Россия / Московская область /
Химки район

Городской округ Химки входит в пятерку самых динамично развивающихся регионов Подмосковья. Он располагается на территории 11,8 тысяч гектаров и включает в себя микрорайоны Новых и Старых Химок, микрорайоны Сходня, Фирсановка, Подрезково, Клязьма, Старбеево и несколько бывших деревень, ставших сегодня равноценными микрорайонами округа. Его население составляет почти 205,5 тысяч человек.

Треть земель округа занимают лесные массивы и водные пространства, другая треть используется промышленными предприятиями, остальной земельный фонд распределяется между населенными пунктами (20,6%) и сельхозугодиями (12,1%).

В марте 1939 года рабочий поселок Химки получил статус города. С января 2006 года Химкинский район был наделен статусом городского округа Химки.

Первые письменные упоминания о территории, вошедшей в состав города, относятся в XIV–XVI векам. Имя городу Химки подарила речка Химка, просуществовавшая до 1937 года, пока по ее руслу не проложили канал Москва – Волга.

В двенадцати верстах от Москвы на левом берегу реки Химки около Санкт-Петербургского шоссе была открыта небольшая почтовая станция «Химки». Почтовая станция Химки была первой на пути из Москвы. Станция Химская (ныне Химки) была открыта в 1851 году одновременно с Николаевской железной дорогой. После открытия станции Химки москвичи стали называть Химками всю прилегавшую к ней местность вместе с окрестными населенными пунктами.

В 30-х годах ХХ века на территории Химкинского района развернулось грандиозное строительство канала Москва-Волга. Его возвели за фантастически короткие сроки – четыре года и три месяца. В 1936 году через канал построили одноарочный железнодорожный мост. Это был один из первых железобетонных мостов в стране. Длина его пролета – 116 метров.

В 1931 году улучшилось транспортное сообщение с окрестными населенными пунктами. Ленинградское шоссе заасфальтировали. На улицах поселка появилось электрическое освещение. Увеличилось количество пригородных поездов.

Накануне Великой Отечественной войны в Химкинском районе действовали более 30 заводов, фабрик и различных артелей, 4 железнодорожных станции и 6 платформ. На всех предприятиях было занято свыше 20 тыс. рабочих. Большое место в экономике района занимало сельское хозяйство. В районе имелись 61 колхоз, Крюковская МТС и 5 совхозов.

C началом Великой Отечественной войны изменилась и жизнь Химок. Уже к осени 1941 года город и окрестности стали прифронтовой зоной. Промышленность и сельское хозяйство были переведены на «военные рельсы». Заводы № 84 и № 301, артель «Спартак», завод «Стройдеталь», фабрика НКПС, мебельные, стекольные предприятия и артели стали выпускать вооружение, боеприпасы, военное снаряжение и обмундирование.

Возрождение нормальной жизни, восстановление деятельности промышленных предприятий и сельского хозяйства в Химках и районе началось сразу же после окончания Великой Отечественной войны. Так, уже к октябрю 1945 года на «малую родину» из эвакуации вернулось Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина (завод № 301), структурной перестройки подвергся военный завод № 299 (ОАО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко»), стали наращивать производственную мощь другие промышленные предприятия и артели.

В послевоенный период дальнейшее развитие получило сельское хозяйство. Колхозы района влились в состав укрупненного совхоза «Путь к коммунизму», главной отраслью которого стало молочное животноводство, а дополнительными – растениеводство и птицеводство. В конце 1980-х годов совхоз был преобразован в агроторговое объединение «Химки», ставшее одним из ведущих поставщиков молочной и мясной продукции в столицу. На территории района в советское время было создано форелевое хозяйство «Сходня» – единственное в Московской области.

Таким образом, в конце ХХ века Химки представляли собой крупный и красивый город, с широкими улицами и проспектами, с развитой промышленностью, а Химкинский район отличали эффективное сельское хозяйство, высокий научно-культурный потенциал.

 

Герб района