Россия / Нижегородская область / Ковернинский район

Гари

Описание

Использована работа А. Касатовой (ученица Гавриловской СОШ)

Никто из нынешних жителей не может точно назвать время возникновения деревни. Что же касается названия, то одна из версий такова: деревня возникла на выжженном месте. Расположена деревня на очень удобном месте. Состоит из двух улиц, и разделяет их река Малый Пежель.

Вода в реке очень чистая и прозрачная, зимой замерзает только у берегов. Раньше, в старину, это были две деревни: Малые Гари и Большие Гари. Население в деревне Гари по национальности - русское, по вероисповеданию - православное, но были и староверы, правда, всего несколько человек.

В деревне насчитывалось 50 хозяйств, а именно: Малые Гари - 24 хозяйства, с население 150 человек и Большие Гари - 26 хозяйств, с населением 160 человек. Церковный приход был в селе Скоробогатово. Население было, в основном, молодого возраста.

Крестьянский быт

Семьи были большие. Жили единолично. Имели земельные наделы, размеры которых зависели от того, сколько было едоков (то есть от количества членов семьи). У некоторых было около гектара. Имели сенокосные угодья, но это на неудобице, а также лесные полосы. В хозяйстве держали весь скот: корову, кур, овец (очень много), лошадь. На участках сеяли рожь, овес, лен, сажали картофель. Льну придавали особое значение. Перерабатывали на льноволокно, пряли, ткали холсты, полотно отбеливали и шили нательное белье. Одежда была домотканая, ходили в лаптях, только по праздникам одевали кожаную обувь. Сами изготовляли валенки. Основными орудиями труда были плуг и борона, при помощи лошади обрабатывали землю, жали серпом. Своего выращенного хватало только до Рождества (7 января). В деревне была маслена, где перерабатывали льносемя на масло, которое шло на питание, а жмых - отходы, получавшиеся при производстве, (еще их называли дуранда) шел на корм скоту. В деревне были мельницы у Кудрявцева Григория Федоровича и у Цыганкова Иосифа. Крылов Павел Васильевич занимался изготовлением валенок, которые возил продавать.

До войны в деревне была лавка, заведовала которой Крылова Нина Петровна. Продавали, в основном, продукты. Гарин Иван Федорович занимался дуплением овчин. А Кудрявцевы Григорий Федорович и Николай Федорович занимались выпечкой баранок, которые быстро раскупались.

Молодежи в деревне было много. Молодые люди по вечерам собиралась на поселке. Зимой в избах, а летом на берегу реки Узолы, где было выбрано красивое место и называлось оно «Гульбинный Омут».

foto_1

Деревенские праздники

Престольным праздником была Тихвинская Богородица. В древние времена, после 26 декабря, по совершению собора в честь Богородицы, ездили из Тихвинского монастыря «с образом и праздничною святынею в Москву». Этот обычай продолжался до 1678 года. Ныне 24 раза в год совершается крестный ход с чудотворной иконой по всем окрестностям. Прославлял и почитал чудотворную икону и гарской народ: так как она являлась символом - «яко солнце пресветлое воз сия на воздух».

Гуляли весело, собиралось очень много гостей из других деревень, приходили на гульбину. Кроме престольных праздников в Гарях православный народ отмечал еще и Масленицу, праздник проводов зимы и встречи весны.

Наиболее важными компонентами были следующие:

1) Поминальные обряды, связанные с поминовением усопших родителей и родственников, и употребление ритуальной пищи: блинов, лепешек, оладий и прочее.

2) Обычаи, связанные с молодоженами: смотры молодоженов,
гостевание их у родственников и знакомых.

3) Масленичные развлечения: катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городов.

4) Проводы Масленицы: зажигание костра, проводы - похороны, масленичные поезда, ряжень.

В деревне Гари встреча Масленицы представляла собой ритуал почетного ввоза специально сделанного чучела, олицетворяющего собой праздник, в сопровождении односельчан. Еще в деревне почитали Троицу, Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на 50-й день после Пасхи. Троица почиталась в народе за большой праздник. На растущих березах обычно завивали ветви, переплетая их друг от друга травой, цветами, лентами и так далее. Около березок устраивали трапезы, сопровождавшие ритуальными «кормлениями» дерева. Часто Троицкая береза становилась центром народного гулянья.

foto_2

Пели песни, были и свои гармонисты. Самыми хорошими из них считались тогда Шишкин Филипп Степанович и Веткин Сергей Федорович, он позднее работал кузнецом.

Правда, не обходилось и без драк. Но их быстро усмиряли. Если кто-то не подчинялся, продолжал драку, того прямо в реку бросали, конечно, с шуткой. Но люди быстро мирились, зло не помнили. Народ тогда был, как рассказывают, дружелюбный. Позднее гульбина была прямо в самой деревне.

Годы коллективизации

В 1932 году в деревни Малые Гари и Большие Гари пришла коллективизация. В деревне Малые Гари первыми вступили в колхоз: Барабанов А.И., Кудрявцев В.Г., Огнев И.М., который стал первым председателем колхоза имени Буденного. В деревне Большие Гари первыми вступили в колхоз Пряничников Александр Федорович, Подкозов Павел Иосифович, Пряничников Серпион Илларионович, который был первым председателем колхоза «Красное Знамя». Потом постепенно и остальные вступили в колхоз добровольно. Но вот Кудрявцев Г.Ф. не стал вступать, его раскулачили и, он уехал в город, но вскоре вернулся и тоже вступил в колхоз. Стали люди трудиться коллективно, хотя и немного доставалось на трудодни, но стало все равно полегче. В 1933году колхозы объединились в колхоз называться «Красное Знамя», председателем которого был выбран Венков П.К.

В Великую Отечественную войну и послевоенные годы

Пришел 1941 год, и мирная крестьянская жизнь нарушилась. Стали отправлять мужчин на фронт. Всего отправили 30 человек, но вернулись всего лишь 10. Горем не обошла война почти ни одно хозяйство.

foto_3

Вернулся Григорий Яковлевич Удалов и стал председателем колхоза. Тот под его руководством стал развиваться в лучшую сторону.

Бригадиром в то время работал Голубев Василий Архипович, который проработал бессменно около 20 лет и неоднократно был участником ВДНХ за высокие показатели по итогам работы его бригады. Люди искали жизни полегче, но вот в конце 60-х годов стали переходить на денежную оплату труда, люди прекратили уезжать, стали трудиться в колхозе. Жизнь в деревне постепенно налаживалась.

В 1964 году колхоз «Красное Знамя» объединился с колхозом имени Суворова и. стал называться «Красное Знамя», председателем был выбран Кудрявцев Александр Васильевич. Гари стали центральной усадьбой колхоза. Был в этом году построен клуб и контора колхоза.

Работал новый магазин в деревне, молодежь из колхоза уже не уезжала, все оставались здесь жить и работать.

foto_4

В 1970 году колхоз «Красное Знамя» объединился с колхозом «Мир» и деревня Гари вошла в состав колхоза «Мир».

В 1970 году был образован Гавриловский сельский совет депутатов трудящихся, и центр его - исполком сельского совета был расположен до 1976 года в д. Гари.

Деревня сегодня

В настоящее время деревня Гари является центром бригады АПК «Мир». По улицам деревни проложены асфальтированные дороги, тротуары возле вновь построенных квартир колхоза. Ведется индивидуальное строительство жилых домов, строятся фермы.

Деревне Гари есть чем гордиться и что вручать на хранение памяти. На сегодняшний день деревня газифицирована, поселкового типа. Очень много молодежи, в том числе дети, подростки. Все это является и будущим деревни.