Россия / Нижегородская область / Перевозский район

Танайково

Описание

Использована работа Куклевой Марины Александровны, ученицы МОУ Перевозской СОШ

История

Основание села Танайково

   В Нижегородской области есть два населенных пункта, название которых происходит от слова «Танай»: деревня Танайка Шарангского района и село Танайково Перевозского района Нижегородской области.

   Танайково. Поселение в те далекие от нас годы было небольшое и называлось Танайково по имени первого владельца Танайки – боярского сына. «Заселение пустоши произошло после великого глада 1601 – 1603 г.г. и представляло из себя слободку.

   Первое летописное упоминание о Танайкове относится к 1616 году. Пустошь, впоследствии нареченная Танайковым, «принадлежала на правах поместья детям боярским Танайке Артанову и Афанасию Моршанину».

…Первые домики будущего села Танайково представляли из себя двухскатные полуземлянки с ориентацией окон на восход солнца. Стены делались из бревен, положенных на мох, а покрывалось помещение лубком. В центре жилья стояли  два-три дубовых опорных столба. Справа по входу – обеденный стол, лавки вдоль стены, молитвенный угол. Слева – большая печь, а перед ней – углубление в полу, где хранились горшки и другая посуда. Пол был глинобитный. Отапливалось жилье по-черному. Над печью размещались полати, сушилы. С учетом  конструкции жилья размещалось оно по рельефному склону так, чтобы «воды всякие» не попадали в помещение.

   Расположились первые поселенцы, танайковцы, на открытом на юг отлоге приволжской возвышенности. Перед взором крестьян с этой горы открывалась панорама лугов, речек, впадающих в реку Пьяну, массивов дремучих дубовых лесов. Как будто о здешних местах писал П. И. Мельников-Печерский в романе «На горах»: Места ни дать ни взять окаменелые волны бурного моря: горки, пригорки, бугры, холмы, изволоки грядами и кряжами тянутся во все стороны меж долов, лугов, оврагов и суходолов». В оврагах, окружающих село Танайково, нередко видны обнажения земных пород, подтверждающие, что многие миллионы лет назад здесь действительно бушевало бескрайнее море.

   В устных сказаниях, передаваемых от поколения к поколению, утверждается, что первопоселенцы-танайковцы располагались саженей на сто севернее современного старого порядка на умеренном склоне, а с годами, когда жилье стало более совершенным, танайковцы постепенно «сползали» ближе к родникам, а на прежнем месте остались сады и хозяйственные постройки, гумны, сенницы, дворы-навесы.

   Хозяйство первые поселенцы вели общиной. Это вызывалось условиями труда. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок леса. Зимний период, в течение которого рубили лес, назывался «сечень», затем лес сушили и  сжигали.

   Такое земледелие называлось подсечным. Обрабатывали землю оралом. Чаще всего сеяли просо, ячмень, овес, рожь, лен. Из овощей была распространена репа. Месяц жатвы назывался «серпень», а месяц молотьбы – «вресень» (врещать – молотить).

   Помимо земледелия, крестьяне разводили домашний скот, охотились, занимались бортничеством, ловили рыбу в реках Пьянее, Мерляне, Кураче. Хозяйство крестьян было натуральным. Покупали только соль и изделия из железа: топоры, пилы, ножи, сошники, наконечники копий.

   В Танайкове, как и в других местных поселениях, в большом ходу была деревянная посуда и утварь, изделия из бересты и луба.

…В 1616 году Нижегородский Печерский монастырь самовольно присоединяет только что образовавшуюся Танайковскую слободку к своим владениям в нижегородском уезде. «А те пустоши у него, Таная, взяты и отданы в Печерский монастырь». Боярские дети хоть и были влиятельными владельцами слободки, однако не стали  заводить разбирательную тяжбу с Синодом и покинули свои владения. С тех пор крестьяне-танайковцы стали крепостными влиятельного монастыря и нового помещика Ивана Елагина. Таким образом, танайковцы из вольных попали в двойную зависимость.

    Пример Печерского монастыря по незаконному захвату и подчинение себе крестьян использовался церковными служащими и в более позднее время.

 Так, в 1792 году «Перевозский Нижний земский суд просит Губернский Нижегородский суд рассмотреть дело о привлечении к суду священника села Ягодного Михаила Иванова за уничтожение меж и межевых признаков, разделявших церковную землю от крестьянской».

   В 1620 году вотчина Печерской обители переводится из Курмышского уезда в Нижегородский уезд с центром в с. Ягодное. Это сделано согласно Указу Государя и Великого князя Михаила Федоровича Романова.

…С развитием производства  и совершенствованием орудий труда, предназначенных для крестьян, в их общине стали появляться бедные и богатые. Древняя община распалась, и на смену ей пришло мелкое крестьянское хозяйство. Это относится к концу 16-17 в.в. В это время русские крестьяне стали подразделяться на частновладельческих, живших на государственных землях, и монастырских.

   В «Писцовой книге», составленной по Ягодинской вотчине Печерского монастыря в 20-х годах 17 столетия, встречаются имена «худых», «молодших», «середних», «  лучших» людей. «Худые» и «молодшие», как правило, писались унижительными именами: Федулка, Пронка, Ондрюшка. «Середние» пишутся полным именем с добавлением имени отца: Гаврила Васильев, Семен Петров. «Лучшие» перечисляются с обязательно полным

именем и отчеством и с прибавлением «сын такого-то»: Дмитрий Борисов сын Панкратов.

   Монастыри в России владели обширными землями, на  которых трудились около 30 % всех крестьян. Во главе хозяйства в монастыре был заведующий (келарь), назначаемый архимандритом. В каждом монастырском селе или деревне келарь имел помощников (приказчиков). Им поручалось вести учет всей хозяйственной деятельности крестьян. Приказчики собирали натуральные и денежные подати, чинили суд и расправу над крестьянами, накладывали на них пени.

   Таким образом, историческое прошлое села Танайково во многом связано с деятельностью Нижегородского Печерского монастыря. 

   Они принадлежали этому монастырю и вели разную деятельность: и полевые работы, и животноводство, и военная деятельность, и строительство.

В писцовых и межевых книгах, относящихся к началу 17 века, содержатся интересные сведения о Танайкове.

 Выпись из писцовых и межевых книг вотчины нижегородского Печерского монастыря – селу Ягодному. С приходскими к нему деревнями в нынешнем Княгининском уезде в 1621 и 1622 годах.

 «Деревня, что была слободка, Танайково, что была в поместье за Иваном Елагиным. А в ней двор служил Иван Рогожин. Всего в деревне 20 дворов крестьянских, 3 двора бобылей, да крестьянской пашни 30 четвертей, да перелогом 8 четвертей и обоего пашни паханые и с перелогом 48 четвертей в поле. Земля добра. Сена по затонью и в черном лесу на двух полянах сто копен. Лес около полей, вопче с деревнею Ковалево.

   Межи на Танайковскую землю не имеется.

   В слободке Танайково проживали: Анисимко Анисеев, Баженко Иванов, Петрушка Алексеев, Ивашко Семенов, Тимошка Елтипьев, Дружонко Антропьев, Кирилько Емельянов, Степанко Иванов, Федька Андреев, Ефимка Леонтьев, Ивашко Антипов, Парамонко Гаврилов, Ондрюшка Андреев, Федька Патрикеев.

   Из описания Танайкова узнаем, что она была Слобода Елагина. Один из домов был по велению Государя Переведен в Старый Дуб Водцкой»

 Танайково  в составе Ягодинской волости.

   Села вокруг Танайкова становились все больше и больше. И вскоре это были уже не отдельно взятые населенные пункты, а объединенные в крупную волость селения. Волость эта входила в состав Княгининского уезда с центром в селе Ягодное и была подведомственна Печерскому монастырю.

Здесь в основном танайковцы занимались землепашеством, кормила их земля-матушка. Излишки хлеба производился на Перевозском базаре. Один пуд стоил от 90 копеек до 1 рубль 20 копеек.

   Кроме хлебопашества предки современных жителей занимались еще и вязанием сетей для морского рыболовства. Этот промысел приносил неплохой доход. С пуда пряжи выходила 21 сеть, которые стоят хозяину с выделкой 5 руб. 13 коп.

Так прожили они предки много лет.

 Танайковская волость. Сельские Советы.

   В 1871 году волость из с. Ягодного переводится в с. Танайково. Это было сделано на основе государственного акта, направленного на совершенствование управления. Село Танайково находилось в центре населенных пунктов, входящих в Танайковскую волость, что представляло удобства для жителей и низовых чиновников-управленцев. Первым волостным чиновником  был назначен И.Г. Болотин, писарем – В.П.

 Рождественский, а волостным корреспондентом от села  - Шашилин Иван Васильевич.

   Со времени организации Танайковской волости и до конца ее существования (1929 г.) она являлась самой крупной по численности населения и занимаемой территории в Княгининском уезде.

   Тяжелым для танайковцев выдался 1896 год. В результате засухи многим крестьянским дворам не удалось собрать даже семена с засеянных полей. Чтобы спастись от голода, мужчины отправлялись на  отхожие заработки в нижний Новгород. Танайково в этот год изменилось до неузнаваемости. Больше половины домов стояли без крыш, наблюдалась страшная тишина и безлюдье. Волостное начальство принимало все меры, чтобы крестьяне смогли засеять свои поля в 1896-1897 году. Большую помощь селянам оказал Ягодинский женский монастырь.  Они выдали 1200 пудов ржи, 1832 пуда ячменя и овса.

   Через десять лет после перенесенного страшного голода снова беда: за две недели до уборки хлебов выпал град и уничтожил полностью посевы в Танайково на 60 десятинах. Волостное правление на другой день же выехало всем составом в Нижний Новгород и, явившись через пять дней, обрадовало пострадавших: губернатор своим распоряжением выделил Танайковской волости специальный фонд зерна из расчетной урожайности 7,5 пудов с десятины.

   В 1906-1907 г.г. до селян доходили сведения о Российской революции, реформе П.А. Столыпина. Крестьяне были весьма удручены этими событиями. Многое они не понимали, нового всегда страшились. Все это усугублялось тем, что в волость наезжали вооруженные казаки, представители уезда и губернии.

   В конце января 1907 года при волости начала действовать землеустроительная комиссия. Она перераспределяла земельные паи, проводило плановое межевание.

   В 1912 году Танайковская волость отмечала столетие победы над Наполеоном. Вспомнили тех селян, кто сражался с французами, и тех, кто сложил голову на поле брани. Этому событию был посвящен волостной сход граждан, где были названы следующие фамилии погибших: А.М. У ланов, Г.Д. Шашилин, А.Н. Солдатов, М.М. Шаров, Н.Д. Страхов, чествовались их родственники.

   Следующий 1913 год был также юбилейным – 300-летие  Дома Романовых. В честь этой даты волостной староста награждается правительственной наградой – медалью «300-летие Дома Романовых».

   1914 год. Начало империалистической войны. Массовый призыв в армию. Из Танайковской волости мобилизовано 246 человек.

   1916 год.  В волости прошли крестьянские выступления. Крестьяне требовали возвращения к прежним межевым актам, по которым крестьянские наделы были значительно сокращены. По этому случаю в волость приехал сам губернатор Гирс. Он сказал, что «возвращение к прежним межевым актам невозможно, так как земельные планы уже утверждены Сенатом. Но я призываю вас быть послушными своему Государю и помогу вам в улучшении агротехники выращивания зерновых культур путем назначения в волость агронома-консультанта».

   Крестьяне вроде бы согласились. Это было в пятницу. В понедельник уездный землемер Гладков выехал в поле восстанавливать уничтоженные крестьянами грани. Мужики, вооружившись кольями, как по команде высыпали в поле и прогнали землемера. Тут же пошло срочное сообщение губернатору. Через три дня явились сорок вооруженных конных всадников, и под охраной были выполнены работы по новому межеванию в Танайковской волости.

   Крестьяне получили поучительный урок. В волость после этого зачастили нижегородские большевики родом из местных селян. Обычно они привозили важные новости и различную информацию партийного содержания, консультировании сочувствующим партии, призывали народ поддерживать большевиков.

   В результате февральской буржуазно-демократической революции в России в марте 1917 года еще при Временном правительстве началась компания по созданию сельских Советов. Просуществовали они всего несколько месяцев. После Октябрьской революции эти Советы были ликвидированы и вместо их образовались Советы другого политического толка.

   В с. Танайкове волостное собрание граждан проходило 25 января 1918 года, где присутствовало около полутора тысяч селян. Сход единогласно постановил: «признать Советскую власть и реорганизовать местную власть на новых началах». Протокол подписал председатель волисполкома Василий Иванович Каляев.

   Следует заметить, что новую власть беднейшие крестьяне приняли повсеместно.

   В первые годы и даже месяцы новой власти часто менялись руководители

волисполкомов и их отделов.

   Это объясняется революционной строгостью новых управителей, волюнтаризмом вышестоящих чинов. Танайковский волисполком в 1919 – 1923 г.г. возглавляли: И.Т. Бурунов, И.М. Гришанов, С.Н. Коробов. Первым председателем Танайковского сельского Совета был П.Д. Гришутин.

В первые годы Советской власти волость решала вопросы, связанные с распределением хлеба, семян для остронуждающихся, экспроприацией

имущества у эксплуататоров, мобилизацией людей на гражданскую войну, ликвидацией эпидемии тифа, обучением детей, вовлечением крестьян в общественное производство. Одним словом, новая власть решала вопросы по «всему фронту».

   Еще только чуть-чуть рассеялся дым гражданской войны, как уже возникла другая, тоже революционная задача – ликвидация неграмотности среди населения. Центральные органы власти вынесли директиву по этому вопросу, а претворение ее в жизнь возложено на местную власть.     Танайковский волисполком, сельский Совет с января 1920 года обязывались без промедления заняться обучением грамоте взрослого населения. Некоторых граждан, умышленно уклонявшихся от учебы, волисполком направлял на принудительные работы. В Танайковской волости были наказаны 15 человек.

   В конце 20-х г.г.  в волисполкомах объективно выступала первостепенная необходимость решать текущие и перспективные «хлебные вопросы». Правительство стало стимулировать главным образом коллективного производителя хлеба – совхозы, госхозы, ТОЗы, колхозы, сельскохозяйственные коммуны. Коллективизация в сельском хозяйстве наступала все решительнее. Деревня бурлила. Предколхозный момент  в деревне ярко показан в стихотворении поэта-земляка  танайковцев И.Рогова:

«Нынче сходка в нашей деревушке,

Я пойду на сходку к мужикам,

Там в приветливой, чуть тесненькой избушке,

Запах шуб, родной мужичий гам.

Все они одним, одним задеты:

Про колхоз молва средь них прошла…»

Коллективизация. Танайковское коллективное сельскохозяйственное предприятие: становление, развитие, достижения.

   Конец 20-х годов 20 века ознаменовался резким ухудшением жизни крестьян Танайковской волости. Плохо складывалась обстановка с хлебом и в стране. Дело в том, что в период НЭПа излишки пищевого зерна у крестьян скупают «перекупщики» и, выждав наиболее удобный момент, продавали его по значительно завышенной цене. Таким образом, хлеб не попадал в государственные закрома, а оседал в деревне, переходя от одного хозяина к другому. Поэтому встал вопрос о борьбе со спекуляцией хлебом, о государственном регулировании цен на хлеб. В этих местах первыми проявили борьбу с перекупщиками хлеба танайковцы. В декабре 1928 г. На сходе граждан они решили: объявить бойкот перекупщику – спекулянту хлебом. Излишки хлеба – государству. И первый обоз с зерном из Танайкова, состоящий из 35 подвод, прибыл в город Арзамас 18 декабря. Наиболее активными хлебосдатчиками были: Коробов Андрей Алексеевич, Чижов Михаил Васильевич, Дудин Сергей Васильевич, Шлямов Михаил Иванович и другие.

ФОто 1

          Много проблем было  в деревне в 20-х годах. Наступил год великого перелома – 1929. Всюду стали создаваться колхозы, при этом мнение крестьян относительно новых форм сельскохозяйственного производства никого из представителей власти не интересовало. Даешь колхоз – и все.

12 марта 1930 года  на общем сходе крестьян был организационно оформлен колхоз «Танайковец». Уполномоченный Вадского РИКа, обращаясь к народу, сказал: «Ну вот и еще один колхоз образовался. Довольны ли вы, танайковцы?» После этих слов послышалась реплика одного из крестьян: « А куда деваться- то? Хошь не хошь – иди в колхоз». Первым председателем правления колхоза избрали М.П. Шлямова.

   То, что колхоз в Танайкове организован был без «боя», можно объяснить наличием колхозов в округе, которые образовались в 1929 году и дела в них шли успешно.

   Началась трудная работа по обобществлению собственности тех, кто вступил в колхоз: надо решать по справедливости, забирая в колхоз то или иное имущество из личных хозяйств. Первыми колхозниками стали: Краевы, Шлямовы, Харитоновы, Морозовы, Лифановы и другие – всего объединилось 10-12 единоличных хозяйств.  В 1931 году в село приехал уполномоченный агитатор из Губернского земельного отдела Н.Ф. Носов, который путем индивидуальных бесед с крестьянами, публичных выступлений на сходах убеждал танайковцев вступать в колхоз. Так завершилась коллективизация в селе Танайково.

   В этот же год проведено раскулачивание крестьян Танайковского сельсовета. Полностью лишили всякой собственности М.И. Болонина, В.И. Уланова, практически пустили их по миру. Всего в Танайковском сельском Совете было наказано 58 лиц. Все они лишены права гражданского голоса.

 В 1931 году началась радиофикация села: «от избы и до избы зашагали торопливые столбы». Теперь люди стали меньше пить, им приятнее было слушать песни из Москвы. Радио приносило добрые вести о достижениях отдельных колхозов и предприятий.

   Вместе с процессом укрепления колхоза «Танайковец» люди почувствовали резкое усиление требований местной власти к индивидуальным налогоплательщикам. За неуплату налогов можно было лишиться своего имущества.

   Во второй половине 30-х годов колхоз значительно окреп экономически, в этом сказывалось и умение людей работать, и государственная материальная поддержка. В 1937 году данный колхоз получил значительные кредиты на приобретение минеральных удобрений и племенного скота. Хозяйство обеспечивалось более продуктивными семенами, техникой, инвентарем.

В декабре 1937 года прошли первые в стране выборы в Верховный Совет СССР. Танайковцы единодушно голосовали за председателя колхоза «Алга» Мустафу Саберовича Саберова (в Совет Национальностей) и легендарного летчика страны Валерия Павловича Чкалова (в Совет Союза).

   В этом же году Первозский райисполком вынес решение об открытии Танайковского сельпо для торгового обслуживания не только жителей данного села, но и близлежащих сел.

   Село Танайково утопало в садах. В осеннее время запах яблок ощущался на перевозских лугах.

   «В 1940 году колхоз  «Танайковец» первым в районе провел сев яровых за 5 дней и осенью собрал урожай 106 пудов с гектара. Передовая бригада этого колхоза была лучшей и в районе (бригадир М. Страхов).

   Многие колхозники-танайковцы в этот год отказывались получать хлеб на трудодни, так как сусеки были полны.

   Молодежь потянулась в школы, учебные заведения. Улучшился быт крестьян.

   22 июня 1941 года. Началась война, которая перечеркнула все планы людей. Утром 23 июня  состоялся митинг. Колхозница А.Ф. Шлямова, выступая перед народом, заявила: «Я призываю всех вязать маскировочные сети в ночное время и даже в обеденный перерыв, крепить трудовую дисциплину, беречь каждое зернышко. Это будет наш трудовой вклад в разгром фашистского зверя».

   Наступило невероятно трудное время для крестьянина. Все перешли на рабочий режим, характеризующийся не рамками времени, а физическими возможностями человека. Все стали трудиться под лозунгом : «Все для фронта – все для победы». За годы войны из села Танайково призвано в

действующую армию 375 мужчин. Рабочая сила в колхозе сократилась на 40%, а оставшиеся люди, включая стариков и детей, распределялись и на другие объекты: на строительство аэродрома, строительство оборонительных сооружений.

   Только благодаря самоотверженному труду колхоз справлялся с сельскохозяйственными работами. Работали практически круглосуточно: днем молотили, а ночью отвозили зерно в счет поставок государству.

За годы войны колхоз поставил фронту 856 лошадей, автомашину ГАЗ-АА

(полуторка), трактор ХТЗ-СТЗ, тепловую электростанцию, 1180 тонн зерна, свыше 5 тонн сушеных овощей, 27 тонн проса. В фонд обороны было переведено 5,3 миллиона рублей.

  В июле-августе 1941 года в село было направлено 184 эвакуированных из Латвии и Эстонии. Колхозники их одели, обули, разместили в своих домах, делились с ними последним куском хлеба.

  Осенью 1942 года Перевозский район собирал средства с колхозов на строительство танковой колонны. Танайковцы сдали 25000 рублей на свой танк «Танайковец».

  Бесценный, бескорыстный вклад внесли танайковцы в дело Победы, но никогда не забыть им своих односельчан, не вернувшихся с фронта. Какая это невосполнимая утрата: 210 мужчин  не вернулись с фронта.

Мрак войны тяжелым бременем лег на души людей, но они нисколько не огрубели от горя. Люди жили, растили детей, убирали хлеб.

И вот, наконец, долгожданная победа.  Начинается мирная жизнь.

  Еще более трудными, чем военные годы, для людей стали первые два послевоенные. Земля истощилась, нарушился севооборот, почти полностью износились сельскохозяйственные машины. Сеяли чем попало и где попало.

На одну лошадь в колхозе приходилось около 50 га пашни. Поэтому пахали на истощенных быках, коровах, копали землю вручную, семена носили из заготзерно «на себе». Урожаи в те годы были самыми низкими за последние 50 лет.

  С 1947 года в колхоз стали поступать тракторы «Нати», сельхозмашины, в стране отменены карточки на продовольственные и промышленные товары.

По итогам 1947 года наивысший урожай в районе получило звено колхоза «танайковец» (звеньевая А.В. Старикова). С площади 15 га намолочено 322,5 ц озимой ржи, то есть урожай составил 21,5 ц с га.

  В 1948 году танайковцы получили по 450 г зерна на трудодень. Теперь почувствовали запах настоящего хлеба.

В 1950 году колхоз «Танайковец» объединился с окружающими хозяйствами. Образовалось укрупненное хозяйство с центром в селе Танайково и новым названием «Новая жизнь». Председателем правления избран Серов Аркадий Андреевич.

  Большой вклад в послевоенное развитие укрупненного колхоза «Новая жизнь» внес председатель правления Дудин Петр Петрович.     Тридцатитысячник, бывший председатель Перевозского Райзо, фронтовик. Петр Петрович был требователен к себе и  к своим подчиненным. Рачительно расходовал полученную хозяйством прибыль.

  Колхоз он возглавлял в течение пяти лет. За эти годы хозяйство значительно подняло свои экономические показатели.

ФОто 2

    В 50-х годах колхозники с помощью своего хозяйства значительно улучшили жилищные условия. В 1958-1959 г.г. в Танайкове строилось до 50 личных домов. Этому способствовали: гарантированная оплата труда, высокий экономический потенциал колхоза.

  С 70-х годов люди стали  «ожидать жилье казенное», свои дома строить перестали. Ждать было чего. Государство не скупилось средствами на развитие социальной инфраструктуры села. Только в 1981 году под жилье сданы восьмиквартирный дом и двенадцать двухквартирных домов.

  Коллективное хозяйствование на земле с помощью государства преобразовало село. За это время Танайково выстроено заново, а главное  подготовлены высококлассные специалисты всех отраслей производства. Успех дела всегда решали и будут решать рядовые труженики. Их в селе немало.

    Люди, честные, добрые, душевные – самое большое богатство села. Перечислить всех их нет возможности, потому что каждый на своем месте, это звенья одной большой цепи. Убери одно звено и, рассыплется цепочка.  Эти люди  «спаяны « друг с другом навеки. И все-таки я назову несколько имен, которые известны не только в селе, но и далеко за его пределами: Н.А. Коробов (Заслуженный работник сельского хозяйства РФ), М.С. Кокарев, А.В. Краева, И.М. Медов, А.И. Страхова (почетные колхозники), Павлов Б.Ф. и другие.

ФОто 3

  Девяностые годы двадцатого столетия характерны для танайковцев как годы поиска путей выживания при мизерной государственной поддержке материальными ресурсами. Колхоз «Новая жизнь» в этих условиях почти полностью сохранил поголовье животных на уровне конца восьмидесятых годов, увеличил валовое производство зерна, вводит в действие малые предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства. Показатели результатов деятельности за 1997 год подтверждают правильность выбора пути развития хозяйства в переходный период к рыночной экономике.

 Р¤РѕС‚Рѕ 4

Село в  наше время

Современное село Танайково.

    А какое оно, современное Танайково?  Конечно, не такое как раньше. Время сделало свое дело. За десять лет двадцать первого века произошли в селе изменения и в лучшую, и в худшую сторону. Село сейчас полностью газифицировано, у многих людей есть личный транспорт,  в каждом втором доме есть компьютер и Интернет. Это с одной стороны. А с другой  - численность населения заметно сократилась. Моя родная Танайковская школа из средней превратилась в основную (девятилетку). Люди стали меньше заниматься приусадебным хозяйством. Наверное, потому что выращенный урожай трудно реализовать. Вот и не хотят люди себя обременять сельскими заботами.

   Но село не только людьми богато, но еще и славными традициями, обычаями. Все они имеют свою историческую основу и корнями уходят в далекое прошлое. Некоторые из них ушли в далекое прошлое, а другие 

существуют и по сей день. Об одном таком обычае рассказывают старожилы села:

«Этот обычай ведет свое начало со времен Екатерины-императрицы, когда крестьяне Ягодинской волости дрались с жителями западной стороны за свою землю, на которой те поселились, да и сохранились. Дрались четыре на четыре селения. Дрались три раза в год: в «Троицу», в «Духов день», перед «Петровским постом». В эти дни жители восьми селений всех возрастов, за исключением 80-летних старух, сходятся на березник, в долину, покрытую березовым кустарником. Незнакомец, первый раз явившийся на березник , и не подумает, что через несколько часов здесь будет такая кутерьма, что Боже упаси!

   После обеда собирались на березник молодые бабы, девки, старые и молодые мужики в ярких нарядах и затевают хороводы посреди долины. В кустах мелькают парочки, артель распивает четверть.

Первыми начинали бой мальчики, а молодцы сидят в кустах, наблюдают.  К вечеру бой переходит в удивительный разгар: замолкают песни, скрываются певуньи. Бой только тогда утихает, когда партия какого-нибудь села  будет загнана в само село, и эти побежденные часто брались за колья.

   Эти бои часто бывали причиной смерти, потому что бойцы вкладывали в голицы камни и гирьки и жестоко пинали ногами упавших в бою».

     (из воспоминаний жительницы села Танайково Страховой З. А. 1940 г.р.  Рассказ об этих событиях передавался в семье Страховых из поколения в поколение).

 Краткая природная характеристика села Танайково.

Танайково расположено в центральной части Перевозского района. (приложение №1.)  Его общая площадь 4616 га , из которых сельхозугодья составляют 4599 га, из них пашни – 3649 га. Основная отрасль сельского хозяйства – растениеводство. Доминируют такие зерновые культуры, как рожь, пшеница, овес. Они занимают площадь 2010 га. Всего в сельхозпредприятии работает приблизительно 40 человек.

В селе проживают 532 человека. Все население Танайкова – русскоязычное.

 Весной оживает река Мерляна. Она несет талые воды в речку Пьяну. Название этой реки, по всей вероятности, осталось от древних финно-угорских племен (мордва, марийцы), проживавших когда-то в этих местах.

Климат в этой местности умеренный. Наблюдается теплые лета и холодные зимы. Но и здесь имеются отклонения. Например, в 1942 году снег выпал перед Новым годом, а морозы в ноябре и декабре были до 35-40 градусов.  А прошлогодняя жара, когда в тени было 40 градусов, наверняка запомнится всем жителям села.

Почвенный анализ впервые на территории района проводился в 1882-1883 г.г. под руководством В.В. Докучаева. Пробы почв и анализ осуществляли губернский агроном А. Ферхман и член Княгининского уезда землеустроительной комиссии П. Михайлов. На территории села преобладают черноземы оподзоленные и лесостепные темно-серые тяжело-, средне-, легкосуглинистые. Эти почвы обладают высокой влагоемкостью и воздухопроницаемостью.

Лесов в Танайкове немного.  Они состоят из дуба с примесью ясеня, клена, березы, осины, липы; в подлеске – орешник. С конца 70-х годов двадцатого века дуб подвержен массовому заболеванию, и в настоящее время около 60 %  их  - это сухостой, который выпиливается на дрова.

Господствующей растительностью здесь являются корневищные и рыхлокустовые злаки, типичными представителями которых является костер безостый, мятлик луговой, лисохвост.

Среди животных преобладают млекопитающие: крот, еж, летучая мышь, заяц (беляк и русак), лось, суслик, хомяк, мышь, лиса, волк, ласка, белка. Численность зверей имеет явную тенденцию к сокращению. Поэтому животные должны представлять предмет особой заботы населения.

 Топонимические сведения о Танайкове и его окрестностях.

ТАНАЙКОВО – с. По преданию названо так по имени первого его владельца – боярского сына Танайки. (Танай – мордовское мужское языческое имя).

Поля

ГЛАДКАЯ СТОРОНА – ровное, гладкое поле.

РЫЛО – поле, имеющее вид свиного рыла.

ТАНАЙКОВСКИЕ СЕЧИ – места, где был вырублен лес под пашню.

Леса

ВОЛЫНСКИЙ – лесной массив, которым владела волость. Он с давних пор принадлежал Танайковской волости. Еще его называли  «казенным».

Овраги, долы, луга, пруды.

СТУДЕНЫЙ – сильный ключ, вода в котором очень холодна.

ШИПОВ дол – в нем имелись большие заросли шиповника.

 Предприятия и учреждения социально-бытовой сферы.

 1.     Танайковская школа.

Фото 5  

    До конца 19 века в с. Танайково школы не было. Учились на дому у грамотных людей. Одним из таких учителей был первоначально Манков Федор. К нему приходили желающие научиться читать и писать. Школа в Танайкове была открыта в 1892 году. В ней учились дети не только из Танайково, но и из близлежащих деревень.

   В 1967 году колхоз «Новая жизнь» построил новую типовую начальную школу на краю села. В ней обучался 31 ученик.

   С первого сентября 1993 года в селе открывается средняя школа. Ее руководителем назначен С.И. Шилкин. Свыше ста учащихся приступили к занятиям в новом типовом здании, оборудованном с учетом современных требований. Педколлектив определил для себя следующую проблемную тему: «Эстетическое воспитание школьников посредством окружающей природы».

    Сегодня Танайковская школа  стала основной общеобразовательной. Это случилось из-за того, что уменьшается численность учеников, часть молодежи уезжают жить в город, да и деторождаемость в нашей стране оставляет желать лучшего.

    Детей сегодня обучают 21 педагог.  Из них с высшим 16 человек, 5 – со средним специальным образованием. Десять учителей имеют первую и вторую профессиональную категорию. Коллектив отличает творческий подход к делу.

    Среди множества сотен выпускников этой школы есть такие, которые принесли славу родному селу и школе, находясь вдали от малой родины: профессор-филолог И.Ф. Доброзраков,  кандидаты наук  В.А. Лифанов, С.В. Плотникова, С.Ф. Лифанов.  И многие, многие другие.

    Танайковскую школу окончили и ныне работают или работали  продолжительное время педагогами: Т.С. Харитонова, С.И. Шилкин, Л.И. Шилкин, М.В. Первушкина, Е.В. Мешалкина, З.А. Страхова. Они отдавали всю свою энергию, тепло души своим ученикам.

   В настоящее время в школе работают молодые энтузиасты. Они проводят с ребятами праздники, ходят в походы.

 2.Фельдшерско-акушерский пункт.

Ничем не примечательный серый домик. Зимой его окружают сугробы, а летом весь утопает в зелени. Но этот домик знает каждый житель села, ведь всякий приходил сюда хоть раз в жизни. Кого-то мама приносила на руках, потому что еще и ходить не умел, а кого-то приводили сюда под руки, потому что от тяжелой боли  идти человек уже не мог.

Медпункт  в селе открыт еще в конце 30-х годов. Медсестра оказывала не только лечебно-профилактическую помощь, но организовывала работу по оздоровлению условий труда и быта селян, по борьбе с травматизмом и заболеваемостью. Так было раньше, так обстоит дело и сейчас.

С раннего утра сюда идут люди. Кто-то заболел, кому-то назначил врач процедуры, кому-то нужно смерить давление, а иногда и просто посоветоваться насчет своего здоровья, ведь оно такое хрупкое и притом только одно.

Всех с улыбкой встречает хозяйка медпункта – Дудина Любовь Николаевна. Она внимательно выслушает, посоветует, какие лекарства нужны для лечения. И вот уже кажется, что и болит уже меньше, и вновь хочется жить.

Беспокойная работа  у Любови Николаевны. Кроме приема больных, она еще посещает больных на дому. У нее нет праздников и выходных. В любое время суток, лишь только постучат к ней в дверь и скажут, что с человеком плохо, она берет свой чемоданчик (он у нее всегда готов и стоит в прихожей) и  идет к больному. Несмотря на такой график, на трудности этой работы, на ответственность, она никогда не думала сменить профессию. Ведь стать врачом она мечтала с детства. Скольких людей спасла она, скольким помогла!

 3. Почтовое отделение.

Почта – это ниточка, которая связывает жителей села со всем миром. Трудно себе представить, как раньше жили без почты. Почтовое отделение в Танайкове открылось  при сельском Совете в 1927 году.  Почту доставляли сами. Для этого была выделена лошадь, на которой каждый день ездили в Перевоз, чтоб забрать письма и газеты для танайковцев. После этого письмоносец разносил почту по домам. Этого человека всегда радостно встречали, он много знал того, что делается в районе, стране, и всеми этими новостями он охотно делился с односельчанами. А вот во время войны люди ждали его с тревогой. Ведь часто в село приходили похоронки, и почтальон часто становился свидетелем великого горя, пришедшего в семью.

Сейчас на почте трудится Мурыгина Елена Владимировна . Вот, что она рассказала: «Сейчас для почты наступили далеко не лучшие времена. Из-за того, что газеты и журналы стали очень дорогие, люди выписывают мало периодических изданий. В основном это газета  «Новый путь», некоторые областные издания. А писем люди совсем не пишут. Зачем? Ведь у каждого есть сотовый телефон или электронная почта, можно и позвонить и написать.  Но это не значит, что скоро почты не будет. Здесь почта оказывает и другие услуги: прием различных платежей, налогов, оказывает услуги Интернет. А кроме того на почте можно купить промышленный и продовольственный  товары по более низким ценам. Он поступает из Перевоза, его привозят раз в неделю на почтовой машине».

 4. Библиотека.

Как только в селе была ликвидирована неграмотность, люди потянулись к чтению.  Для этого были организованы передвижные библиотеки. Здесь можно было взять газету или книгу,  а через некоторое время вернуть. Это было крайне неудобно, хоть и любили люди книги брать здесь. В конце 20-х г.г.  в селе была организована изба-читальня. Советская власть не жалея сил стремилась к тому, чтоб люди вышли из мрака невежества, стали просвещеннее, а для этого нужны были такие читальни, чтоб люди могли приходить сюда в любое время, а не ждать, когда приедет «передвижка».

В настоящее время Танайковская библиотека – это большая просторная комната, которая находится в здании школы. Здесь всегда народ. То на перемене прибегут школьники, чтоб взять нужную книгу к уроку. То в обеденный перерыв забегут рабочие, чтоб поменять прочитанные книги на другие. А то придут пенсионеры, чтоб не только книги взять, но и узнать что-то новое. А летом численность читателей возрастает. Ведь приезжают дачники, которые тоже постоянно ходят в библиотеку.  У всех интересы разные. Но библиотекарь найдет книги для каждого, что-то посоветует. Долгое время библиотекарем работала З.А. Страхова. Сейчас в библиотеке работает Страхова Ирина Сергеевна. Библиотечный фонд насчитывает около 4,5 тысяч книг. Библиотека работает по многим направлениям: экологическому просвещению, патриотическому воспитанию, краеведению, но наиболее активно – как литературный центр. Русская литература, национальные традиции – вот тот стержень, вокруг которого сосредотачиваются библиотечные мероприятия.

 5. Дом культуры.

Раньше досуг в сельской местности не отличался разнообразием. Самой его распространенной формой были посиделки.

В 1930-40 г.г. в районе стали создаваться сельские Дома культуры. Такой Дом культуры в Танайкове открылся в 1949 году. Открыт он был в здании бывшей церкви, где находится и по сей день. Сначала это были те же посиделки, что и раньше, но потом клубные работники стали вести целенаправленную работу. Они выступали с лекциями о пропаганде коммунистической идеологии, атеизма, враждебности к частному собственнику. Участие в художественной самодеятельности приобрело массовый характер среди молодежи, и особенно среди интеллигенции. Кино, ставшее к этому времени звуковым,  как и говорил Ленин, фактически стало являться «важнейшим из искусств». В селе появилась киноперевдвижка. Самым известным кинопередвижником у нас был К. И. Страхов.

Сейчас Домом культуры заведует Старова Елена Евгеньевна.  В нем созданы и действуют кружки по интересам: фотографический, музыкальный, танцевальный, художественный. Кроме того, в Доме культуры  «поет» хор «Ладушка» (руководитель С.Ерохин), который на смотрах художественной самодеятельности в районе занимает призовые места. Летом на базе ДК действует прогулочная площадка для детей. Стало традицией проводить в ДК такие праздники, как праздник села, Осенний бал, дискотеки, концерты художественной самодеятельности.  Дом культуры – это очаг культурной жизни на селе.

 1.     Детский сад.

ФОто 6  

            Танайковский детский сад  был открыт в 1974 году. Сначала его посещали всего 10 детей. Но потом численность детей увеличилась. Мамы сразу поняли всю полезность детского сада. В то время, когда они работают, их малыши одеты, накормлены и под присмотром опытных воспитателей.  Ввиду того, что в летнюю пору рабочая неделя у крестьян без выходных, по просьбе жителей детский сад работал и по субботам.

В настоящее время детский сад посещают 25 детей.  Воспитателями работают Гришанина Людмила Викторовна, Мешалкина Елена Валентиновна, Егорова Татьяна Валерьевна и Бурунова Надежда Леонидовна. А руководит этим коллективом Мельник Татьяна Ивановна. Они используют в своей работе здоровьесберегающие технологии, элементы развивающего обучения. Танайковские малыши после детского сада уверенно идут в школу.

 7. Магазин.

Современное здание магазина привлекает к себе покупателей и красивым внешним видом, и широтой ассортимента предлагаемых товаров.  Здесь можно купить все, что нужно, а при отсутствии какого-то товара продавец всегда может его заказать на базе. Долгое время заведующей магазином работала Страхова А.И.  Добрая, внимательная, чуткая, она пользовалась заслуженным авторитетом и любовью. И награда не заставила себя ждать.

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

От 25 апреля 1994 года

О присвоении почетного звания

«ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РАБОТНИКАМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

За заслуги в области торговли и многолетний добросовестный труд в потребительской кооперации присвоить почетное звание «ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»:

Страховой Анастасии Ивановне – продавцу магазина № 68 (с. Танайково), Перевозского района Нижегородской области.

Б. Ельцин,

Президент Российской Федерации.

В настоящее время магазин возглавляет Тарасова Татьяна Валентиновна. И сегодня магазин выполняет ежемесячно план, является примером для магазинов других населенных пунктов.