Россия / Хабаровский край / Амурский район

п. Санболи

Описание

Санболи́ — посёлок сельского типа в Амурском районе Хабаровского края. Административный центр Санболинского сельского поселения.

Население 1049 чел.

Географическое положение

Посёлок Санболи расположен на железнодорожной линии Волочаевка II — Комсомольск-на-Амуре между пос. Литовко и пос. 147 км.

История основания поселка

История посёлка начинается со строительства железной дороги и станции, которое велось с 1939 по 1940 год. Первоначально станция называлась Самболи. Строили дорогу и станцию заключённые. Здание станции и вокзала было деревянным. В 1940 году, после того, как станция была принята комиссией из Москвы, сюда приехали первые железнодорожники.

Корреспондент Геннадий Толмачев, работавший в Амурском районе журналистом газеты «Амурская заря», описал свои впечатления от встреч с людьми в книге «Истоки. От „А“ до „Я“ — на карте района» (где описывает и село Самболи). Он утверждает, что Санболи стало строиться, прежде всего, как посёлок лесозаготовителей, что в 1960-х здесь Литовский леспромхоз открыл лесоучасток…

Старожил села Стральская В. М. вспоминает, что приехав сюда с родителями в 1946 году (ей тогда было 10 лет), что на месте села находилась санитарная часть или военный госпиталь, имелись охранные вышки, землянки, где жили солдаты-охранники, пленные японцы, финны, которые строили дома и вокзал. А один японец даже женился на русской женщине и остался с ней здесь жить. Родители маленькой Вали Наливкиной (Стральской) работали на железной дороге. Была пекарня, где пекли большие буханки хлеба, а повозка, запряженная конём, отвозила хлеб в магазин. Старожил села утверждает, что Санболи идёт от японского «сан», а «боли» — это больница.

Расширяться Санболи стало в 1960-х годах, когда в 1954 году на базе железнодорожных мастерских организуется лесопункт «Санболи». Начинается строительство щитосборных домов. Строится эстакада для разделки леса, пилорама. С 1954 года по 1956 год строится дорога на реку Алга. Основное строительство начинается в 1960 году. В 1972 году начинается строительство моста через реку Кур и дороги, ведущей к богатым лесным массивам. Строится новая эстакада, цех технологической щепы, БУМ, шпалорезка, столярная мастерская, строятся дома из бруса и под шиферными крышами. В поселке появляются специализированные магазины: хозяйственных товаров, хлебный с большой пекарней, вино-водочный, промтоварный, книжный, а также клуб с библиотекой в одном здании, поликлиника. В леспромхоз поступает новая техника как советская, так и зарубежная. Для испытания своей техники в посёлок приезжали японские специалисты фирм Nissan, Mitsubishi, Komatsu. Они привозили с собой лесовозы, самосвалы, погрузчики, грейдеры.

Увеличивается объём заготовки древесины с 249 тыс. м3 в 1974 году до 330 тыс. м3 в 1975 году и до 500 тыс. м3 в 1985 году.

В посёлке в 1974 году вступает в эксплуатацию двухэтажная каменная школа. Это событие стало вехой в истории поселка, ведь до этих пор все здания были деревянные. А первое каменное сооружение говорило о благосостоянии экономики, о надежных перспективах.

Население посёлка насчитывало более 3-х тысяч человек. Люди в основном трудились в лесу на заготовке древесины, на нижнем складе обрабатывали лес, пилили шпалу, дробили щепу, но немалое число жителей было занято в обслуживающих организациях: больнице, школе, аптеке, КБО, клубе, торговле и ЖКХ.

В эти годы не просто работали, но создавали семьи, строили себе дома, обзаводились хозяйством, рожали и растили детей. Дети, вырастая, шли по стопам родителей. В посёлке славились своими трудовыми династиями семьи Назаровых, Пановых, Сориных, Шелимановых, Березюк, Магулий.