Россия / Республика Башкортостан / Мелеузовский район

Воскресенское

Описание

Использована работа Использована работа Сидоровой Алёны, МОУ СОШ № 20

История села Воскресенское

 

В Мелеузовском районе есть село со звучным названием – Воскресенское. История Воскресенского Мелеузовского района началась 250 лет тому назад, когда русские учёные приступили к исследованию уральских недр и строительству здесь горных заводов. Это село своими корнями уходит в далёкое прошлое, а точнее в неспокойный для Башкирского края 18 век. И имеет такую предысторию. На правом берегу реки Белой, ниже устья речки Усолки, расположилось одно из старейших русских селений в Башкирии – село Табынское. В 9 километрах от Табынского под Воскресенской горой протекает речка Воскресенка, впадающая в р. Белая. На этой речке осенью 1736 года по распоряжению И. К. Кириллова началось строительство первого на Южном Урале Воскресенского медеплавильного завода. В январе 1737 года Кириллов доносил сенату : «Работа продолжается вольным наймом и табынскими жителями и ссыльными за кормовые деньги. И ежели печальные препятствия не воспоследствуют, то будущим летом плавка меди начнётся». Кириллов начал строительство не с возведения завода, а с сооружения крепости. Была возведена крепость-забор с караульными по углам и рогатками в тылу. До конца дело Кириллов не довёл по случаю смерти. В июне 1737 года восставшие башкиры  совершили набег на Воскресенский завод и разрушили его, ещё не достроенный. Н.В. Татищев, сменивший Кириллова, распорядился прекратить начатое строительство.

Остатки Воскресенского завода в 1743 году приобрёл Симбирский купец Твердышев И.В. Он основал завод с поселением на новом месте, в 90 верстах от Табынска на речке Тор, притоке р. Нугуш. Завод был пущен очень быстро – в 1745 году, сохранив своё первоначальное название – Воскресенский. Так возник первый действующий медеплавильный завод в нашем крае. В компанию Ивана Борисовича Твердышева входили его братья Яков и Пётр и зять Иван Семёнович Мясников, который был женат на сестре Твердышева- Татьяне. В 1760 году на заводе было 7 медеплавильных печек, при заводе состояло 320 дворов и одна церковь. Водяная энергия создавалась за счёт падающей воды…Руду возили с местных гор. Возникает вопрос: откуда прибыли на Воскресенский завод местные жители? Известно, что Твердышев с компанией купил 15 тысяч крепостных крестьян в Нижегородской ,Пензенской,Рязанской и Симбирской губерниях и переселил их в Башкирию. Раскольники и беглые принимались на заводы беспрепятственно. По количеству выплавляемой меди братья Твердышевы с Мясниковым среди частных промышленников занимали первое место на Южном Урале,и даже в России. Около ¼ части всей продукции они отправляли за границу.

Немало исторических событий помнит это село. Во время крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва 1773-1775 гг.завод был захвачен повстанцами, и на Воскресенском заводе отливались пушки для восставших.

В 1783 году после раздела наследства Воскресенский завод достался дочери Твердышева – Дарье Ивановне Пашковой, а уже от неё он перешёл в наследство сыну – Василию Пашкову. Василий Пашков владел заводом до самой смерти в 1834 году. А в следующем году умерла его жена– Екатерина Александровна, урождённая графиня Толстая, а завод перешёл по наследству их сыну Михаилу Васильевичу Пашкову. Он – управляющий департамента внешней торговли, инспектор пограничной службы, был женат на графине Барановой М.Т. (1807-1887гг.). Пашков М.В. умер в Париже в 1863 году. Воскресенский медеплавильный завод переходит по наследству его детям( сыну и шести дочерям). С 1863-1870 г.завод принадлежит наследникам, которые в 1870 году продали завод английский компании. По данным 1870 г. в Воскресенском заводе проживало 3143 человека(424 двора), имелась церковь, училище и три водяные мельницы на реке Тор. В 1878 году завод выглядел так: «Он состоит из большого кирпичного здания, в котором помещаются 6 шахтных печей, 2 горна и воздуховодные цилиндрические меха(всего 8),приводимые в движение водяной силой. В другой половине завода помещаются устройства для обработки руд мокрым способом. Кроме того, при заводе имеется  кирпичная литейная фабрика, для выделки листовой меди.

Производительность завода в год выражается выплавкой меди в 18000 пудов, листовой меди –от 6500 до 7000 пудов. Руды, выплавляемые на заводе, принадлежат к медистым песчаникам пермской информации. Эти руды доставляют из собственных рудников, находящихся вблизи Оренбурга, в Каргалинской степи (150-180 вёрст).

Продукция завода отправлялась далеко за пределы Урала: в Нижний Новгород, Царицын, Санкт-Петербург, в основном водным путём. В деревне Береговка была пристань, от которой отплывали весной по реке Белой баржи, гружённые медными плитами. Потом баржи плыли по Каме, затем по Волге, увозя всё дальше ценный груз.За развитие металлургии И.Б.Твердышеву и И.С. Мясникову императрица Елизавета Петровна присвоила титул потомственных дворян. В 1895 году производство на заводе было ликвидировано из-за недостаточной прибыли. Постановлением Совета Министров Башкирии от 19 июля 1976 года Воскресенский завод был включён в список памятников архитектуры. В паспорте завода отмечается уникальное значение его как памятника промышленной архитектуры Урала, представляющего большую историческую и художественную ценность.

Не уберегли воскресенцы на своей земле церковь, но в памяти сохранили.

Дивная картина открывалась виду: как чудо, у воды вставала в утренней дымке и солнечных лучах высокая белокаменная церковь, сияющая куполами. Воскресенская православная…Она поражала людей гармонией линий и пропорций, простотой внутреннего убранства да стремлением к вечности, сосредоточенном и разлитом здесь повсюду – в арочных оконцах храма, в музыке влетающих к нему колоколов…До 1769 года в Воскресенском заводе была церковь деревянная в память обновления Храма Вознесения Христова. В названном году эта церковь сгорела, а вместо не была заложена иная в память того же священного события. Заводосодержатель, коллежский асессор Яков Борисович Твердышев построил деревянную часовню, в которой и совершались богослужения, кроме литургии до времени окончательной отстройки и освящения каменной церкви. Эти сведения взяты из донесения священника Воскресенского завода Стефана Симсонова в Оренбурге духовное правление (по преданию, в этой часовне находился Емельян Пугачёв в дни пребывания на Воскресенском заводе).Из летописи Храма и Прихода Воскресенского завода известно, что «в 1788 году вышеназначенная каменная постройкою окончена и освещена с благословления Преосвященного Казанского».С 1849 по 1852 годы старанием священника Павла Николаевича Левитского и «тщанием прихожан в церкви произведены разные работы, значительно украсившие Храм»: посеребрены кадила, лампады, подсвечники, сделаны заклиросные киота с резьбою и позолотою, написаны вновь местные иконы. В 1854 году выполнены чеканные посеребренные ризы в иконостасе  на иконы Спасителя, Божьей Матери, Воскресения Христова. В последующие годы в церкви был устроен новый иконостас с исправлениями в 1000 рублей. Сделан новый каменный пол. Вызолочены три креста и рамы на икону на горном месте. Всего же в течение этих четырёх лет выполнено работ на 3282 рубля. Из них 1500 рублей пожертвованы заводовладельцем Николаем Михайловичем Пашковым, остальные собраны прихожанами.

Воскресенская православная церковь была центром просвещения. 22 февраля 1860 года дьяконом Михаилом Смирновым  было открыто в его доме церковное училище, которое с марта 1866 года помещалось в сторожке при церкви.

В содержании его участвовали церковь и общество прихожан.  За первые пять лет существования училища в нём получили образование более 200 детей. Из летописи: «Дьякон Михаил Алексеевич Смирнов состоит на службе при настоящей церкви с 13 февраля 1846 года, уроженец Рязанской губернии, а обучение детей своих прихожан в училище 19 октября 1861 года объявлена  ему признательность Епархиального начальства».

Церковь была центром просвещения. Дома церковнослужителей построены в 1842 году. Эти здания в настоящее время являются реликвиями. Они нуждаются в сохранении. Славились они звоном колокола, привезённые с Поволжья, отлитые старинным вековым способом. Всего 12 колоколов, главный из них весил 180 пудов. Били в них на Пасху, да в пургу. В окрестных деревнях выходили люди в пасхальную неделю на улицу слушать, как в Воскресенском бьют колокола. Но подобно сотням других, эти славные колокола попали в переплавку. Навсегда умолк голос Воскресенской звонницы.

Навсегда ли? Может, стоит подумать о возрождении православной церкви в селе некогда являвшемся волостным центром, имеющим своеобразную интереснейшую историю.

Своей историей село связано с событиями Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва и Салавата Юлаева. Здесь жили и работали известные горнозаводчики И.Мясников и братья Твердышевы. Несколько поколений знаменитого рода Пашковых, чей дом в Москве всемирно известен, графина Екатерина Александровна Толстая, династия врачей Корлейс.

Глава семейства Эдгард Иванович, врач-хирург, коллежский асессор, принявший русское подданство в 1897 году, участник Китайского похода, обладатель многих почётных наград Отечества, приступил к работе в Воскресенской больнице в ноябре 1908 года. И работал здесь до 1927 года вместе с женой и сёстрами. Авторитет Э.И.Корлейса и его близких был огромен, любовь к ним – всеобщая. В Уфимской, Оренбургской губерниях они пользовались репутацией талантливых врачей и незаурядных общественных деятелей. В 1997 году были разысканы дочери Э.И.Корлейса – Олька Эдгаровна и Елена Эдгаровна. Они живут в Москве. Сёстры подарили мемориальный музей семьи Корлейс личные вещи Эдгарда Ивановича, фото его жены Анны Константиновны и уникальную фотографию села Воскресенское 20-х годов с изображением церкви. А мемориальный музей семьи Корлейс – это часть Воскресенской картинной галереи, расположенной в бывшем доме Э.И Корлейса. Дом этот- особняк красного цвета – памятник архитектуры второй половины 19 века.

История создания картинной галереи.

Воскресенская картинная галерея создана по инициативе группе московских художников, бывших выпускников Московской средней художественной школы, в память о проведённых здесь 1941-1945 годах. Открывшаяся в сентябре 1939 года Московская средняя художественная школа одна их трёх художественных школ-десятилеток, которые были организованы в крупнейших городах СССР в предвоенные годы. Энтузиастами-организаторами  её были представители московской общественности, среди которых мастера искусств И.Граборь, Г.Щеголь, С.Герасимов, П. Соколов-Скаля, Д. Моор, И.Москвин, известные полярники, герои Советского Союза: Кренкель, Юмашев. Московская средняя художественная школа быстро завоевала популярность и воспитала наиболее одарённую часть ребят из Московских  художественных студий, а наличие небольшого интерната позволило принять в школу 35 учащихся по рекомендации изостудий других городов Советского Союза. Задачей школы было помочь одарённым детям овладеть профессиональными навыками. Здесь параллельно с предметами и  изучались специальные дисциплины: живопись, рисунок, композиция и т.п.Педагогический состав школы был сформирован из творчески активных художников Москвы. Такие педагоги Московской средней художественной школы, как М.Добросердов, В.Почеталов, А.Шорчев, Л.Соловьёв, С.Михайлов, М.Хазанов и другие сумели создать в школе благоприятную творческую атмосферу. Большие успехи в учёбе показали учащиеся своими работами на двух отчётных выставках весной 1940 и 1941 годов. Высокую оценку творчества учащимся дал И.Граборь в своей статье «Юные дарования в изобразительном искусстве», которая была опубликована в газете «Правда» 24 мая 1941 года. А 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. Московская средняя художественная школа была эвакуирована в село Воскресенское Башкирской ССР. Местное население приняло активное участие в жизни школы. Несмотря на бытовые сложности военных лет, творческая работа не прерывалась. Подростки 12-17 лет, забывали обо всём с полной серьёзностью, овладевали профессиональном мастерством. В трудные годы всенародных испытаний каждый чувствовал себя наследником Великого русского искусства, стремился стать достойным его приемником. Уже отсюда несколько учеников были призваны в ряды Советской Армии, участвовали в боях, были награждены орденами и медалями.

Художница Клара Филипповна Власова, навестившая Воскресенск 1995 году, рассказывала: « Ехала до Башкирии долго, не до конца понимая, что происходит. Было нам по 12-15 лет, с нами были педагоги, которые заменяли родителей. Одеты были по-московски, особенным франтом был Вадим, сын Константина Паустовского, в бриджах, щегольском костюме. Но, уже через несколько месяцев, он ходил в лаптях, как большинство деревенских. С питанием тоже было трудно, и всё-таки нас кормили. Рисовали на улице, просили позировать местных. Те отвечали, что некогда, много работы. Тогда мы говорили: «За хлебушек» и доставали припрятанный от обеда кусочек клеклого хлеба. Вечно голодные селяне соглашались. Подрастали мальчики, уходили на фронт, кто прямо из Воскресенска, кто чуть позже из Москвы.

Воспоминает Г.М.Коржев, живописец, народный художник СССР: «В селе Воскресенском мы переживали тяготы и лишения военных лет. И вопреки всему много рисовали и писали. Вместе с непривычным укладом в жизни вошло нечто неведомое городским девчонкам и мальчишкам: запах земли и сена, лошади, дипуны лапти, весенние крики грачей…»Как только немцев отогнали от Москвы, художественная школа вернулась домой. Шло время…Советское изобразительное искусство  в значительной мере определялось творчеством художников- «воскресенцев». И они не забыли своё село. В 1971 году при поддержки Министерства культуры РСФСР и БАССР село Воскресенское Мелеузовского района получило в дар бесценную картинную галерею. Это единственная в стране галерея, появившаяся на свет в знак благодарности земле, людям, приютившим  в тяжкие  годы войны тех подростков, которые теперь составляют цвет российского искусства. Конечно, произведения их имеют многие лучшие музеи нашей страны и мира, но в дружную коллекцию они собраны только здесь, где началась взрослая творческая жизнь их авторов. 70 художников представлены в галерее. Среди работ есть и сделанные в Воскресенском военной парой. Работы эти имеют особую ценность. Сама картинная галерея размещается в специальном помещении и имеет 4 раздела: живопись, графика, скульптура, эскизы к кинофильмам. Раздел живописи представлен 71 работой художников:

Адамович Л.А. Пейзаж «Гора-Слон».

Аристова И.Ф. «Портрет художника Бабицина с дочерью».

Бабицин В.А. «Старый завод на Урале».

Вериго А.К. «Фронтовая кухня».

Воробьёва Н.Д. «Пионерка».

Гаврилов В.К. «Последний лёд», «Ранняя весна», «Зимняя тишина».

Горский А.П. «Лес у красного луга», «Свидетель суровых дней».

Добросердов  М.В. «Скорбь о погибших», «Натюрморт военных лет».

Завьялов А. В. «Рабочий контроль».

Иванов В.И. «Село и сады Рязанской области».

Колобаев Е.П. «Голова девочки».

Коржев Г.М. «В пути». Этюд к картине.

Коржев в то время был молодым, талантливым художником, ищущим свою тему в живописи. В 1954 году появилась картина «В дни войны». Картина проста по сюжету. Хотя война ощущается во всех деталях картины. Всё изображённое было не только увидено, но и пережито самим художником. Картина «Влюблённые» завоевала сердца зрителей. Тема этой картины – сложная и неустроенная жизнь вернувшегося с фронта солдата, его трудная любовь. Картина полная размышлений о бывших фронтовиках.

Силой  в самой жестокой из войн. В них мы узнали историю целого поколения .Жизнь настоящих художников – это всегда поиск, исследование, стремление проникнуть в глубины действительности. В полной мере это подтверждают творческие подходы художников, граждан и патриотов. Много лет сотрудники музея переписываются с художниками, получают от них каталоги, книги, фотоснимки. Незабываемые встречи в Москве в феврале 1987 года с «воскресенцами», когда была проведена атрибуция многих произведений, уточнён список бывших в селе педагогов и учеников (более 150 человек), собран материал для каталога галереи. Тогда же москвичи подарили селу 153 произведения, 60 из которых датируются 1941-1945 годами. А  в 1996 году В.А. Бабицын передал в дар галереи рисунки Никиты Калиновича, О.В .Буткевич – скульптурные портреты Коржева, Оссовского…В галерею идут люди, приезжают из соседних деревень и городов, из столицы и других стран. Местные жители несут старинные книги, иконы, документы. Так появился раздел «История и культура села Воскресенского». Сотрудники Воскресенского музея трепетно относятся к историческому материалу. При таком подходе любая мелочь становится бесценным документом времени. Каждый предмет – от ткацкого станка и сохи до миниатюрной табакерки (эти вещи переданы музею В.П. Десятковым) – бережно воссоздают традиции, уходящие корнями в народное творчество Древней Руси. До сих пор живы в Воскресенском вышивка, ковроткачество, керамика.

К 250-летию села керамистка Валентина Кузнецова, наша землячка, передала в дар музею серию работ «Воскресенская жизнь»  и «Светлый Воскресенск».