Россия / Хабаровский край / Амурский район

с. Вознесенское

Описание

Вознесе́нское — село в Амурском районе Хабаровского края России.

Население 1958 чел.

Географическое положение

Село Вознесенское расположено на высоком правом берегу Амура. В четырёх километрах выше села в Амур впадает горная река Гур. К берегам рек близко подступает тайга.

Село Вознесенское приравнено к районам Крайнего Севера.

История основания села

Когда в 1860 году на этом берегу высадились первые русские переселенцы из западных губерний России, здесь было небольшое нанайское население. «Однако наши старики здесь долго жили, много видели, и мы живем.» — говорили старики нанайцы. Во время Амурской экспедиции Г. И. Невельского в 1852 году один из топографических отрядов под руководством офицера Попова, обследуя Амур вверх по течению от Николаевского поста, поднялся на лодках до реки Гур. В своём отчёте Попов упоминал о нанайских сёлах Диппы и Хунгари с амбарами на высоких сваях. Сёла с такими же названиями являются как бы оконечностями села Вознесенское и в настоящее время.

Вопросами освоения села Вознесенское занимались многие авторы. Фомин Б. П. в своих работах, опубликованных в районной газете «Амурская Заря» № 72 от 17.06.89 г и № 83 от 15.07.89 г освящает такие вопросы, как освоение и заселение села переселенцами. В дальнейшем исследованиями села Вознесенское занимался Толмачёв Г. И. В работе «Истоки. От „А“ до „Я“ на карте района.» (2004 г.) он продолжал исследования, как истории села, так и его дальнейшего развития. В 2005 г. Толмачёв Г. И. выпустил книгу «Путь к Победе», в которой большое внимание уделял участию жителей села в Великой Отечественной войне, а также вклад села в дело Победы.

«Известно, что с древнейших времён в долине реки Амур жили люди, обладавшие самобытной культурой. Ряд тысячелетий обитали здесь древние племена. В районе села Вознесенское в толще песка залегают пласты с отчётливыми следами пребывания. Эти населения представляют собой своеобразную летопись древнего Дальнего Востока. Редкий случай: три слоя на одном месте, верхний самый поздний слой — начало железного века. Здесь обнаружены почти целые глиняные сосуды. Они принадлежат племени Мохэ, представители которых жили в этих местах, 1000—1500 лет назад и являются предками бохайцев, создавших в VIII—IX веках нашей эры свою самобытную цивилизацию. Мохэ были предками, безусловно, и нанайцев.

Место и обстановка дают основание предполагать, что люди того времени ещё не умели копать землю. Здесь жили рыболовы и охотники. Их жилища располагались на самом берегу реки. Найдено несколько хозяйственных ям, попросту углублений с отбросами: кости касатки, раковины улиток. Найдены также топоры и тёсла для долбления лодок, изготовленные на плотной зеленокаменной породе, кремниевые, но дички, наконечники для стрел. Эти стрелы уникальны по форме и отделке. За 35 лет работы по раскопкам на Амуре такие изделия попались впервые. Следующий слой — неолит. Удивительно разнообразные узоры на керамике, тонкой работы наконечники стрел были найдены в этом слое. По уголькам и золе, найденным в очаге жилищ, радиоуглеродным методом, был определён возраст находок — пять тысяч лет».

Пять тысяч лет тому назад на том месте, где сейчас находится село Вознесенское, в полуподземных жилищах горели костры одного из многочисленных племён, населявших бескрайние просторы Амура. Жизнь древних людей была неотделима от природы.

Впервые о Приамурье сообщили тунгусы, кочевавшие в верховьях рек Витима, Олекмы и Алдана. В 1637 году томские казаки, собирая ясак с алданских тунгусов, узнали о племенах, живущих по реке Зее и Шилке. Более подробные сведения были получены енисейскими казаками во время походов во главе с казаком Максимом Перфильевым в верховьях Витима в 1639 году.

Однако первые сохранившиеся сведения об Амурском крае были доставлены в 1643 году казаком Василием Поярковым, который открыл реку Амур и плавал по ней до самого устья в 1643—1646 годах. Сведения эти указывали на то, что край был густо населён тунгусами, даурами, гиляками, что среди кочевников есть в достаточном количестве и оседлый элемент, занимающийся хлебопашеством.

В 1649 году русский землепроходец Ерофей Хабаров предпринял поход на Амур. (Хабаров и его люди провели зиму 1651—1652 года недалеко от места, где сейчас стоит село Вознесенское, на мысе Джаори). Его поход положил начало заселению русскими Приамурья. На Амур потянулись вольные переселенцы.

Русские переселенцы встретили здесь жившие тунгусо-манчжурские племена. Однако русские застали ещё следы достаточно высокой культуры.

В 1850 году правительственным постановлением учреждается особая Амурская экспедиция, руководить которой поручается Г. И. Невельскому, ставшему душой второго открытия Амура. Горячий патриот России Г. И. Невельской доказывает, что Сахалин не полуостров, а остров, находит устье Амура и основывает Николаевский военный пост. Для усиления военных рубежей, восточных стран, в 1854 году по Амуру первым сплавом были переброшены войска. В 1855 году вторым «сплавом» вместе с солдатами прибыли на Амур первые русские земледельцы иркутские и забайкальские крестьяне, организовавшие ряд поселений по реке от озера Кизи до устья Амура.

Предложение Г. И. Невельского об основании на берегах Амура селений — останков или постов, которые бы способствовали нормальному плаванию по Амуру, не было принято царским правительством. Однако, после трагического похода русских солдат по Амуру и неудачной попытки шхуны «Восток» подняться вверх по течению по реке была создана комиссия для определения мест, пригодных к поселению. Эта комиссия выработала план заселения Амура. Планом учитывалась необходимость организации зимнего почтового тракта по реке Амур. Для этого предлагалось располагать населенные пункты на расстоянии друг от друга не более двадцати двух верст (24 км.). При невозможности расположения сел по условиям береговой линии Амура намечалось постройка отдельных домов для почтовых станков. Таким образом, были распланированы места для расположения сел и для постройки почтовых станков, число которых в общей сложности должно быть немного больше сорока на всем протяжении тракта от Хабаровки до Николаевского поста.

Согласно этому плану в 1860 г. из Забайкалья была отправлена большая группа крестьян для поселения между Хабаровкой и Мариинским. В то же время первый губернатор Приамурья П. В. Казакевич отправил приказ группе своих солдат отправиться рубить лес и оставить срубы по берегам Амура.

В начале августа 1860 года в Хабаровку приехали крестьяне — переселенцы из центральных губерний России. Они бросили жребий, кому, где селиться. Осенью того же года они начали спускаться вниз по Амуру с домашним скотом и птицей и селились по местам, на которые им выпал жребий. Так появились новые села по Амуру — Воронежское, Вятское, Сарапульское, Троицкое, Пермское и др. Почти все свои новые места жительства крестьяне называли по имени своей родной земли.

Официальные документы об основании села Вознесенское не сохранились, но документы об основании сел Пермское, Шелехово и других, а также рассказы старейших жителей села Вознесенского подтверждают начало биографии Вознесенского в 1860 г.

В настоящее время в Вознесенском проживает много семей Шатохиных, Курдюмовых и т. д. Это внуки и правнуки первых переселенцев; это потомки бесстрашных пионеров, обживших глухие дебри на берегу Амура.

В 1880 году крестьянином Павлом Бересневым в селе была открыта частная лавочка. Павел Береснев и позже его сын Иван скупали пушнину у охотников, а затем обменивали её у торговцев на муку и др. Обмены и товары они продавали в своей лавочке. К 1890 г. в селе появилась винная лавочка Хабаровского купца Пьянкова. Винная продукция высылалась в село под ответственность сельского старосты, который организовывал торговлю.

В 1891 году в селе на площади (напротив теперешней школы) была построена церковь. Эта церковь перевезена из нанайского села Болонь, где её построили с целью приобщения нанайцев к христианской вере. Но видимо доморощенные шаманы были по духу ближе и роднее для нанайцев, чем шаманы христианские, поэтому богослужение проходило почти в пустой церкви, или вообще срывалось. Для освещения церкви из Хабаровки приезжал архиерей. Освещение церкви происходило в день религиозного праздника — Вознесения Господа Бога и архиерей освятил её в честь этого дня. День Вознесения Господа Бога стал храмовым праздником села. А само село получило официальное название Вознесенское.

Летом 1917 года церковь от сильной молнии сгорела. До постройки церкви моления проходили в домах жителей по уговору. Своего попа село не имело, его привозили на время моления из Хабаровки или Болони. После постройки церкви в село приехал поп на постоянное жительство.

С 1865 года в село начала поступать основанная в Николаевске газета «Восточное Поморье». Получал и читал эту газету только почтальон, остальное население было неграмотным. В 1898 году через село прошёл проложенный между Хабаровском (1893 г.) и Николаевском второй провод телеграфной связи.

К 1900 г. общая численность села составляла около ста человек. Население пополнилось в основном за счет естественного прироста. Все жители села происходили от семей нескольких фамилий и находились между собой в родственных отношениях. Новые переселенцы в село до 1910 г. не приезжали.

В период с 1900 по 1917 г. в жизни села произошли заметные изменения. Собственно эти изменения начались с 1910 г. В это время в село прибыло 20 семей переселенцев. Общая численность населения возросла в 1917 г. до двух сот пятидесяти человек. Добротные рубленые дома с хозяйственными постройками далеко вытянулись одной улицей вдоль берега Амура. Их к 1917 г. насчитывалось до пятидесяти.

В 1912 г. открыли и построили школу с четырёхклассным обучением.

К 1914 г. в селе появился свой фельдшер, и была открыта небольшая больница. Перед Октябрьской революцией в больнице работал бывший ротный фельдшер Петр Павлович Храпай. Храпай практически хорошо освоив лечебное дело, пользовался большим доверием и уважением всего села. Указом Президиума Верховного Совета СССР в пятидесятые годы он был награждён орденом Ленина за долголетнюю и безупречную работу. В 1916—1917 г. сельским попом был нанаец Никита Хонгени. Этот поп примечателен тем, что владел приличным голосом и имел две жены.

Увеличивалось пароходное движение по Амуру, а с ним торговля, связь и потребность в дровах.