Россия / Хабаровский край / Бикинский район

с. Лесопильное

Описание

Лесопи́льное — село в Бикинском районе Хабаровского края России. Центр сельского поселения «Село Лесопильное».

Население 805 чел.

Географическое положение

Стоит на левом берегу реки Бикин.

Дорога к селу Лесопильное отходит на восток от трассы «Уссури», расстояние до трассы около 4 км, расстояние от перекрёстка до города Бикин около 10 км.

История основания села

Первые переселенцы обосновались на правом берегу реки Бикин (село Георгиевка), а первый дом был поставлен в 1891 году поселенцем Селютиным. Развитие села, которое расположено по левому берегу тесно связано с фамилией золотопромышленника Устьянцева. За короткий срок он поставил пилораму, построил спичечную фабрику и организовал обжиг кирпича. В 1894 году был прорыт искусственный канал для сплава леса

Спустя три года (в 1897 году) по территории современного села Лесопильное прошла узкоколейная железная дорога. Это место обозначилось как 485 верста, которая разделила две области: Амурскую и Приамурскую. С 1907 года началось заселение 485 версты.

Интенсивное заселение территории приходится на 1908 – 1909 года. Это были семьи Храпковых, Казанцевых, Калугиных, Задерея, Федоровых.

В 1912 году 485 верста получила название – разъезд «Звеньевой». В это же время строится новый кирпичный завод силами военных (энергию поставлял ломобиль). Он находился, где сейчас находится контора Звеньевского лесничества Пожарского лесхоза. Работал лесозавод, силами заключенных, разрабатывался карьер для добычи гравия, с целью отсыпки железной дороги и дорог в разъезде «Звеньевой». Владельцем лесозавода являлся капиталист Скидельский.

В районе первого дома от современного лесопункта находилась усадьба Скидельского. Дом был очень красив, наличники на окнах и большая терраса были украшены резьбой по дереву. За его домом шли бараки для рабочих. В каждом бараке проживало от 6 до 7 семей.

На левом берегу реки Бикин (бывший магазин Райпо) находилась усадьба и складские помещения купца Якимова. Он занимался скупкой пушнины у местного населения и снабжал их продуктами.

После революции 1917 года все частное производство перешло в руки государства. Это кирпичный завод, пилорамы. В это время жители села в основном занимались земледелием, рыболовством, охотой.

По воспоминаниям старожилов на разъезде Звеньевой находилось много китайских харчевен и фанз. Они стояли вдоль реки. Представители Советской власти в здании спичечной фабрики создали Гортоптрест, который занимался заготовкой дров для города Хабаровска. Для укрепления Дальневосточных границ силами военных был построен новый кирпичный завод и пущен на полную мощность в 1938 году. Гордостью этого завода была кольцевая печь. Дрова, глину для производства кирпича возили на лошадях. Заправляли на работе Молдаванов, Чижевский, Яковенко.

Ниже по течению реки находилось подсобное хозяйство Бикинского лесозавода (Ворошиловка), а чуть ниже корейцы выращивали рис, делали каналы от реки Бикин. Здесь был создан рисоколхоз из корейцев, а в 1933 году их всех в течение 24 часов погрузили в вагоны-теплушки и выселили в Казахстан. Представителем этого колхоза был отец Евгения Ивановича Пака.

В 30-х годах началась коллективизация. Семью Селютиных, которые имели много лошадей и занимались извозом, раскулачили и отправили в ссылку. В эти же годы в Звеньевой находилось много военных. В районе сельского дома культуры стояла мотострелковая дивизия. В районе школы – 79-й батальон. Хлеб готовили в собственной пекарне, которая находилась в районе лесопункта.

Но вот наступили тяжелые военные годы. Осенью 1941 года молодых девушек и юношей мобилизовали в совхоз «Пушкино» на уборку зерна. В здании современной школы был открыт госпиталь № 202. Начальная школа была переоборудована в хирургическое отделение, где заведующим являлся хирург Гительмак. В старшей школе находилось терапевтическое отделение, заведующим был Федоров. Во время войны 1941 – 1945 годах на территории села Георгиевка находилось подсобное хозяйство лесопункта; выращивали коней, как гужевой транспорт, сеяли для них фураж.

Вплоть до 60-х годов река Бикин была судоходной. По ней проходили катера и баржи. Вверх по течению доставляли продукты питания, а оттуда вывозили весной: сок березы, черемшу в бочках, в тюках – кору бархата; летом: мед и ягоду; осенью – орехи. Так же реку использовали и как связь с соседним селом Александровкой, хотя до войны была паромная переправа вначале района лесопункта, а затем в районе бывшего магазина ОРС.

В период переселения различных групп крестьянства на Дальний Восток из европейских и сибирских губерний значительное место принадлежало старообрядцам.

В основной своей массе переселялась та часть старообрядчества, которая отличалась стойким религиозным фанатизмом, не желала расставаться с заветами своих предков и подчиняться официальной церкви.

Дальний Восток привлекал в себе своими условиями жизни. С одной стороны, это земельный простор. С другой – религиозная свобода.

Первый старообрядческие поселения были основаны в Амурской области по рекам Зея и Бурея. Но затем с 60-х годов 19 века поток старообрядцев начинает возрастать и достигает реки Бикин. Обосновались они на правом берегу реки, образовав два села Георгиевку и Александровку; сейчас сохранилась только Александровка. Когда-то староверов было много, а сегодня их всего 3 человека, но даже эти бабушки стараются передать свою веру детям и внукам. В староверстве более сильные требования, чем в христианстве. Строго соблюдаются все посты и любое их нарушение наказывается. Перед такими великими праздниками, как Рождество, Пасха, староверы собирают своих детей и внуков, которые приезжают их поселков Лучегорска, Светлогорья. Все они собираются в одном доме, чаще всего в доме самого грамотного человека и там начинают молиться с 24 часов до 7 часов утра. По писанию на Пасху спать нельзя, радуются свету, продолжению жизни и начинают праздновать это великое событие после длительного и тяжелого поста.

Чтобы лучше понять этот добрый, приветливый и трудолюбивый народ, нам удалось немного узнать обычай захоронения староверов.

Сначала покойного омывают святой водой, а затем не него надевают белый саван, сшитый без единого узелка. Церемония погребения проходит без музыки, но сопровождается долгой молитвой. На староверской могиле стоит своеобразный крест, сделанный из дерева. Вокруг могилы нельзя ставить ограду, потому что по преданию душа умершего не сможет освободиться, и будет плакать в ограде. На сегодняшний день основным связывающим звеном староверов села Александровка с центром является село Мухен, оттуда староверы получают книги, иконы, кресты и крестики.

Большинство жителей села Лесопильное придерживались и придерживаются православной веры. Христианство на Руси было учреждено в 10 веке по византийскому образцу. Крещение Киева Владимиром и Новгорода Добрыней – это только первые шаги в истории христианизации всей Руси. Широкое принятие христианства связано с интенсивным основанием северных территорий в конце 13 века. На волне переселения оно распространялось и утверждалось по всей территории Руси.