных партизанских отрядов и дружин.

В начале июля 1918 года штаб 2-й армии Восточного фронта, губернские и уездные организации на пароходах эвакуируются в Николо-Березовку. Эвакуацию прикрывал отряд уфимских рабочих под командованием Чеверева Александра Михайловича. Отряд был также вынужден перебазироваться в Березовку. Здесь насчитывалось до 50 отрядов и дружин. Были сформированы 1-й и 2-й Бирские стрелковые полки.

В освобождении Николо - Березовки и территории района решающую роль сыграла одна из лучших дивизий Восточного фронта — 28-я стрелковая, названная в народе «железная», командовал которой герой гражданской войны - Азин Владимир Мартынович.

Большую помощь армии оказывали моряки Волжско-Камской флотилии под командованием Раскольникова. В середине октября флотилией были освобождены узники «баржи смерти». Всего в трюмах находилось 6000 арестованных, рейд балтийских моряков спас от смерти 432 человека.

В начале марта 1919 года армии Колчака удалось занять почти всю территорию Башкирии. Проводилась мобилизация в колчаковскую армию. Сторонников советской армии и коммунистов расстреливали.

К концу лета Башкирия была вновь освобождена. Последним отголоском гражданской войны стал мятеж, названный «Черный орел». Случился он в 1920 году и был организован противниками продразверстки. После первых известий о кровавых злодеяниях мятежников в деревнях создавались отряды самообороны. Благодаря энергичному действию отрядов Красной Армии и войск внутренней охраны, прибывшими из Сарапула, мятеж был полностью подавлен.

Летом 1919 года для проведения агитационной работы по Волге и Каме отправился пароход «Красная звезда» с большой группой агитаторов и пропагандистов. В Николо – Березовке на пароходе для жителей села был показан первый немой фильм и проведен митинг. В качестве инструктора на пароходе плыла Н. К. Крупская. В 1929 году началась массовая коллективизация. 20 августа 1930 года Постановлением Президиума ВЦИК в Башкирии было образованно 48 районов, в том числе Краснокамский — с районным центром в селе Николо-Березовка. К началу 1935 года в жесточайших условиях классовой борьбы в районе было создано 67 колхозов.

Еще одной значительной страницей в истории района является участие Краснокамцев в строительстве метро в Москве. В марте 1933 года в район приехали представители Метростроя на заготовку сельхозпродуктов. В райцентре состоялся митинг, на котором по предложению секретаря райкома Г. Ишмурзина было решено направить на Метрострой 100 комсомольцев. Но патриотический порыв молодежи был настолько велик, что при заключении договора записались 5 тысяч человек. Район оказывал Метрострою и продовольственную помощь. Метрострой не остался в долгу, он оказывал району большую материальную помощь. Для телефонизации прислали провода, изоляторы, аппаратуру, выделяли различную технику, радиоустановки, походные аптечки и т. д. В 1919 году в селе организованы марийские педагогические курсы, в 1921 — реорганизуется в пед.техникум, в 1924 — переводится в Бирск, в 1934 — вновь возвращается в Николо — Березовку. Марпедучилище было реорганизовано в 1956году. За годы деятельности училища в нашем районе было выпущено около 2-х тысяч молодых учителей. Среди выпускников МПУ — народный марийский писатель Александр Юзыкайн., народный учитель СССР Емельянов, учитель Николо-Березовской средней школы Бабуркин Михаил Никитич и многие другие.