Россия / Белгородская область / Грайворонский район

Казачья Лисица

Описание

В верховьях речки «Лисицы» в 1643 – 1645 годах возникло две отдельные деревни: Казачья Лисичка и просто Лисичка, впоследствии слившись в одну, предположительно в 1675 – 1685 годах.

К 1692 году в Казачьей Лисичке было 28 дворов в основном казачьих, да , кроме того, 5 дворов «гулящих», не имевших земли. Среди первых жителей деревни: Алексей Павлов, Дмитрий Гончаров, Дементий Зубов, Иван Гнездилов, Емельян Евсюков, Андрей Колодезев, Харлам Малахов и другие.
Как многолюдное селение Казачья Лисичка сохранила свой первоначальный состав населения. Помещичье землевладение не получило здесь распространения. И хотя в 1709 году граф Шереметьев купил здесь у рейтера Степана Кренева часть земли, однако ко времени Генерального межевания в 80-е годы 18 века из 2316 десятин земли, принадлежащей селу, у Шереметьева и двух мелкопоместных помещиков Усачева и Акуловой было 4 процента этой площади.
К этому времени в Казачье Лисичке было 67 дворов, имелась водяная мельница с тремя поставами, деревянная церковь Покрова. В деревне Лисичка на правой стороне речки было 50 дворов, а всего числилось 401 мужская душа однодворцев и 13 владельческих душ, отбывавших барщину.
Местные старожилы рассказывали об истории возникновения названий улиц. Улица Паньщина называется так потому , что здесь были земли и усадьба пана Быценко. Погореловка названа потому, что от случайного огня сгорели все дома на этой улице, ведь они были деревянные и покрыты соломой. Середянка – улица посередине села, Подлесовка расположена рядом с лесом. Улицы Казацкий бок и Казацкий выгон названы так потому, что здесь преимущественно селились казаки.
В целом Казачья Лисичка считалась селом однодворческим. И однодворцы и владельческие крестьяне платили подушный налог: первые 1рубль 70 копеек , а вторые -70 копеек с души. Однодворцы не были крепостными, впоследствии они составили особую категорию государственных крестьян.




Из поколения в поколение передается старожилами легенда, как бы уточняя, каким образом создавалось наше село, и кем оно было заселено, особо не отличаясь от исторической версии.
Московский царь выселил под прикрытие Белгородской засечной черты из центральных областей России служивых ратных людей и землеробов – однодворцев ( дети боярские и дворянские), вот этими людьми и было заселено наше село. А в охрану поселенцам дали казаков, которых и поселили на другой стороне речки Лисенок. Этим и объясняются названия двух сторон села: Казацкая и Дворянская.
На панской стороне села жили паны, их было 12дворов. Они отдельно владели своими землями, которые были ,объединены в Панское общество со старостой во главе..
Земли, как и поселение, были поделены на Дворянские и
Казацкие . Между ними проходила граница - это вручную выкопанный ров, называемый, Граня.
Порядок наделения землей был таков: если в семье рождался сын, то земля наделялась ему, если девочка – то земля ей не полагалась. Если умирал в семье мужчина, то земля отбиралась в пользу новорожденного мальчика. Раздел производился каждые три года, так как общество сеяло яровые (ячмень, горох), озимые( пшеница, рожь), а на третий год была толока, т.е. землю оставляли под пары, и в это время наделялись землей новые члены общества, изымались наделы у умерших и выбывших .
Лес, окружающий село Казачью - Лисичку с юго-восточной и восточной стороны принадлежал Дворянскому обществу, впоследствии частью леса владели и отдельные богатые жители села. Земли нашего села граничили : с южной стороны – с землями села Ивановская Лисица; с западной стороны располагалось село Косилово, а луг перед этим селом принадлежал нашему обществу. С севера – земли Русской и Хохлацкой Березовок, с северо-восточной стороны располагалось селение Тростинец, ныне село Никитское, с восточной стороны – лес, а за лесом – деревня Покровка.
В селе говорили на русском языке со своеобразным «москалячим» диалектом. Жители села создавали семьи , беря в семью невест из москалячих сел: Никитского, Почаево, Косилово, Русской Березовки, также своих местных. Хохлов в селе были единицы.
Жилые дома крестьян строились из дерева, помазаны красной глиной(глеем) с соломой, затем хату поновляли- мазали серо-голубой глиной с конским пометом и лишь потом белили мелом. Завалинки мазали красной глиной, за которой ходили на Красное глинище в сторону села Хотмыжск, там же копали и белую глину. Дома селян были похожи на украинские хаты. Сараи и клуни городили из лещины, затем обмазывали коровьим пометом, крышу, как и на хатах, крыли соломой. В сараях содержали скотину, а в клуню свозили снопы с полей, а зимой их молотили. Погреба делали из дерева: выкопают яму, установят 4 столба, сверху дерево, а затем засыпают землей, оставляя только лаз, его прикрывали лядой, над погребом ставили шалаш из соломы, назывался он погребицей.
По данным статистического сборника за 1884 год в селе Казачья – Лисичка было две общины: в одной общине было государственное правление, во второй - четвертное.
Село находилось от уездного города Грайворона в 15 км, от железной дороги 50 км, от школы – 3 км.




Численность населения по переписи 1884 года:
В первой общине – 774 человека обоего пола, трудоспособных мужчин – 217, трудоспособных женщин – 192. Во второй общине насчитывалось 805 человек, из них мужчин -207, женщин – 194.
Рабочая сила семей: многие хозяева нанимали работников на сенокос, уборку, на пахоту и другие работы. С одним работником было 142 семьи в обоих общинах, по 2-3 работника содержали 109 семей, 8 семей имели по 4 работника и более, из этого следует вывод, что селяне в то время жили ровно, никто особым богатством не выделялся, всего 8 семей считались зажиточными. Люди крепче стали на ноги после Манифеста царя Александра 1 в 1861 году, хотя отмена крепостного права особо не коснулась нашего села, потому что наши жители никогда крепостными не были.
Первая община имела 1736 десятин пахотной земли, 156 десятин сенокосов, 541 десятина леса. Вторая община владела 691 десятиной пашни, 20 десятин сенокосов, 301 десятиной лесов.
В первой общине было 133 двора, во второй 136 дворов, скот держали в каждом дворе: в обоих общинах было 634 рабочих лошади, 1101 голова содержалось коров и телят.
Отхожим промыслом занималось 300 человек, 108 человек работали в скорняжных, сапожных, пошивочных, картузных, бондарных мастерских, всего в селе было 16 таких заведений. В селе был один кабак, в котором продавались как продукты , так и промышленные товары.
Каждый двор платил пошлину кто как мог, или деньгами, или зерном, мукой, маслом и другими продуктами. Платежи эти шли как в волость, так и оставались в общине, запасы зерна хранились в общественном амбаре, здание его сохранилось до наших дней. Зерно в нем хранилось один год, а потом каждый год пополнялось зерном нового урожая.
К 1884 году в селе был один грамотный житель, но 22 хозяина учили своих детей в школе в волости.
О школе. В селе было два школьных здания, одно около церкви, построенное в 1888 – 1890 годах, постройка не сохранилась, оно было длинное, приземистое с двумя классными комнатами. Другое здание, более внушительное, строилось в 1904 – 1905 годах силами односельчан, а еще финансовую помощь оказывало Грайворонское земство, школу в 2011 году закрыли и здание передали отделу культуры, 121 год просуществовала наша школа.
К 1890 году в селе уже было 17 ветряных мельниц, они принадлежали Черкашину Родиону, Павлову Иллариону, Агаркову Корнею, Наседкину Федору, Лесикову Ивану.
Наш населенный пункт расположен в Центральном Черноземье, в Белгородской области. Природа благоприятствует развитию земледелия и животноводства. Вокруг села много прудов и лесов, мы граничим Белгородским заповедником «Лес на Ворскле».
В настоящее время в моем родном селе Казачья – Лисица проживает всего 240 человек, но оно хорошеет и развивается. Успешно работает крестьянско-фермерское хозяйство «Крона». Его руководитель Г.А.Султанбеков помогает престарелым односельчанам. Оказывает спонсорскую помощь сельскому клубу и библиотеке. Недавно оплатил стоимость концертных костюмов для фольклорного ансамбля «Казачанка». Библиотеке выделяет средства для приобретения новых книг и периодики. В селе есть фельдшерский пункт, отделение «Почты России».


Самая главная наша достопримечательность - это храм иконы Казанской Божьей матери.
Первые поселенцы построили небольшую церквушку Покрова, а затем в 1780 году была построена без единого гвоздя церковь Иконы Казанской Божьей Матери. Легенда гласит, что молодой парень, пасший скот у леса, пошел попить воды к роднику «Студеный колодец». Множество людей утоляли жажду из этого источника. Но никто не замечал особого света, струящегося из глубины. А парню, будто кто глаза открыл. В глубине илистого дна сияла икона, как она туда попала, неизвестно. Достал молодец икону, отнес ее в храм. Рассмотрели, это лик Божьей Матери Казанской. Собрали односельчан, посоветовались и решили строить новый храм рядом со старым. Строили 3 года, и в 1780 году его переосвятили в честь иконы Казанской Божьей Матери.
С тех самых пор престольным праздником в селе стала Казанская, отмечают его 21 июля и 4 ноября. Икону пришлось передать в монастырь. Позднее был изготовлен ее список в Борисовской иконописной мастерской. В 90-х годах эту святыню из храма похитили.
Звон, т.е. колокола, отливали в Москве и привозились подводами оттуда. Храм изначально строился деревянный, двухкупольный, тип храма «восьмерик на четверике», вход украшен 4 деревянными колоннами. Людей в селе становилось все больше, и храм всех не вмещал, и поэтому в 1834 году к нему было пристроено два крыла – северное и южное. В селе люди делились на сословия: дворянское и казацкое, и северная пристройка в храме предназначалась для жителей казацкой стороны, а южная - для отпрысков дворян и детей боярских. Уклад в церкви сохраняется до сих пор, жители двух казацких улиц стоят в храме с левой, северной стороны. В 1937 году, как не сопротивлялись прихожане, церковь закрыли, староста Евсюков Егор Петрович всю церковную утварь спрятал в большой яме на входе в храм, а самое ценное – чашу и крест уложил в большой пень, выдолбив в нем дупло. До 1942 года в храме хранилось зерно, а осенью того года во время оккупации немцы разрешили вести службу, настоятелем в то время был Иван Филиппович Курдюмов, прослуживший в нашем храме более 40 лет. Вся церковная утварь была возвращена церкви.
Сейчас храм является памятником деревянного зодчества и охраняется государством. Он включен в перечень туристических объектов Белгородчины.

Использована работа участника конкурса творческих работ "Моя малая Родина" Зубрицкой Ольги Николаевны.