Россия / Хабаровский край / Советско-Гаванский район

г. Советская Гавань

Описание

Сове́тская Га́вань — город в Хабаровском крае России, единственный населённый пункт Городского поселения «Город Советская Гавань», административный центр Советско-Гаванского района. Расположен на берегу одноимённого залива, являющегося в свою очередь частью Татарского пролива.

Население 24 671 чел.

Географическое положение

Город расположен на берегу залива Советская Гавань (Татарский пролив), в 640 км от Хабаровска, в 32 км от порта Ванино — одного из крупнейших российских портов на Тихом океане. Находится в гористой местности, в непосредственной близости располагается хребет Советский высотой до 560 м (г. Советская), отрог Сихотэ-Алиня.

Конечная точка БАМа. Железной дорогой связан с Комсомольском-на-Амуре, строящейся автомобильной трассой 08А-1 «Лидога — Ванино — Советская Гавань» город связан с автодорогой «Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре». Действует аэропорт Май-Гатка.

История основания города

Дореволюционный период

Датой основания города считается 4 августа 1853 года, когда Г. И. Невельской распорядился создать «военный Его Императорского Высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост» в заливе Императорская Гавань. Начальником поста был назначен Н. К. Бошняк.

В 1854 году в Императорскую гавань зашло английское судно «Барракута» (англ. Barracouta). Не зная об открытии гавани русскими, англичане дали ей имя «Гавань Барракута» (англ. Barracuta Harbour).

В 1856 году, спасаясь от англо-французской эскадры, в залив зашёл фрегат «Паллада». Для того, чтобы фрегат не достался противнику, он был затоплен, после чего Константиновский пост был снят.

В конце XIX века на мысу при входе в залив, был построен маяк, один из старейших на тихоокеанском побережье России. Этот маяк в настоящее время носит название «Красный Партизан» в память о расстрелянных здесь в ходе гражданской войны карательным отрядом белогвардейцев партизанах. Неподалёку от маяка, над высокой скалой установлен монумент в память об этих событиях.

В 1907 году австралийский предприниматель Слэй Гарольд Крофтон был командирован фирмой «Восточное лесопромышленное общество», где скупил у местного предпринимателя лесоперерабатывающий паровой завод и заготовленную древесину. Вскоре на его средства на берегах бухты Окоча были построены административные здания и жилые дома. К 1912 году было образовано селение, получившее название Знаменское. Оно состояло из трёх поселений, расположенных по берегам бухт Маячная, Японская (сейчас бухта Курикша) и Окоча.

27 октября 1914 года в Знаменском (на тот момент оно входило в состав Кхуцинской волости Ольгинского уезда Приморской области) было открыто почтово-телеграфное отделение с приёмом внутренних и международных телеграмм. Была протянута телеграфная линия от Де-Кастри до Императорской Гавани.

Гражданская война и установление Советской власти

В 1919 году в районе Императорской Гавани функционировали четыре рыбных промысла под управлением русских предпринимателей — в бухте Лососина, в бухте Ольга, в бухте Александра (ныне Северная) и у полуострова Меншикова, а также вышеупомянутая австралийская концессия в бухте Окоча. Функционировал два маяка с обслугой: у входа в залив и на мысе Св. Николая.

5 апреля 1919 года в Императорскую Гавань вступил партизанский отряд под командованием Петра Курикши. Партизаны арестовали полицейских чинов, захватили австралийскую концессию, расстреляли нескольких лиц прежней администрации и предпринимателей, оказавших им сопротивление. Начальнику местного почтового отделение удалось запросить по телеграфу помощь, и в мае 1919 года из Владивостока прибыл пароход «Взрыватель». С него высадился белогвардейский десант, который, после непродолжительного боя, занял населённый пункт. Так потерпела неудачу первая попытка установления Советской власти в Императорской Гавани, и следующие три года гавань находилась под контролем белогвардейских сил.

6 апреля 1920 года на территории российского Дальнего Востока была провозглашена Дальневосточная республика. Приморская область, а с ней и Императорская Гавань, де-юре вошла в её состав, де-факто оставаясь под контролем белогвардейцев, не признававших ДВР.

В январе 1922 года из Южного Приморья в гавань прибыл Первый экспедиционный партизанский отряд под командованием В. С. Колесниченко в количестве 45 человек, который вторично установивший Советскую власть на этой территории. В апреле этого же года приказом по отряду Императорская Гавань была переименована в Советскую.

15 ноября 1922 года ДВР была ликвидирована. Составлявшие её территории вошли в состав РСФСР как Дальневосточная область, а Приморская область, в составе которой оставалась Императорская Гавань, преобразована в Приморскую губернию с центром во Владивостоке.

19 февраля 1923 года вышло Постановление ВЦИК, согласно которому гавани было официально присвоено имя Советская.

В том же 1923 году был образован Знаменский сельский совет. К этому времени Знаменское было довольно крупным селом, в нём было около 80 домов.

Советский период

В 1925 году в составе Приморской губернии был образован Советский район с центром в Знаменском.

В 1926 году на Дальнем Востоке была проведена административно-территориальная реформа. Приморская губерния, вместе с тремя другими губерниями, вошла в состав новообразованного Дальневосточного края (ДВК). Край был разделён на округа, одним из которых был Хабаровский округ — в состав последнего был включён Советский район.

В 1930 года село Знаменское было преобразовано в рабочий посёлок Советская Гавань. В том же году Хабаровский округ был упразднён, а Советский район, переименованный в Советско-Гаванский, отошёл в прямое подчинение ДВК. К этому времени в посёлке были созданы четыре рыбокомбината, три рыболовецких колхоза, Советский леспромхоз, Советско-Гаванский лесозавод, национальный колхоз «Ороч». В 1932 году вышел первый номер городской газеты «Советская звезда».

20 октября 1932 года в составе ДВК была образована Приморская область с центром во Владивостоке. Советско-Гаванский район вошёл в её состав.

В 1934 году началось строительство Северного судоремонтного завода (ССРЗ). В 1937 году строительство было завершено, тогда же на заводе был отремонтирован первый пароход. Было начато строительство мелькомбината, Дальневосточной электростанции специального назначения, морского порта.

20 октября 1938 года ДВК был разделён на Хабаровский и Приморский края. Советская Гавань, как часть Приморской области, вошла в состав Приморского края. Уже в 1939 году Приморская область была упразднена, и Советско-Гаванский район стал напрямую подчиняться краевым органам.

18 января 1941 года посёлок Советская Гавань получил статус города.

21 мая 1943 года Государственный Комитет Обороны СССР издал постановление о строительстве железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре (Пивань) — Советская Гавань и морского порта в бухте Ванина. На строительство железной дороги вдоль реки Хунгари в предгорьях Сихотэ-Алиня были брошены тысячи заключённых сталинских исправительно-трудовых лагерей[8]. В 1945 году было открыто движение по новой магистрали.

В августе 1945 года в ходе военной кампании против Японии из Советской Гавани был высажен десант в порту Маока на Южном Сахалине. В послевоенные годы на многих стройках города работали японские военнопленные.

15 сентября 1948 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О передаче города Советская Гавань из Приморского края в Хабаровский край».

Долгое время порт являлся одной из баз Тихоокеанского флота ВМФ России (ТОФ). Ныне база ТОФ находится в близлежащем посёлке Заветы Ильича.

В 1950—1953 годах в городе находилось Управление Строительства 508, а в 1953—1954 годах — Ульминлага.

Постсоветский период

В начале 1990-х годов в Советской Гавани было создано первое совместное российско-японское предприятие по переработке древесины «Ванино-Тайрику».

В 1993 году в советско-гаванский порт зашло первое судно под иностранным флагом; до этого порт имел статус закрытого.

В 1997 году первую продукцию, получившую международный сертификат качества, выпустило рыбоперерабатывающее предприятие ООО «Востокрыба».

В 1999 году началось строительство автомобильной трассы Лидога - Ванино, которая должна связать город и другие населённые пункты района залива со всероссийской автотранспортной сетью. В 2001 году по трассе было открыто сквозное автомобильное движение. Окончание строительства запланировано на 2018 год.

В 2000 году порт «Советская Гавань» получил статус международного. В том же году судоремонтные предприятия приступили к выполнению заказов по модернизации оборудования, используемого при освоении нефтяного шельфа острова Сахалин.

С 2003 по 2005 годы в городе открылся филиал Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода-завод «Паллада», была отремонтирована нефтебуровая вышка «Орлан». Возобновил выпуск строительных материалов завод ЖБИ, начато производство строительного камня на базе карьера «Советский».

До 2004 года весь район составлял единое муниципальное образование «Город Советская Гавань с Советско-Гаванским районом». В соответствии с Законом Хабаровского края от 28 июля 2004 года № 208 «О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ» в каждом населённом пункте района было создано отдельное муниципальное образование. Город стал административным центром и единственным населённым пунктом Городского поселения «Город Советская Гавань».

В ноябре 2007 года в городе открылся первый в Хабаровском крае частный рыборазводный завод мощностью 15 млн. мальков лососёвых в год.

31 декабря 2009 года было подписано Постановление Правительства РФ о создании в порту Советская Гавань портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ).

Экономика

Промышленность

В советское время основой экономики города был судоремонт. В городе работало два крупных завода по ремонту судов — Северный судоремонтный завод (ССРЗ) и Первый судоремонтный завод Министерства морского флота СССР (СРЗ ММФ). Также была развита добыча и переработка рыбы, местный рыбзавод производил значительную долю от продукции всего края.

Морской порт

Морской торговый порт «Советская Гавань» является замерзающим портом. Границы порта установлены Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2010 № 237-р. В состав порта входят 7 грузовых районов, а также пункт рейдовой погрузки леса в посёлке сельского типа Нельма. Осуществляется промышленная добыча рыбы на 7 рыбопромысловых участках. Для обслуживания судов имеется 17 причалов, расположенных в бухтах Окоча, Эгге, Курикша, Маячная и Лососина, в т.ч. один специализированный причал для разгрузки угля. Также в порту имеется грузопассажирский многосторонний пункт пропуска через государственную границу. Навигация в порту, за исключением пункта в Нельме, осуществляется круглогодично.

Банки

В городе действуют три отделения Сбербанка России, а также по одному отделению МТС Банка, Россельхозбанка и ВТБ 24, банк ХоумКредит. В банковских отделениях предоставляются различные услуги по вкладам, кредитованию населения и бизнеса, операциям с кредитными картами.

Торговля

Развита международная торговля, в частности — экспорт в Японию, Южную Корею и Китай российской древесины; по состоянию на 2015 год Советская Гавань была в числе основных направлений этого вида экспорта. Из Японии ведётся импорт подержанных автомобилей.

Туризм

Советскую Гавань посещают туристы из КНР, США и других иностранных государств, а также жители других регионов России. В городе действует гостиница «Советская Гавань». В зимнее время в пригороде имеется горнолыжная трасса.