Россия / Республика Башкортостан / Учалинский район

Ахуново

Описание

Мой отец является выходцем из с. Ахуново Учалинского района. Жители этого села с давних   пор называют себя мишарями. Основано оно на территории Кара-Табынской Волости в 1780 г. мишарским служилым населением, вышедшим из деревни Муслимово, Курманаево Исетской провинции Челябинского уезда, а точнее первым основателем ее стал наш прапрапредок Абдулла Даушев. Перед тем как начать описание истории заселения села Ахуново Абдуллой бабаем и его родственниками, необходимо выяснить его корни, кем был его отец, дед, и по каким причинам они пришли на территорию Учалинского района.

Известно, что Абдулла Даушев был выходцем из Исетской провинции деревни Муслимово. Этот аул носил название, по версии А.З. Асфандиярова,  деда Абдуллы Ахуна – Муслима. 

К середине 50-х годов XVIII в. число новокрещненных в Поволжье достигло 269213 душ, в то время как в первой четверти XVIII в. было всего 13322 душ. Количество новокрещненных увеличивалось за счет народностей, исповедующих языческую религию – мордва, мари, чувашей и удмуртов. Укажем, что “новокрещенные освобождались на 3 года от всяких повинностей, которые накладывались на их некрещеных собратьев с целью побудить к крещению и их”.

Известно, что следом за Абдуллой Даушевым  на эту территорию прибыло 40 семей, но есть версия, что их было 39, и иногда еще называют цифру 12. Исследуя этот вопрос, мы все же остановились на цифре 40, так как имеется источник в музеи с. Ахуново . Татарский ученый М. Ахметзянов указывает в своей книги следующие названия родов, поселившиеся с Абдуллой бабаем на территории с. Ахуново: это Амин ырыу, Бурундук, Бизелек, Баем дэрхэт, Биктимир, Бикбулат, Илембет, Кэмэби, Мухамметшарип, Масгут, Рахматулла, Туктабы, Уразмет, Юнус, Янсура.  Если посмотреть книгу “Шежере 40-ка семей”,  то действительно с перевода арабского исходят эти же названия, но с небольшими неточностями. Поэтому мы можем утверждать, что данные рода являются первоначальными основателями данной деревни.

Рассмотрим и сам этап строительства аула.

На территорию с. Ахуново более 200  лет тому назад, т.е. до его основания, повсюду протекала р. Кыйдыш, землю наводняли подземные родники каждую весну, и везде были непроходимые леса. Первые дома поставленные Ахун бабаем гнили. Но спустя некоторое время, местные жители начали осушать землю от воды, вырубать лес, так, чтобы жители аула смогли и дальше расширять деревню, строить новые дома. Так и приобрело Ахуново свой современный географический вид.

Каждая семья строила свои дома близко к своим родственником, в результате чего появились родовые подразделения – аймаки, такие как башкорт аймагы, куяндар, мэрсеклэр, хисайлар, ак сикмэндэр и т.д.

Вскоре, после основания аула Ахуново, все чаще появляются новые семьи и переселенцы: приехали ясачные татары, затем Мусса и Ибрагим  Мясагутовы из Казанской губернии, прибыли Бикмухаметовы из деревни Большая Кукмара; из Самарской губернии три семьи – Жалила, Гибая и Юсуфа, которые просили у Ахун бабая, чтобы он им хоть какой-нибудь малый участок земли выделил. Сначала Абдулла Ахун не хотел с ними говорить, т.к. узнал, что они бежавшие крепостники, но, узнав, что они очень хорошие плотники, он решил их оставить, и дал участок в начале аула, что находится у реки, но при одном условии - они не должны будут общаться с населением деревни.

Далее прибыли  люди из Чистого Озерска и других деревень Троицкого уезда. Так и началось расширение деревни Ахуново. Была создана карта деревни Ахуново землемером Головачевым, по которой земельная территория ахуновцев сократилась с 9943 десятин до 25949 десятин.

По V ревизии 1795 г., в деревне было 55 дворов с 444 жителями. В 1859 г. 280 дворов с 1623 жителями. В 1920 г. в 725 дворах проживало 4087 мишарей и татар. Увеличение численности населения за такой короткий срок (между V-X ревизиями) в 3,5 раза было возможно не только за счет естественного прироста, но главным образом за счет переселенцев. Так в начале XIX в. сюда пребывают около 30 семей татаров из Казанской губернии, называя себя казачьей кавалерией. И через неделю они делят земельную территорию на две части: в Ахуново настает двоевластие в 1848 г., начинается вражда между пришлом и местными народами, т.е. это период кантонной системы в Башкортостане, межземельная рознь из-за политике царизма. Это описано и в Шежере Амировых.                                                                                                                                                                                     

С момента возникновения аула - Ахуново, оно становится уже частью и участником событий конца XVIII-XIX вв. В том же Шежере Амировых указано, что после введения кантонной системы управления, деревня Ахуново было причислено к I-му кантону Верхнеуральского округа.[4]  После их перевели в казаческое сословие, значение их как военной силы, еще более усилилось. Были переведены в казачье сословие и родственники Дамин бабая, согласились они на это, чтобы их не выселили с этих мест. У жителей Ахуново отобрали паспорта, чтобы они не выезжали за пределы своих земель. Это подтверждается Указом изданный в “ Законах Российской Империи о башкирах” в главе IX  на странице 321.

С введением кантонной системы, в ауле Ахун бабая начинается вражда между пришлыми населениями и мишарями из-за земель. Жители деревни пишут прошения на имя царя и требуют справедливого раздела земли. В связи с этим 1893-1894 гг. к ним приезжает землемер Исоенко, который дает план межевания земель ахуновцев. В 1896 г. этот план изменятся, и к ним вновь приезжает землемер, который дает инструкцию – поселиться казачьим сословиям на пусторожих близ Петропавловска. В 1908 г. им же в надел отдают по 12 десятин на душу с этих краев. Но этой земли было не достаточно для всего казачьего населения  деревни Ахуново, и поэтому дается им земля между Верхнеуральском и Урлядкой.  И часть населения Ахунова переселяются в эти края, которым вдобавок дается по 50 рублей для поднятия своего нового хозяйства. На эту землю были выселены 10 семей, которые образовали деревню – Ново-Ахуново. В их составе выехали не только родственники Ахун бабая, но и родственники Амировых – семьи Минибая и Вали Амировых.

Таким образом,  и кантонная система и генеральное межевание задело деревню Ахуново. Но, несмотря на это, аул этот продолжает расти, обустраиваться и экономически развиваться. На протяжении всего периода он участвовал и участвует по сей день в историческом процессии Башкирского края.

Источник : Ахмедьянова Алина Халиловна