Россия / Белгородская область / Грайворонский район

Мокрая Орловка

Описание

Использована работа Бакшеевой Юлии Сергеевны, работницы МБОУ «Мокро-Орловская средняя общеобразовательная школа».

История

Деревня Мокрая, расположенная на левом берегу Ворсклицы, являлась крайним поселением на западе Хотмыжского уезда у самого вольновского рубежа. Это обстоятельство и породило споры среди жителей: к какому уезду она должна принадлежать. Об этих спорах стало известно из архивного документа 1648 года «Челобитье детей боярских Мокрого Колодезя о не передачи их деревни в ведомство вольновского воеводы согласно с челобитьем сына боярского Лазаря Гулякина». Спор был решен в пользу Хотмыжского уезда. Этот документ важен тем, что в нем впервые упомянута деревня Мокрая. Из документа становится понятным и происхождение названия деревни, построенной по берегам заболоченного ручья Мокрый Колодезь, левого притока Ворсклицы. В центре села и сейчас находится безымянный родник. Не исключено, что это и есть тот самый Мокрый Колодезь.

Этот документ может служить доказательством того, что в 1648 году селение уже существовало. Следовательно, можно утверждать, что деревня Мокрая основана хотмыжскими служивыми людьми в 1641 году, как и соседние селения, или в ближайшие за ним годы.

В 50-е годы ХVIII века семья мелкопоместного дворянина Саввы Орлова купила у однодворцев  до 400 четвертей земли. Тогда же, по-видимому, возникла и деревня Орловка, впоследствии слившаяся с Мокрой.

В 1838 году деревня Мокрая Орловка стала селом и вошла в Дорогощанскую волость.

Перенос уездного центра из Хотмыжска в Грайворон способствовал активному экономическому развитию Мокрой Орловки. Были построены 2 ветряные мельницы, крупорушка, кирпичный завод.

В 1932 году образовался колхоз. Первым председателем стал 25-тысячник Устин Григорьевич Жариков.

Сподарюшино

Безымянный 1  

Сохранился архивный документ о начальной истории деревни – «Челобитная Василия Сподарюхина», поданная в Разрядный Приказ в 1651 году.

Из документа следует, что черкасы – переселенцы с Украины прибыли в Хотмыжск в 1649 году. Но утверждать, что тогда же произошло основание Сподарюшино нельзя, поскольку в челобитной говорится о денежном жаловании, а не земельном. Произошло это, по-видимому, несколько позже. В другом документе сообщается о позволении тому же Василию Сподарюхину устроить пасеку в 1653 году. Возможно, эта дата является началом основания села под именем его основателя Сподарюхина.

Новое название деревни – Сподарюшино, измененное на более благозвучное от Сподарюхино, закрепилось уже после революции.

Рождественка

Безымянный 2  

Рождественка возникла намного позже деревень Мокрой и Сподарюшино.

В начале ХIХ века в слободке Гадючиной, как деревня тогда называлась, было 12 дворов. Общее число жителей составляло 150 душ. Однодворцев здесь не было.

Слободка Гадючино была основана черкасами на рубеже ХVIII  и ХIХ веков. Об этом свидетельствует не только местный диалект, схожий со сподарюшанским, но и тип поселения – слободка, свойственная черкасам.

Новое название слободки связано с тем, что она входила в приход Мокроорловской Рождественской церкви.

Географическое положение

Безымянный 3  

Село Мокрая Орловка расположено в Центрально-Черноземном районе на южной окраине Среднерусской возвышенности на высоте 140-150 метров над уровнем моря. Село удалено от морей (до Черного – 550 км, до Азовского – 400 км). Мокрая Орловка находится в широкой речной долине реки Ворсклица, принадлежащей к бассейну Черного моря. Физико-географическое положение села определяется его географическими координатами: 50 градусов 19 секунд северной широты и 35 градусов 43 секунды восточной долготы. В состав Мокро-Орловского сельского округа входит три села: Мокрая Орловка, Рождественка и Сподарюшино. Климат местности умеренно-континентальный с мягкими зимами и жарким летом. Села находятся на открытом пространстве и поэтому ничем не защищены от сухих восточных и холодных северных ветров. В среднем выпадает 600 мм осадков. Увлажнение достаточное. Почвы на данной территории черноземные, но встречаются также супесчаные, что оказывает влияние на земледелие. Из полезных ископаемых в окрестностях сел встречаются только осадочные породы: глина, песок, торф. Села расположены в лесостепной зоне. Лесным массивом покрыты овраги и балки. Пахотные земли разделены лесопосадками. Рельеф холмисто-равнинный. К физико-географическим особенностям относится линейное расположение сел вдоль реки  Ворсклица. В западной части  граничат с Украиной. Небольшая река Ворсклица несет свои воды в Ворсклу. Река полноводна осенью и весной. Летом глубина не превышает 1 метра.

Экология

В округе много замечательных в природном отношении мест. Эти места богаты редкими видами растений и животных.

Безымянный 4 Безымянный 5

К востоку от села Мокрая Орловка расположено урочище «Куликов лес», к западу от села урочище «Жариково», к северо-западу - урочище «Долгое болото» и урочище «Мокрый лес».

Безымянный 6 Безымянный 7 Безымянный 8

Быт и обычаи

Быт и обычаи населения формировались под воздействием двух культур –   русской и украинской. Это отразилось на разговорной   речи, народных костюмах, предметах быта, традициях.

Крестьянская изба XIX столетия состояла из двух комнат. Первая – кухня, в которой готовили пищу для семьи. Вторая – горница, в которой крестьянская семья обедала, занималась ремеслами. А посреди крестьянской избы – русская печка.

В кухне имелись крестьянские предметы быта: гончарная посуда (кувшины, миски, горшки, макитры), предметы для работы у печи: рогачи (ухваты), кочерги, чапли (для сковородок), деревянные лопаты (сажать в печь пироги, хлеба), дежа (в которой замешивали тесто), маслобойка, столы, ручная мельница, зернотерка, ступа с толкачом, деревянные ложки, половник, деревянная солонка, а также небольшая иконка, обернутая в вышитый старинный рушник.

В горнице имелись: деревянная кровать, диван, стол, сундук. На кровати лежали попоны, подушки с расшитыми наволочками, холстинные простыни. Стол накрыт был старинной скатертью (столешницей). Такой скатертью накрывали и сундук. В горнице также имелся святой угол. В нем старинные иконы, лампадка и обрамляют их старинные рушники.

Русская печь в прошлом была обязательной принадлежностью  каждой крестьянской избы. Печь обогревала избу. На ней грелись ребятишки, лечились старики. На печи сушились лапти, которые были основной обувью для детей и взрослых.

Национальный костюм

Рубаха мужская (косоворотка) - шилась из белой ткани домашней выработки (холст). Под мышки для свободы движений вшивали четырехугольный кусочек - ластовицу, на спину и на грудь подшивали подкладку - подоплёку. По рукавам украшались вышивкой красными шерстяными нитками, рубаха подпоясывалась узким тканым поясом. Порты шили из холста грубой выработки, на поясе их затягивали шнуром. Порты доходили до икр и заправляли в сапоги.

Сарафан - старинный вид одежды, который носили как девушки, так и женщины. Сарафан шили из тонкой домотканой шерсти - волосени, окрашенной в черный цвет. Чаще всего бытовали косоклинные сарафаны с вырезными лямками. По бокам сарафана вставлялись вышивные клинья. Девичий и женский будничный сарафаны почти не украшались. Праздничный сарафан, как правило, имел богатую отделку: грудь и лямки обшивали красной материей, позументом, серебряным шнуром. Подол выкладывали лентами, украшали пуговками, бисером. Сарафан носили без передника, повязывая его тканым широким шерстным поясом.

Верхняя женская одежда "халатообразного" характера, имеющей название "шушпан", "куцына", пошиты в талию "кохты" со ставными клиньями, с заложенными в склад на спине - с "фалдами". Имеется цветная отделка по бортам, вороту. Изготовлялись из домотканой, а в XX веке - из фабричной ткани: черного, синего, коричневого цвета.

Чипарка - теплая верхняя женская одежда. Выполняется из сурового полотна. Внутри чипарки подшита     подстежка. Снаружи чипарка украшалась сборной по поясу и отделывалась тесьмой по подолу.

Синяком в селах Грайворонского района называлась верхняя женская одежда, по своему крою близкая к современному пальто. Синяк шился из шерстяной ткани синего цвета, длиной до середины голени. Пальто шилось без воротника. Правая пола синяка, подол, низ рукавов обильно украшались тесьмой, рядами перламутровых пуговок.

Плюшка - короткая зимняя женская одежда. Шилась из плюша черного цвета, на теплой подкладке. Носилась с широкими юбками в складку. К плюшке на голову одевался фабричный платок с каймой.

 Легенды села

В первой половине XIII века Русь подверглась нашествию многочисленных монгольских войск. Полчища Чингисхана в битве на р.Калке (1223) нанесли тяжелое поражение русским дружинам, перешли через Северский Донец и вторглись в Поосколье. Они грабили и уничтожали селения, уводили в плен жителей, превращая их в своих рабов. После битвы на Калке монголо-татары начали готовиться к большому походу в Восточную Европу. В 1239- 1240 гг. огромное войско хана Батыя, двигаясь к Киеву, захватило, несмотря на героическое сопротивление народных масс, южнорусские земли. На занятой вооруженными силами территории ханы установили систему властвования, которая вошла в историю под названием монголо-татарского ига. Угнетенное население было обложено тяжелой данью, обязывалось выполнять различные повинности. Наш край был опустошен. Чтобы держать в покорности население, ханы разместили по всей Руси специальные военные отряды, во главе со своими наместниками - баскаками. На Курской земле, в состав которой входила западная часть современной Белгородчины, особой жестокостью отличался баскак Ахмат.

С каждым годом среди народных масс росло сопротивление угнетателям. В конце XIII века поднялся народ и против баскака Ахмата, восставшие разгромили татарские слободы.

Народные движения способствовали объединению русских княжеств, укрепляли силы для борьбы за освобождение Руси.

Возрождение края началось после свержения монголо-татарского ига.

Все исторические факты, описанные в книге «Белгородский край в истории СССР», можно отнести к событиям, которые происходили на территории Мокроорловского сельского округа и о которых из поколения в поколение передаются легенды.

На территории колхоза  ООО «Нива» (в настоящее время это распашное поле) находятся так называемые в народе «Кургашики». Существует легенда, что во времена нашествия монголо-татар это были оборонительные укрепления, в виде крепости, на которой устанавливались орудия присущие для тех времен. Еще одним интересным фактом является то, что землю для крепости монголо-татары наносили своими шапками. Можно представить величину этих укреплений, если по истечению тысячи лет (с учетом того, что с момента образования колхоза в 1932 году эти земли постоянно распахивались) сохранились очертания этих курганов. Из 4-х существовавших сохранилось три, четвертый уже практически сравнялся с землей.

Есть еще один факт, присущий к этой истории. В момент отступления монголо-татар, ими были сделаны массовые захоронения людей, в результате чего долгое время там шевелилась земля.

Существует две версии:

  • Либо при отступлении монголо-татары закопали живьем своих раненых,
  •  Либо это были пленные россияне, точных данных не сохранилось.

Еще одно событие во времена нашествия монголо-татар, произошло в лесу, в результате чего участок леса с.Рождественка до сих пор носит название «Любино».

Существует легенда о том, что монголо-татары взяли в плен двух русских девушек, которые были в отрядах сопротивления и являлись разведчицами.

Одна из девушек при попытке бежать, была убита. Другая, Люба, была привязана к дереву. Её пытали и в результате казнили ножами. Название участка леса «Любино» по всей видимости, связано с именем погибшей девушки.

Старожилы утверждают, что долгое время в лесу, на месте гибели девушек стоял большой крест, а местными умельцами из ствола большого дуба, во весь рост, была вырезана фигура с длинной косой.

Во времена раскулачивания, в начале 30-х годов, в селе М-Орловка произошло событие, следы которого были обнаружены лишь в начале нового тысячелетия...

В селе жил очень зажиточный кулак, который славился не только нажитым добром, но и отличался от односельчан не дюжей силой и телосложением. Говорят, что он был высоченного роста и весил 400 кг.

Когда началось раскулачивание, этот человек решил спрятать основное свое богатство - золото.

По этой причине он оказался на краю села, возле болота «Будановского», где говорят он, и спрятал много золота. Так произошло, что его выследили, догнали и зверски убили. По всей вероятности, он так и не признался, где спрятал свое добро.

Лишь в 2001 году, возле того самого болота в песке, было найдено захоронение человека, размер костей которого, значительно отличался от обычных, а череп был поврежден.

Может быть, это был тот погибший человек.

Село сегодня

В настоящее время М-Орловка, Сподарюшино и Рождественка входят в состав Мокроорловского сельского поселения с центром в селе Мокрая Орловка.

Всего хозяйств – 451, в том числе жилых – 370.

Всего населения – 933 человека, в том числе в М-Орловке – 622, в Рождественке – 196 и в Сподарюшино – 115.

С момента возникновения села его население быстро росло. Несмотря на потери  связанные с Гражданской войной и голодом 1932-33 годов, численность населения в 1940 году составляла более 4 тысяч человек. Великая Отечественная война привела к сокращению численности населения, которое стало расти, начиная с 50-х годов. По данным Всесоюзной переписи  за 1970 год население сельского округа составляло 1748 человек. До 1980 года прослеживалась тенденция к снижению населения. В начале 80-х годов население стало увеличиваться за счет естественного прироста и миграции. С 90-х годов естественный прирост населения стал отрицательным, что привело к значительному сокращению численности.

На территории сельского поселения формируется социокультурный комплекс, создаются и расширяются связи между различными учреждениями и организациями: Мокро-Орловский сельский модельный Дом культуры, сельская библиотека, Мокроорловское отделение врача общей семейной доврачебной практики, «Почта России», Дом милосердия, Грайворонская молочная компания.

Мокро-Орловская средняя школа

Мокро-Орловская школа ведёт своё начало с 1902 года. Нелегко, в течение многих лет, проходил процесс её становления. На территории села Мокрая Орловка при церкви  иконы Казанской Божьей Матери была создана церковно-приходская школа. В 1934 году здание церкви было разрушено, а в 1937 году из  материала разрушенной церкви построена  семилетняя школа. Учебный процесс  не прерывался, несмотря на лихолетья революций, Гражданской и Великой Отечественной войн. В 1958 году школа стала восьмилетней. В августе  1997 года школа из восьмилетней была реорганизована в среднюю и перешла в новое типовое здание на 198 мест.

 В настоящее время в школе 16 учебных кабинетов, компьютерный класс, библиотека, комбинированная мастерская столярного и слесарного дела, спортивный зал, столовая на 68 посадочных мест, блок детского сада, имеются комнаты для работы кружков дополнительного образования.

В школе создана детская организация «РАДУГА», которая имеет свой устав, девиз и гимн.

Оборудованы кабинет этикета, компьютерный класс с выходом во всемирную сеть Интернет, тематический музей  Хлеба, музей школы, села, комната «Боевой Славы».

Общая площадь территории школы – 1,69 га.

На территории школы расположены стадион, сад, детская площадка, клумбы, газоны, «альпийская горка».

Школьный музей

Особое место в системе школьного краеведения принадлежит музею. Музей был открыт в 2000 году. Работу по оборудованию помещения, по изготовлению стендов и их оформлению выполняли многие учителя вместе с учащимися и родителями. Основная заслуга в оформлении музея принадлежит его руководителю и преподавателю истории Волошенко А.А.

В нём  накоплены материалы по истории возникновения села, собраны орудия труда и предметы быта, русская национальная одежда. Все экспонаты музея подлинные, представляющие народное местное ткачество, вышивку, домашнюю утварь, с/х инвентарь.

Материалы музея используются для проведения уроков истории, географии, во внеклассной работе при организации классных часов, бесед, экскурсий.

Ежегодно большая серьёзная работа проводится к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, к юбилейным датам освобождения района и области.

В 2004 году был открыт тематический раздел -  музей Хлеба.

Модельный Дом Культуры

В центре села находится сельский Дом культуры с кинозалом. При нем работает детский и взрослый вокальные кружки, женский ансамбль «Сударушка», хоровой, танцевальный кружки, а также детский клуб «Подросток», клуб пожилых людей «Ветеран». Далеко за пределами района известен мужской квартет «Славяне», которому в 2001 году было присвоено звание «Народный».

Отделение врача общей семейной доврачебной практики

В Мокрой Орловке функционирует врачебная амбулатория, которая была открыта в 1989 году. В ней действует стоматологический кабинет, лаборатория, физиотерапевтический кабинет, аптека.

Дом милосердия

По инициативе администрации района 1 июня 2001  года в селе открыт социально-реабилитационный центр для ветеранов войны, труда и одиноких престарелых людей. Под крышей Дома ветеранов нашли приют 25 малоимущих престарелых людей, нуждающихся в постоянном уходе. Более 20 созданных рабочих мест позволили решить вопрос занятости местного населения. При Доме ветеранов организовано собственное подсобное хозяйство, которое позволило муниципальному предприятию перейти на самоокупаемость. Учащиеся школы поддерживают тесную связь с пожилыми людьми. Для них проводятся праздничные мероприятия и концерты.