Россия / Республика Карелия / Пряжинский район

Рубчойла

Описание

Использована работа Плечкина И. В. (ученик МОУ «Эссойльская средняя школа»)

История происхождения названия

В каждой карельской деревне существуют свои истории – легенды, связанные с происхождением самого названия поселения. Среди местных жителей Рубчойлы бытует несколько вариантов, почему деревню так назвали. Одна из легенд рассказывает, что поселение основали три брата – переселенца из Ребол, пришедшие сюда в поисках хорошей земли. Сначала они поселились у Перти – ламби (перти – изба, дом), но места оказались недобрыми: умирает одна из жен братьев, и тогда братья выбрали место у ручья Рупчой (рупчой - «шов, складка» на местности), который и дал название деревни. По другой версии, поведанной В. И. Плечкиной – моей бабушкой, название деревне возникло от прозвища одного из братьев Рубчой. Таким образом, название деревни могло возникнуть по особенностям местности (она складками опускается к низине, да и сама деревня Рубчойла расположена вдоль Рубчойльского ручья) или по прозвищу Рубчой, что означает – «рябой». Интересна одна из версий, предложенная карельскими учеными, занимающимися проблемами топонимии Карелии И. И. Мулонен и Н. Н. Мамонтовой. Они считают, что происхождение многих ойконимов названия поселений образованы от карельских дохристианских и нехристианских личных имен или прозвищ. Так в названии деревни Рубчойла использовано rubčoi, что означает «рубец, шрам», а также «морщина», среднерусскую фамилию Рубцов.

В настоящее время местные жители называют деревню Рубчойла, в произношении названия делая ударение на «у».

Географическое положение

Географическое положение деревни также интересно для исследования. Деревня Рубчойла расположена на берегу ручья, который делил деревню на две части: Рийхисельгу, что значит – постройка для молотьбы зерна и Чаруниэми это означает быстро говорящие. Левый берег ручья к северо-западу повышается и сменяется широким полем. К востоку расстилается низменность, переходящая в болото, и заболоченные леса до реки Сяпся. Через эту низину и течет в реку ручей. Жители деревни растолковывают название ручья как ручей – река (ойя). Действительно, до проведения мелиорации в 70-х годах ручей был полноводным, и в нем водилась всякая рыба, а щука в 70-е годы ХХ столетия в большом числе встречалась в мелиоративных канавах и даже попадала в ковши экскаваторов. В деревне много родников.

Недалеко от Рубчойлы находится небольшое озеро Пертыламби. Вокруг селения много болот – это Латакисто, Нямнянсуо, Тэлайнэ, Кургойсуо (Журавлиное болото), Пеконсуо (от названия дома), Саунанрайконсуо, Пертыламбинсуо. Зимой была дорога на Сяпсю, по которой возили сено. Летние дороги назывались – Митянкуе и Локанкуе. В деревне протекает Рубчойльский ручей, а при дальнейшем сливании всех ручьев – речка получила название Реузюноя. Начало берет с болота Руогойсуо и впадает в реку Сяпся. Вдоль речки располагаются сенокосные угодья Ниеми, Увзы, Нийту и Реузу. Холмистая местность получила название Варой мяги, что в переводе означает «воронья гора», Суввят Хавват – это глубокие ямы. Вокруг деревни находятся низменности. Поляны «Кивиояйнэ» – каменный ручеек, «Миканайду» – Микин огород, Моисинайду – Моисеев огород. Грибы и ягоды местные жители собирают в «Сяпсян-кангас» и «Паланут мяйит» - это «горелые горки». А клюкву – во всех окружающих деревню болотах. Рядом с деревней находятся пашни - Кодрякку и Оччу Пелдо.

Жизнь в деревне до революции 1917 г.

До революции жители деревни строили дома по обоим берегам полноводного тогда ручья окнами на юг. Считалось, что окна на южную сторону – значит, зимой в доме будет теплее. Крестьяне занимались хлебопашеством и домашними ремеслами. Традиционными промыслами были охота и рыболовство. Рыбу ловили на окрестных озерах и реках и в самом ручье, как на удочку, так и сетями. Скот пасли в «Реузу». Уголь жгли в Сувят Хавват, там же гнали смолу, мочили лен в Нямнян-Суо.

В конце XIX веке в Рубчойле производилась выработка кожевенных изделий в небольшой специализированной мастерской, принадлежащей местному крестьянину Ивану Зорину. Мастерская функционировала на местном сырье в течение 4-х месяцев в году. Работали в ней сам хозяин и члены его семьи. Сбыт продукции производили на ярмарках в Петрозаводске и в Олонце. В 1900 г. здесь выделывалось 115 кож на 230 рублей, в 1910 г. 40 кож на 60 рублей , 1914 г. 20 кож на 30 рублей.

Всей деревней отмечали выход на весенние полевые работы, уборку урожая. Это были настоящие праздники всего села. Престольный праздник в Рубчойле является Иванов день, который празднуют вот уже на протяжении двух столетий – 6 октября. В этот день в дома крестьян в гости приходило много родственников и знакомых. Всех гостеприимно встречали. К празднику заранее готовились. Пекли много пирогов, рыбников, тушили мясо, делали по старинному рецепту домашний квас. Все делали сами, так как денег на покупку угощений в магазине не было. Праздник проходил весело и интересно. При хорошей погоде танцы устраивали на улице, а если погода была плохая, то танцевали в сенях или сеновалах, где, как правило, было много свободного места. Играли на гармошках, на балалайках, причем сразу по нескольку гармонистов и балалаечников одновременно. В этот день можно было зайти в любой дом, и везде хозяева с удовольствием угощали гостей. Для детей устраивались большие качели. Если было холодно, то качели устанавливали в сенях большого крестьянского дома.

Домашние хозяйства были крепкими, об этом свидетельствуют постройки частных домов, которые до сих пор хорошо сохранились. В деревне есть дома столетней давности – срубы крестьянских домов с жилыми и хозяйственными постройками под крышей. К 1873 году деревня состояла из 10 домов с 62 жителями, а к 1905 году – из 12 домов с 82 жителями. К этому времени Рубчойла достигла относительно высокого благосостояния: на один двор в ней в среднем приходилось 14,17 голов скота. В 1909 году в Рубчойле было 13 домов, часовни в кладбищенской роще, трех бань на берегу ручья, амбаров на усадебных участках, четырех риг на окраине поселения.

События ХХ века также отразились на жизни деревни. Годы коллективизации и массовых репрессий не прошли стороной мимо. Репрессии коснулись и жителей деревни Рубчойла, где были раскулачены семьи Зориных, Анековых, Осиповых. Переселенцев из деревни Посад поселили в их дома. Так по воле судьбы сами раскулаченные стали жить в домах бывших Рубчойльских «кулаков». Семьи Никтиных и Евдокимовых остались в Рубчойла, так и живут до сих пор, а семья Плюнкуевых уехала в село Пряжа.

Еще в начале 30-х годов ХХ столетия в деревне Рубчойла появился колхоз «Победа», где работала моя прабабушка. Она была счетоводом, заведующей фермой, бригадиром животноводческой бригады. Растили зерновые культуры, картофель, турнепс (корм для животных). В колхозном хозяйстве были лошади, коровы, свиньи. Колхозники работали за трудодни, по итогам года получали хлеб и овощи. Поля колхоза обрабатывали трактористы Корзинской механизированной тракторной станции, находившейся в деревне Корза, что в 8 километрах от Рубчойлы.

Финансовых средств на продукты было недостаточно, поэтому все съестные припасы местные жители заготовляли сами.

Во время финской компании 1939-1940 гг. в деревне Рубчойла находилось много военной техники: танки, машины, артиллерийские орудия. Советские войска находились в селе недолго – в домах крестьян военные останавливались только на ночлег и потом уходили в сторону финской границы. Солдаты и офицеры Красной Армии хорошо относились к жителям деревни.

В июле 1941 г., в начале Великой Отечественной войны, всех жителей деревни Рубчойла эвакуировали в г. Вологда. Продвижение эвакуированных вглубь страны шло медленно. Сначала они остановились недалеко от своего села в деревне Кракуля и в течение некоторого времени многие возвращались ненадолго в свою деревню для уборки зерна, но все собрать не успели и урожай остался в полях. При дальнейшем переезде в д. Виданы люди попали под бомбардировку. Жители рассказывают, что во время бомбежки всем было очень страшно. Так получилось, что под Кяпписельгой они попали в окружение, где советские войска производили взрывы по уничтожению военных складов боеприпасов. А финны, в свою очередь, пытались взорвать Мурманскую железную дорогу, чтобы люди не смогли выйти из окружения. Через некоторое время небольшой отряд финнов в белых маскхалатах вошли в Кяппесельгу, к приходу которых советских военных там уже не было. Финские солдаты никого не тронули и отнеслись к эвакуированным довольно спокойно. Через неделю всем эвакуированным финны разрешили вернуться в свои населенные пункты, где они проживали.

Так уже в январе 1942 г. семья Плечкиных вернулись обратно в д. Рубчойлу. За эти полгода вся деревня была сожжена при отступлении советских войск. Все крестьянские хозяйства были разграблены. Пришлось все восстанавливать заново. Таким образом, всю Великую Отечественную войну жители находились на территории оккупированной финскими войсками. Мимо деревни часто под конвоем проводили русских военнопленных в деревню Занкилица, где находился концентрационный лагерь для военнопленных. Солдаты проходили мимо деревни, и обратно не возвращались. Слабых и немощных финны расстреливали на месте. Колонну пленных всегда сопровождала машина, которая собирала убитых. Были случаи, когда заключенные успевали забегать в крестьянские дома и просили еды. Они были очень худые, в рваной одежде.

С помощью местных жителей были восстановлены имена участников Великой Отечественной войны. Это Анеков Матвей Петрович, Ермолаев Фома Матвеевич, Анеков Ефим Петрович, Никитин Александр Иванович, Никитин Иван Иванович, Никитин Иван Иванович, Никитин Петр Иванович, Локкин Петр Иванович, Моисеев Алексей Степанович, Мудряков Иван Петрович, Ермолаев Егор Андреевич, Ермолаев Федор Андреевич, Ермолаев Николай Андреевич, Амосов Иван Николаевич, Амосов Федор Николаевич, Плечкин Иван Матвеевич. Многие из них погибли на полях сражений.

После Великой Отечественной войны колхоз был постепенно восстановлен. Затем он объединился с другими хозяйствами в колхоз имени Г. М. Маленкова. А с 1955-1974 гг. в деревне Рубчойле начал работу Опытно-производственный участок Петрозаводского химлесхоза. Рабочие собирали живицу, потом отправляли в Петрозаводск на переработку. Имелись бригады по заготовке древесины. Работала пилорама. В деревне появились детский сад, магазин, клуб, построенные на средства химлесхоза. Для рабочих предприятие построило пять новых домов.

Большинство жителей работало в химлесхозе - на подсочке и сборке живицы. Живица – это вещество, которое выделяет сосна, а смола – это готовый продукт, сделанный из живицы. Ранней весной на дереве делали «зеркала». «Зеркало» – это очищенный от коры участок дерева. Внизу сосны к прорези подводили язычок, к которому подвешивали воронку. Хаком (специальным инструментом) от прорези прорезали усы. Живица текла по этим срезам. Живицу собирали в ведра, а потом в бочки. А затем ее отправляли на смоло-канифольный завод в г. Петрозаводск. Обычно на лесных участках насчитывалось по 5000 деревьев. Были сосны – ударницы, которые давали по 12 воронок живицы за один сбор, а в среднем дерево могло выделить одновременно по 2-3 воронки. Как правило, одно дерево выделяло живицу в течение 6-7 лет. Осенью смолу скоблили со стволов деревьев и собирали, как смоляную стружку. Это была летняя работа. Зимой работали приемщицами леса на пилораме. Там пилили доски разных размеров, а лес валили бригады химлесхоза и обрабатывали его прямо в лесу.

С 80-х г. с закрытием химлесхоза происходит переселение жителей из деревни Рубчойла в село Эссойла. А деревня Рубчойла становится одной из многочисленных тогда в СССР неперспективных населённых пунктов.

С течением времени расположение деревни изменилось незначительно. Если первые жители деревни построили свои дома около небольшого водоема, то с проведением мелиоративных работ постепенно вода оказалась непригодна для применения. Поэтому жители стали строить свои дома поближе к родникам. Обмелевший ручей в настоящее время не играет существенной роли в планировке и застройки современной Рубчойлы.

В деревне находится часовня Святого Ивана. До Великой Отечественной войны часовню хотели уничтожить, но ее спас местный житель Матвей Петрович Анеков, который сказал районной администрации, что в деревни не хватает складов для зерна, а там можно было хранить зерно. Часовню оставили, но склад там не оборудовали. В часовне были ценные иконы, но в советское время ее грабили три раза. В настоящее время часовня находится на обеспечении местного населения. Сюда часто приезжает священник для проведения церковных служб.

Сейчас в деревне проживает 11 человек. Это семьи Плечкиных, Никитиных, Поповых, Федулиных, Ермолаевых, Мудряковых, Анековых. В основном это пожилые женщины. Они часто собираются вместе, отмечают народные праздники, вспоминают свои молодые годы. Жители все так же ходят на родник за водой, топят печки, расчищают от снега дорожки к дому. Вот так и живет деревушка, затерявшаяся среди карельских лесов и болот. Летом в Рубчойле жизнь оживает. Приезжают дети, внуки в родные дома, навещают своих родителей.