Россия / Республика Марий Эл /
Горномарийский район

Горномарийский район расположен в юго-западной части Республики Марий Эл с южной стороны граничит с Моргаушским и Ядринским районами  Чувашской Республики, с юго-западной – с Воротынским районом Нижегородской области, с западной – с Юринским, с северной и восточной – Килемарским районом Республики Марий Эл.

Образован 15 января 1921  года.

В районе 10 сельских поселений, объединяющих 241 населенных пункта.

Горномарийский район занимает юго-западную часть Республики Марий Эл и состоит из двух почти равновеликих половин, расположенных на правобережном и левобережном сторонах реки Волга. На юге и юго-востоке он граничит с Моргаушским и Ядринским районами Чувашской Республики, на западе - с Воротынским районом Нижегородской области, на севере и северо-востоке с Юринским и Килемарским районами Республики Марий Эл. Территория района площадью в 1716,2 кв.м. включает различные виды земельных угодий, пашен, лугов, лесов, рек, озер, болот и других участков, занятых населенными пунктами и дорогами.

Горная  сторона Марийского Поволжья  в силу своего географического положения, природно-климатических условий заселялась и осваивалась людьми со времен глубокой древности. Об этом свидетельствуют остатки более 200 археологических памятников, исследованных учеными на современной территории района, древнейшим из которых является известная Юнга-Кушергинская стоянка древних людей эпохи палеолита (древнекаменного века), живших здесь более 20 тысячелетий назад. В последующие тысячелетия и столетия здесь расселялись племена разных культур, в итоге заложившие основы формирования финно-угорской общности племен, в том числе древнемарийской. Далекими предками горных марийцев стали племена так называемой позднегородецкой культуры. На рубеже первого тысячелетия регион формирования и первоначального обитания древнемарийских племен выходил далеко за пределы территории современной республики, охватывая   значительную  часть левобережья Суры, Поветлужья и северной Чувашии. Ко времени сложения в основном  древнемарийского этноса в IX – XI вв. относится установление довольно близких хозяйственных и культурно-языковых  контактов  с вторгшимися на Волгу ранними тюрками (булгарами) и расселившимися  в Волго-Окском бассейне восточными славянами, под воздействием которых границы расселения предков горных марийцев значительно сузились. Их материальная и духовная культура, имея специфические особенности, сохраняя определенную общность, сходство с родственными угро-финнами, прежде всего  с мордвой и удмуртами, начала испытывать  тюркское воздействие. На южных окраинах своей территории горномарийское население частично ассимилировалось с мигрировавшими сюда булгарами, частично вытеснялось ими к северу.  На рубеже I-II тысячелетий марийцы стояли на пороге классообразования, феодализации общества, формирования своей государственности, о чем свидетельствуют сохранившиеся в исторических документах и в народной памяти упоминания о представителях марийской родоплеменной руководящей элиты в лице князей, стоявших во главе своего  рода земляческих объединений – «сотен», «пятидесятен», «десятен».

В судьбе  народа нелегкими и тернистыми оказались X – первая половина XVI в., когда земля мари находилась в зоне воздействия внешних факторов, связанных с включением ее в состав феодальных государственных образований – Волжской Булгарии (X – XIII вв.), затем Золотой Орды (XIII – XV вв.), а после ее распада - Казанского ханства (1437 – 1551 гг.).

Горномарийское Поволжье, расположенное на скрещении важнейших речных путей – Волги с ее притоками Сурой и Ветлугой, было одной из густонаселенных и высокоразвитых в экономическом отношении областей ханства. Оно оказалось втянутой в орбиту противостояния между Москвой и Казанью. Особенно обострились они после присоединения Вятской земли к России в 1489 г. и основания в 1523 г. на горномарийской земле города Васильсурска, ставшего опорным  пунктом русских на самой границе Казанского ханства.

Военные действия  между русскими и казанскими войсками, преимущественно происходившие  на Горной стороне, причиняли местному населению большие бедствия. В народе усиливалось стремление избавиться от разорительных походов и набегов. В этих условиях горные марийцы и чуваши и наиболее дальновидные их представители – сотные князья Акпарс, Аказ, Кобяш, Яныгит и другие, которые реально чувствовали возросшую угрозу порабощения, выступили за упрочение союза с Россией и за принятие российского подданства. В декабре 1546 г., воспользовавшись междоусобной борьбой в Казани, марийский сотный князь Тугай со своими сторонниками послал в Москву делегацию, которая имела полномочия  от имени жителей всей Горной стороны просить великого князя Ивана IV, «чтобы государь пожаловал, послал рать на Казань, а они с воеводами государю служити  хотят».  Иван Грозный удовлетворил их просьбу, выдал им драгоценные подарки и обещал принять «горных людей»  в русское подданство. Через пять лет, летом 1551 г., горные марийцы и чуваши в новопостроенном городе Свияжске  подтвердили свою клятву на верность русскому царю. Таким образом, 460 лет назад Горная сторона добровольно («по челобитью») вошла в состав Русского государства.

Это событие явилось важнейшей вехой на историческом пути всего марийского народа, которая открыла новую  страницу  в жизни народных масс Горной стороны, она положила начало последовательному вхождению всей территории Марийского края в состав Россий­ского государства, завершившемуся в 80-е годы XVI в. Как показал дальнейший ход истории, присоединение края к России в конечном счете соответствовало чаяниям трудовых масс. Оно объективно сыграло прогрессивную роль в дальнейшем социально-экономическом, культурном и этническом развитии марийцев, несмотря на антинародную политику самодержавия, проводившуюся в интересах правящих классов.

В конце XVI  в. горномарийский край постепенно втягивался в систему российской государственности.  С основанием города Козьмодемьянска в 1583 г. и образованием одноименного уезда  утвердилась воеводская система управления, были сохранены существовавшие ранее местные административно-территориальные  единицы – «сотни», «пятидесятни», «десятни», вплоть до введения волостного деления в конце XVIII в. Они продолжали называться именами прославившихся еще в середине XVI в.  и сохранившихся в народной памяти горномарийских князей.

В составе России горные марийцы, занимавшиеся в основном земледелием, животноводством, бортничеством (сбором меда диких пчел в лесах), охотой, рыболовством и различными промыслами, продолжали платить в царскую казну ясак и оброчные платежи хлебом и деньгами. Марийские крестьяне привлекались также к военной службе: в течение всего XVII в. во время войн они обязаны были ставить одного воина с трех ясачных дворов. В XVII в., в связи с основанием в 1625 г. первого в Марийском крае Спасо-Юнгинского монастыря, начался процесс оформления феодальной вотчины в крае, приведший к усилению притока русского населения и хозяйственному освоению монастырскими крестьянами новых земель, преимущественно в Заволжье, также к захвату общинных земель марийских ясачных крестьян.

Значительные изменения в жизни населения края произошли в XVIII в. По губернской реформе Петра I территория Козьмодемьянского уезда  в 1708 г. вошла в состав Казанской губернии, с 1719 г. в состав Свияжской провинции той же губернии. В 72 сельских поселениях четырех «сотен» (Акпарсовой, Аказиной, Кобяшевой, Токсубаевой), двух «пятидесятен» (Токпаевой, Яныгитовой), по данным 1764 года, проживало около 21 тыс. горных марийцев. Горномарийские поселения одновременно являлись простыми или сложными (деревня или село с выселками) сельскими общинами.

В ходе административно-территориальной реформы, проведенной Екатериной II в 1780 – 1781 гг., в Козьмодемьянском уезде вместо сотен и пятидесятен было введено волостное деление. В ходе реализации этой реформы горномарийское население оказалось включенным в состав четырех уездов трех губерний: основная его масса оставалась по-прежнему в Козьмодемьянском уезде, некоторая его часть включена в состав Васильского и Макарьевкого уездов Нижегородской губернии, Царевосанчурского (с 1796 г. – Яранского) уезда Вятской губернии. В конце XVIII в. численность горных марийцев составляла около 24 тыс. человек.

Жители края кроме традиционных видов занятий прилежно занимались огородничеством, садоводством, хмелеводством, разведением технических культур (льна, конопли), изготовлением предметов домашнего обихода, хозяйственного инвентаря и орудий труда. С 1724 г. марийские крестьяне вместо ясака стали платить подушную подать, взимаемую с каждой души мужского пола. С 1705 г. среди крестьян начали набирать рекрутов в армию, где они служили почти пожизненно. В 40 – 60-х годах XVIII в. проводилась принудительная  массовая христианизация. В Козьмодемьянском уезде в ряде сел (Ценибеково, Пинель  Пернянгаш, Чермышево, Малый Сундырь, Кузнецово, Большой Кожваж) были построены первые православные храмы, ставшие очагами  миссионерского просветительства в уезде.

Усиление податного гнета, обострение социальных противоречий, произвол чиновников в XVII – XVIII вв.  привели к Крестьянским войнам, предводительствуемыми С.Т. Разиным и Е.И. Пугачевым, в которых активное участие принимали и крестьяне  уезда и посадские люди г. Козьмодемьянска.

Важные сдвиги в жизни и культуре горных мари произошли в XIX в., особенно во второй его половине в связи с проведением буржуазных реформ 60 – 70-х годов. К середине XIX в. повсеместно стали выращивать картофель, что явилось крупным шагом вперед в развитии сельского хозяйства. Бортничество уступило место пасечному (ульевому) пчеловодству. Основные хозяйственные потребности  крестьян в орудиях труда и инвентаре, средствах передвижения, одежде, обуви и т.п. удовлетворялись домашней промышленностью, но по сравнению с предшествующим временем в крестьянском хозяйстве покупных изделий применялось больше. Вследствие развития товарно-денежных отношений и увеличения денежных податей росла товарность крестьянского хозяйства. Во многих селениях получили развитие крестьянские промыслы: изготовление плетенных изделий, ювелирных украшений, музыкальных инструментов,  тканье национальных поясов, сапожное мастерство. Изделия народных умельцев экспонировались на всероссийских и международных выставках и удостаивались дипломов. Зажиточные крестьяне имели водяные и ветряные мельницы, шерстобитные и кожевенные заводы, маслобойки. Продукты своего труда горные марийцы сбывали на базарах и ярмарках, регулярно проводившихся в селах Еласы, Большой Сундырь, а также в близлежащих городах – Козьмодемьянске, Васильсурске, Ядрине.

Проведение реформы Киселева в отношении государственных крестьян, введение общественных запашек, возложение на крестьян новых поборов и повинностей в 1842 г. вызвали мощное восстание в Козьмодемьянском  уезде, в котором активное участие принимали марийские и чувашские крестьяне Кожваж-Сигачкинской, Больше-Юнгинской, Татаркасинской  и других волостей. В памяти народа оно и поныне сохранилось как «Акрамовская война».

В пореформенный период значительно усилились культурные интеграционные процессы, охватившие и горномарийский край. В это время складывается и развивается сеть общего начального образования в связи с открытием в сельской местности земских одно- и двухклассных школ и училищ, а также начальных церковноприходских школ и школ грамоты. Земская школа стала самой массовой  как по количеству учебных заведений, так и по численности учащихся. В марийских школах было введено первоначальное обучение на родном языке. Большую роль в приобщении крестьянских детей к грамоте сыграли горномарийские просветители И.Я. Моляров, В.Л. Лукьянов, И.М. Кедров, Г.Я. Яковлев.

На рубеже XIX – XX вв. под влиянием русской революции 1905 – 1907 гг. усилилось национальное движение и среди горных марийцев. Начало коренным переменам в политической истории и социально-экономической жизни края положили события 1917 года – свержение царизма и установление Советской власти, которые в массе народа были встречены с одобрением и большими надеждами.

В Марийском крае трудные годы гражданской войны новой властью проводилась реализация национальной политики, завершившаяся образованием автономий народов Поволжья и Приуралья. Декретами ВЦИК и СНК РСФСР от 4 и 25 ноября 1920 г. была образована Марийская автономная область, в состав которой был включен Козьмодемьянский уезд и Емангашская волость Васильсурского уезда Нижегородской губернии, населенная горными марийцами и русскими. 90 лет назад, 15 января 1921 г., согласно решению областного ревкома на базе этих территорий был образован Козьмодемьянский кантон, в 1931 г. преобразованный в район. В последующие четыре десятилетия граница и территория района в результате проведения административно-территориальных преобразований в республике, объединений и разъединений районов, очертания границ Горномарийского района неоднократно менялись. В 1929 – 1936 гг. в связи с включением Марийской автономной области в Нижегородский (с 1934 г. Горьковский) край в его составе находился и Горномарийский район. Район в современных границах оформился в конце 1970-х  годов. Ныне он состоит из территорий, расположенных на обеих сторонах Волги.

В первые годы существования  района трудящимся пришлось испытать большие трудности, связанные с засухой, лесными пожарами, массовыми заболеваниями (свирепствовавшим тогда тифом), страшным голодом, унесшим много жизней. Последствия этих бедствий были преодолены благодаря неимоверным усилиям партийных и советских органов, комиссий по оказанию помощи голодающим, братской поддержке многих регионов страны и зарубежных благотворительных организаций.

После ликвидации последствий стихийных бедствий, в период проведения новой экономической политики произошло заметное оживление в хозяйственной и культурной жизни района. Политика ликвидации кулачества как класса, проводившаяся в конце 1920-х – начале 1930-х гг. в ходе сплошной коллективизации крестьянских хозяйств, с одной стороны, изменила традиционный уклад деревенской жизни, с другой стороны, исковеркала судьбы зажиточной части марийского крестьянства, а также партийных и советских работников, интеллигенции и членов их семей. При всех громадных  людских и материальных потерях колхозный строй достойно выдержал все тяготы военного времени.

Суровым испытанием для нашей страны явилась начавшаяся 70 лет назад Великая Отечественная война, развязанная фашистской Германией. С первых дней войны жизнь района была перестроена на военный лад. За годы войны из Горномарийского и Еласовского районов, города  Козьмодемьянска были призваны на фронт более 14 тыс. человек, которые мужественно сражались на всех фронтах войны. Из них домой вернулись менее 8 тыс. чел. Многие из наших земляков-фронтовиков за проявленные героизм и мужество удостоены боевых наград, а Ф.Г. Радугину и В.Ф. Криворотову присвоено звание Героя Советского Союза.

Победа над врагом ковалась и в тылу: «Все для Победы, все для фронта» - под этим девизом, проявляя стойкость, выдержку и самопожертвование, испытывая на себе все тяготы и лишения военного времени, самоотверженно трудились женщины, старики, подростки, дети на колхозных полях, лесозаготовках, строительстве Горномарийского участка оборонительного рубежа в левобережье Волги протяженностью 45 км – от Ветлуги до деревни Парат.

Прошли годы, десятилетия с той суровой поры, когда советский народ в едином порыве грудью встал на защиту своей Родины и одержал историческую победу над сильным, злым, коварным противником. И кто бы и что бы ни говорил сегодня о коммунистической партии, советской власти, комсомоле, интернационализме, колхозах, Красной Армии, никто не может не признать их роли в минувшей войне. Боевые и трудовые подвиги нашего народа навсегда останутся в благодарной памяти потомков.

Все тяготы послевоенного времени легли на плечи вернувшихся с войны фронтовиков, женщин, повзрослевших детей. Переход к мирной жизни требовал настойчивой борьбы за ликвидацию последствий войны и дальнейшее развитие всех отраслей хозяйства. В результате напряженных усилий тружеников деревни были достигнуты успехи в развитии сельского хозяйства: расширились посевные площади, увеличивалось производство зерна, картофеля, возросла трудовая активность на селе, укрепилась материально-техническая  база колхозов и совхозов, повысилась механизация сельскохозяйственных работ, построены специализированные животноводческие комплексы, подготовлены квалифицированные кадры для всех отраслей сельского хозяйства. Трудовыми успехами  в 1960 – 1970-х годах славились коллективы таких колхозов и совхозов, как «Сила», «Дружба», «Смена», им Ленина, им. Мосолова, птицефабрики «Горномарийская» и других хозяйств.

Большими переменами в жизни тружеников села отмечены 1970 – 1980-е годы, ознаменованные внедрением в сельское хозяйство  интенсивных технологий в земледелие и животноводство, строительством крупных специализированных животноводческих комплексов, совершенствованием  инфраструктуры  села, строительством объектов социально-культурного назначения, заметным улучшением материального благосостояния тружеников агропромышленного сектора. На фоне произошедших позитивных изменений пагубные последствия для жителей района имело затопление в 1980 г. водами Чебоксарского водохранилища более 20 тыс. гектаров сельскохозяйственных и лесных угодий, тем самым нанесен непоправимый урон жизнедеятельности местного населения, природе, памятникам многовековой истории и народной культуры.

Жизнь перед поколением третьего тысячелетия поставила новые задачи. В связи с изменениями в политическом устройстве страны, переходом к рыночной экономике и сменой форм ведения хозяйства перед тружениками района возникли определенные трудности, без преодоления которых невозможна, как принято ныне выражаться, модернизация всех сфер жизнедеятельности общества.

Горномарийский район – край трудолюбивых и талантливых людей. Все то, чем мы гордимся, создано людьми многих поколений. Имена многих государственных и партийных работников, тружеников села и города, организаторов и передовиков производства, деятелей культуры и науки составляют честь, гордость и славу нашего района.

Карта района

Герб района

Флаг района

Гимн района

Берег горный - край любимый
слова Н.Егорова, музыка А.Соснова, перевод А.Мосунова

Берег горный - край марийский,
Волги пенится волна,
От нее и неизбывна
Наших глаз голубизна.

Берег горный - край родимый,
Песен дивная краса,
С гуслей чистым перезвоном
Схожи наши голоса

Берег горный - край любимый,
Не сочтешь твои дела,
Нам любовь к земле привольной
Славу добрую дала.