Россия / Нижегородская область /
Шахунский район


Шахунский район образован в 1926 году из трех волостей при слиянии Хмелевицкой, Большешироковской, Черновской. В связи с недостаточной обеспеченностью жильем и административными помещениями рабочего поселка станции Шахунья центром района до 1930 года было село Хмелевицы. Возникновение и развитие сегодняшнего административного центра - г. Шахунья - связано со строительством железнодорожной магистрали Нижний Новгород - Киров. В 1912 году прошла первая партия проектировщиков со стороны Нижнего Новгорода, трасса будущей магистрали прошла рядом с деревней Шахунья, в трех километрах от которой согласно проекту должна быть станция. Небольшая деревушка Шахунья получила свое название от речки Шахунки, впадающей в речку Шара в самом ее верховье.

Месторасположение станции Шахунья было предопределено между двумя небольшими речками: Черной и Самарихой. Железная дорога перпендикулярно пересекла обе речки. Местность была равнинной, низкой, в некоторых местах заболоченной.

Строительство железной дороги началось в 1913 году одновременно со стороны Нижнего Новгорода и Котельнича. С началом первой мировой войны строительство железной дороги остановилось, возобновившись только в 1918 году. Стройку железной дороги объявили ударной, и наиболее успешно она шла со стороны Нижнего Новгорода. В 1927 году был выстроен вокзал, который существовал до 1998 года. Началось строительство типовых одноэтажных домов для железнодорожников. Росту поселка при станции способствовала созданная в 1924 году коммуна “Луч Свободы”.

В 1926 году население поселка при станции Шахунья составляло всего около 300 человек. Большое значение в развитии поселка сыграло строительство паровозного депо, которое продолжалось около четырех лет и в 1927 году было закончено. Это было первое крупное предприятие Шахуньи, куда потребовалось много рабочих рук. Далее создавались железнодорожные предприятия: дистанция пути, дистанция связи, прорабский участок по строительству и ремонту железнодорожных сооружений, склад топлива, материальный склад, кондукторский резерв, стрелковая военизированная охрана. Дистанция пути строит механические мастерские, создается железнодорожная строительная организация – стройучасток № 7. Шахунья превращается в крупный железнодорожный узел на Горьковской железной дороге.

С 1938 по 1943 год население Шахуньи увеличилось на пять тысяч человек и к началу 1943 года достигло 18,5 тыс. человек. 27 октября 1943 года решением Горьковского облисполкома рабочий поселок Шахунья был преобразован в город.

Молодой город в послевоенные пятилетки в короткий срок превратился в крупный промышленный, торговый и культурный центр севера области. На сегодняшний день и на протяжении уже многих лет Шахунский район по уровню социально-экономического развития занимает лидирующее положение среди северных районов области.

Согласно закону Нижегородской области от 01.11.2011 №153-З муниципальные образования Шахунского муниципального района преобразованы в городское поселение со статусом городского округа с наименованием «город Шахунья»

01.01.2013 Шахунский район преобразован в городской округ город Шахунья.

 Городской округ город Шахунья расположен в северо-восточной части Нижегородской области и граничит с Костромской областью на севере, с Кировской областью – на севере и юго-востоке. Городской округ город Шахунья граничит с районами Нижегородской области: на востоке – с Тоншаевским районом, на юге – с Тонкинским районом, на юго-западе – с Уренским районом, на западе – с Ветлужским районом.

Городской округ занимает площадь 2594 кв. км. с населением  38,842 тыс. человек, в том числе: городское – 30,886 тыс.чел.  (в возрасте до 18 лет – 5993), сельское – 7,956 тыс. чел. (в возрасте до 18 лет – 1573).

Городской округ разделен на 6 территориальных отделов и 2 территориальных сектора.

Протяженность дорог с твердым покрытием на балансе Дорожного Фонда в районе  составляет 350,1 км. Расстояние до областного центра - 262 км.

Климат на территории района умеренно-континентальный, обычно с холодной многоснежной зимой и умеренно жарким летом. Для городского округа город Шахунья характерны значительные суточные изменения температуры воздуха. Средняя температура января -13,2С, июля + 18,0С. Среднегодовая температура воздуха +2,3С. В течение года преобладают ветры южного и юго-западного направлений. Среднегодовая скорость ветра 3,5 м/с. Среднегодовая сумма осадков – 548 мм. Значение среднегодовой относительной влажности воздуха равно 78%. Глубина промерзания грунта – 1,8 м. Расчетная температура для проектирования -32,0С. Снеговая нагрузка – 150 кг на 1 кв.м.

 Наиболее значимыми объектами, оказывающими влияние на атмосферный воздух населенных пунктов округа, являются ОАО “Молоко”, предприятия железнодорожного узла станции Шахунья, дорожно-строительные организации, имеющие на своем балансе асфальтные установки, многочисленные котельные и автомобильный транспорт. По всем основным источникам загрязнения атмосферного воздуха имеются разработанные нормативы ПДВ и мероприятия по снижению выбросов.

Выпуски хозяйственно-бытовых сточных вод имеются на биологических очистных сооружениях на канализации в г. Шахунья (р. Самариха), биологических очистных сооружениях на канализации в п. Сява (р. Б. Какша), хозяйственно-бытовые стоки Вахтанского ЖКХ (р. Вахтан).

 Городской округ город Шахунья – территория, которая является наиболее развитой в социально-экономическом плане среди северных районов Нижегородской области. Среди предпосылок для дальнейшего развития бизнеса на территории района необходимо выделить следующие: развитая транспортная инфраструктура: наличие крупных железнодорожных предприятий, а также автомобильное сообщение; высококвалифицированные трудовые ресурсы; наличие свободных производственных площадок; высокий уровень развития малого и среднего бизнеса; имеется структура поддержки предпринимательства Автономная некоммерческая организация «Шахунский центр развития бизнеса»;принята районная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2011 – 2015 гг.»

Герб района