Россия / Республика Чувашия / Порецкий район

Кудеиха

Описание

  • Первое документальное упоминание о селе Кудеиха Порецкого района Чувашской Республики, административном центре Кудеихинского сельского поселения, относится к 1683 году. Село Кудеиха расположилось в нижнем течении левого берега реки Кири, несущей свои воды в красавицу Суру.  
  • Достопримечательностью села является трёхпрестольный каменный храм Преображения Господня, который в 2014 году отметил 185-летие с момента освящения. До него в селе, согласно ревизской переписи была деревянная церковь средней архитектуры, построенная в 1770 году графом Салтыковым.
  • История строительства нового храма корнями уходит к Покровскому мужскому монастырю.    
  • Покровский мужской монастырь был основан монахами раскольниками из 39 человек в 70-х годах 17 века в местечке, которое до сих пор зовётся Пустынь. Пустынь – небольшой монастырь в малолюдной пустынной местности.  С. Ожегов.  «Словарь русского языка». Досталось этому монастырю от отрядов Е. Пугачёва: он был разграблен, монахи разбежались. Так и разрушили бы его дожди да ветры, если бы в середине 20-х годов 19 века кудеихинские крестьяне не разобрали и не перенесли камни монастыря в свое село. И возвели они храм в честь Преображения Господня. При кладке стен в раствор добавляли творог и белок сырых яиц. С какого  года в храме началась служба?  Год основания точно пока выяснить не удалось. В районной газете когда-то печатался материал о храмах Поречья и там этот срок указан:  с 1821. В материале Николая Баженова «Статистические описания соборов, монастырей, гражданских домов и церквей Симбирской губернии (епархии)», изданного в 1903 году в Симбирске, написано: «Храм построен прихожанами в 1829 году и распространен в 1870. Престолов три, главный в честь Преображения Господня, другая часть в честь Рождества Христова и ещё часть Покрова Пресвяты я Богородицы. Прихожан села Кудеихи, деревень Кожевенное и Шадриха (Новопетровка) и при заводе 255 дворов 1020 мужчин и 1110 женщин».
  •  Но положительное свидетельство существования храма уже в 1818 году заключается в записи, которую обнаружил в «Духовной росписи с 1818 по 1839 гг.»  С.Н. Майоров, наш земляк.  Занимаясь юридической деятельностью, он по второй специальности еще и историк, проявляет большой интерес к родным местам.  В Чувашском Государственном архиве им были обнаружены очень интересные документальные факты.  Например, в вышеуказанном документе, поданном в Алатырское духовное правление для хранения и справок 28 августа 1818 года Алатырскому соборному протоирею Иоанну Миловскому, сказано: «Роспись Казанской Епархии Симбирской губернии Алатырского уезда ведомств Алатырского духовного правления села Кудейхи церкви Преображения Господня иерея Федора Никитина с притчем и обретавшимся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов, людей.  Духовных: священников – 1, дьяков – 1, дьячков и пономарей – 2, жен их - 3 ,детей их  - 11, дворовых 15, крестьян  - мужского пола 967, женского – 1058. всего мужского пола 990, женского 1084». Прихожанами храма были не только селяне из Кудеихи, но и окружающих деревень: Кожевенное, Стекловарная, Каменный враг. На 1819 год в приходе Преображенской церкви числилось 428 дворов, население составляло 2169 человек (имеется в виду все населенные пункты). В 1853году произошло изменения и в численности населения, в сословной принадлежности. К духовному ведомству относилось 16 человек: было два священника Лев Щеглов и Николай Сретенский, дьяконы Алексей Андреев и Алексей Знаменский, дьячки Иван Борисов и Петр Розов, пономарь Александр Красносельский.  Возможно, что в этот год действующим был и пристрой к храму, но узнать этого пока не удалось. Не стало числиться в числе прихожан селян из Каменного врага, видимо населенный пункт пришел в запустение. Количество прихожан уменьшилось. Всего числилось 1676 прихожан, из них военных 91 (в список входили и вдовые солдатки), купцов, мещан и обывателей – 6, дворовых – 174, крестьян – 1389 человек. При церкви находилась одноклассная церковно-приходская школа, но года ее открытия при церкви пока обнаружить не удалось. Церкви принадлежали земли.  Удалось С.Н. Майорову найти документ, на котором изображен план владений земель церкви Преображения Господня, входящей во владения генерал-аншефа графа Ивана Петровича Салтыкова.  Межевание произведено15 октября 1780 года землемером капитаном Василием Судаковым. Церкви было выделено: пашни 8 десятин 679 сажень, сенокосу и по нему мелкого леса 19 десятин 1281 сажень, под кладбище 600 саженей, под полуречками одна десятина сто саженей.  Всего во всей окружной меже двадцать девять десятин двести шестьдесят саженей. На карте хорошо видно старое течение речки Глухой Кири, таково было  название нынешней реки Кири.
  •      Крестьяне соблюдали праздники, посты, ходили на исповеди – учет мирских дел велся в церкви.  А в конце года священник составлял духовную роспись со следующим содержанием: « Церковь выше писанного в том нашем Преображенском приходе приписанных, и утаенных дворов не имеется, и в означенных тутошных жителей и пришлых на какого чина и возраста людей под укрывательством раскольников нет, и которые в сей росписи указаны исповедавшиеся и причастившиеся  [ …] все.  Подлинно исповедовались и к святым приобщились, буде  же из оного нашего показания явится мало что ложное или какая тайна в присутвие и зато повинны мы.  Сказанному штрафованию  Терновский руку приложил. Конец  1818 года». Вот интересный документ, который удалось обнаружить в архиве: священнослужители и их домашние исповедовались не в своем храме и отчитывались в исправном покаянии и причастии. Документ от 1819 г. Иерей Федор Никитин, его жена Матрена, дети  Петр, Евдокия, Ирина, дьякон Даниил Федотов и его жена  Екатерина, дочь Агриппина, дьячок Григорий Семенов и жена Мария, пономарь Василий Иванов, жена его Мария и дети Варвара, Мария, Екатерина, Марфа, Анна  «были на исповеди у духовника села Большое Талызино иерея Алексия Григорьева, а святых таинств приобщались при своей церкви».
  •       Шли годы, сменяли друг друга священники: Федор Никитин, Федор Терновский,  Лев Щеглов, Андрей Сахаров, Андрей Утехин, Петр Русановский, Аристарх Никольский, Михаил Малинин, Николай Лебяжьев, Андрей Остроумов, Владимир Алмазов, Дмитрий Никольский, Николай Боголюбов, Александр Цветков.
  •  В   1940 году  20-го века была  попытка разрушить храм. Но уничтожены были лишь только купола и колокола отправлены на переплавку, а стены, которые крестьяне возводили на века, устояли. В 40-е годы здание использовалось под склад, позднее – до середины 70-х  – под сельский клуб, а до 1990 года  в нём размещалась школьная столовая.
  •      Вторая жизнь храма началась с 1992 года. Но к этому времени здание совсем обветшало. Службу в нем не правили более 60 лет. Первым предпринял попытку по восстановлению купола церкви Коннов Ю.Д.  в бытность его на посту главы сельской администрации. Но настоятели, которые почему-то не задерживались долго в Кудеихе, особого внимания к храму не проявляли. И лишь когда с 1999 года настоятелем церкви становится отец Павел (Гуцаев), началась активная работа по восстановлению храма. С большой любовью он отнёсся к этому делу. Его энергичные действия, организаторские способности, помощь прихожан, сельской и районной администраций, меценатство В.Н. Майорова  помогли воспроизвести неповторимый облик здания. Затем работы по внутреннему устройству были продолжены настоятелем храма иереем Илией (Тарасиковым), а в настоящее время большие работы внутри храма проведены настоятелем храма иереем Евгением (Слепухиным).
Не только снаружи, но и внутри радует теперь прихожан белокаменная красавица.