Россия / Хабаровский край / Бикинский район

г. Бикин

Описание

Бики́н — город (с 1938) в России, административный центр Бикинского района Хабаровского края и самый южный город Хабаровского края. Название происходит от удэгейского слова старший брат, которым называется одноимённая река.

Население 16 097 чел.

Географическое положение

Город расположен около границы с Китаем, на Уссурийской низменности, на правом берегу реки Бикин (приток Уссури), в 215 км к югу от Хабаровска. Территория — 85 км². Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали.

История основания села

Появление этого поселения связано со строительством северного участка Уссурийской железной дороги в 1895 году. Первыми жителями стали строители станции – вольнонаемные рабочие, прибывшие по переселению, и закончившие службу солдаты. Дальнейший рост численности поселка осуществлялся за счет перебравшихся поближе к железной дороге жителей из соседних станиц и сел. В 1907 году в Бикин переселились забайкальские казаки. Позже массового переселения в Бикин не было.

Станция, по проектным материалам, сразу получила название Бикин. Это название пошло от удэгейского и нанайского словосочетания «бикини» и переводится как старший брат жены. Вся власть в станице принадлежала атаману и подрядчикам. В дореволюционном Бикине почти половину жителей составляли бедняки-безлошадники. Беднота жила в вечном долгу и в кабале у кулаков-подрядчиков Якимовых, Шемякиных, которые владели конными обозами, имели подряды от лесозаводчика Скидельского на заготовку, сплав и выкатку леса. У каждого из них имелись свои сельскохозяйственные машины: двухлемешные плуги, сеялки, культиваторы, молотилки, жатки, бороны. В станице была паровая мельница, которая принадлежала Кременцову.

Сельское хозяйство в станице было развито слабо. Подрядчики Шемякины и Якимовы хлебопашеством не занимались. Земельные наделы сдавали в аренду беднякам, а осенью делили урожай на выгодных для себя условиях. Хлебопашеством занимались середняки. Они сеяли по 3-5 десятин овса, пшеницы, гречихи.

22 человека работали на лесозаводе. Весь завод состоял из корпуса, где пилили лес на 5 пилорамах, столярного корпуса, помещения для движка, вырабатывающего электроэнергию, и склада. К 1910 году количество работников возросло до 60. Ими распиливалось 27 500 кубометров леса в год.

К 1907 году из станицы Козловской в Бикин переводится станичное управление. Поселок Бикин становится станицей и центром станичного округа. Тогда же открывается одноклассная войсковая школа для 32 мальчиков и 18 девочек, а чуть позже – начальное железнодорожное училище.

В период 1911-1912 годов в Бикине была построена каменная церковь с пятью золотыми куполами и колокольней. Было три неблагоустроенные улицы без названий, трактир, фельдшерский пункт, четыре лавки, принадлежащие русским, и 23 – китайцам, японцам, корейцам, почтово-телеграфная контора.

В Бикине советская власть утвердилась не сразу. Ее пришлось почти пять лет отстаивать в кровопролитных сражениях с белогвардейцами и интервентами.

Шло время. В 20-е годы в Бикине работают две школы: училище станичного округа и железнодорожное двухклассное училище. В 1938 году открывается лесная школа, где обучают профессиям пожарника, пилоправа, шофера, плотника. В 1942 году состоялся первый выпуск ЖУ-8. Все 120 человек тут же были направлены на фронт. Училище готовило слесарей по ремонту паровозов, слесарей-вагонников, токарей по металлу и др.

В 30-е годы в Бикине стали работать курсы медсестер. В это время здесь строятся амбулатория и больница на 60 коек. Потом роддом на 20 коек. В одном деревянном здании были хирургическое, терапевтическое, инфекционное, туберкулезное, гинекологическое, детское отделения. Недостаток средств сказывался во всем. Вместо медицинских шкафов были домашние буфеты, стерилизовали белье в автоклаве, вделанном в печь, под автоклавом располагался примус. Но деревянные некрашеные полы были выскоблены до желтизны.

Возле здания лесозавода, который в довоенные годы был расширен и механизирован, вырастает целый поселок. Здесь был клуб, где были созданы духовой оркестр и драмкружок, организована радиостудия. Мощности лесозавода наращиваются, увеличивается ассортимент продукции.

Происходят преобразования и на железной дороге. В 1933 году в Бикине начались работы по строительству второй линии железнодорожных путей. Строятся вагонно-паровозное депо, электростанция, дистанция пути, ПДМ, ПМС-217, Дом связи, клуб на 700 человек, жилые дома рабочего поселка железнодорожников. Пришел конец бездорожью. Улицы оделись в деревянные тротуары.

Развивается бытовое обслуживание. В двух артелях по бытовому обслуживанию работало 22 мастера по пошиву верхнего пальто и легкого платья, 16 мастеров сапожного дела, 1 фотограф, часовщик, 6 парикмахеров. Впоследствии эти артели объединились и на их базе был создан комбинат бытового обслуживания населения.