Россия / Пензенская область / Никольский район

Карамалы

Описание

Никольский район является коренным местом обитания эрзянских и мокшанских племен. С 16 века мордва-эрзя,оттесняемая с левобережья Суры из Алатырского уезда Симбирской губернии, со своих исконных мест обитания в ходе русской колонизации, заселяет свободные земли предков. Села располагались довольно компактными группами по долинам рек на более удаленные местах, чем поселения русских, пришедших в эти края позже. Среди дремучих лесов, на берегу лесной речки на склоне крутого оврага, не позднее 1565 года были построены первые дома села Карамалы.

Первым поселенцем, - он же глава рода, был эрзянин Кодор. Свое поселение он назвал Карамало ( Карамало
– «рытье», «рытвины»), так как в округе одни овраги, все они довольно глубокие.
Место было выбрано не случайно, эрзя старались как можно дальше уйти от русской колонизации в
непроходимые леса, в недоступные леса подальше от больших дорог. Но старались строить свое поселение так, чтобы недалеко
располагалось другое эрзянское поселение. Русских сел в то время еще не было. Место, где было основано село, до сих пор называется « Ташто тарка» (старое место), дома располагались на склоне оврага, окнами на речку Карамалку. За селом был лес, где теперь улица «Од веле» инебольшое болото, теперь улица «Гибаловка», современная улица «Ташто тарка» располагается не так, не так как в старину, на старом месте располагаются усадники (огороды).
В овраге находился уникальный родник «лембе лисьма», из того родника люди брали воду, зимой вода в
роднике была теплее, а летом наоборот. Люди, пьющие воду с этого родника, никогда не заболевали простудой. В конце 1970-х годов этот родник забросили, его занесло речкой. Современное село Карамалы расположено в 12 км юго-восточнее города Никольска, вдоль русла речки Карамалки и в падающей в нее небольшой речушки Пичелейки. Беспойменная, берущая своё начало из родников и болота за селом, речка петляет с севера на Юго-Запад до самого впадения в правый берег Суры, реку Веж-Айвы и разделяет село
пополам. Росло население, росло и село, появляются новые улицы (порядки) «Томбалькс» (по левую сторону реки), здесь же «Мокшо куро», вероятно здесь жили несколько семей мокша (семьи Малькиных, Юртаевых-мокшанские).
Другая улица «Тувонь куро» была названа так из-за непролазной грязи на улице. Западнее села появилась новая улица «Од веле» (новое село). Название улицы «Гибаловка» заимствовано от русского – гиблое.
Улица «Дворяне» - русский порядок, здесь жили беглые русские люди, которые бежали от своих помещиков, прятались среди мордвы, а эрзя были государственные крестьяне, они платили только налоги. Беглых было несколько семей: Митрошины,
Фроловы, Елиновы, - им выделили самые плохие земли – песчаные и разрешили поселится отдельно.
В первой ревизионной переписи 1709 года, деревня Карамалы уже упоминается, где было 68 дворов с 237жителями (муж.пол.) мордвы-эрзя. Кругом села Карамалы росли дремучие смешанные
леса, люди занимались охотой, бортничеством, расширяли поля под посевы, сеяли
рожь, овес, полбу, просо, коноплю, выращивали овощи. Поля находились за селом,
почвы здесь были (серо-лесные) и поэтому урожаи были низкие, много сил уходило
на расширение нового поля. Целыми днями семьи работали на раскорчевке леса под
поле. Поле обрабатывали в то время деревянной сохой с сабаном. Сеяли вручную, после сева боронили деревянной бороной, жали серпами, молотили тоже вручную цепями. Кроме земледелия,
занимались разведением скота, каждая семья держала лошадь, корову, овец,
свиней, птицу. Жители кроме хлебопашества занимались различными промыслами:
мужчины заготавливали с\х орудия, инвентарь и средства передвижения, бытовую
утварь и посуду, которые изготавливались из дерева и глины, или плели из лыка и
прутьев. Так в каждой семье было по нескольку плетенных из лыка кошелок в
форме четырехугольной коробки, состоявших из двух половинок, свободно вмещающихся одна в другую. Она была удобна тем, что носилась через плечо и использовалась в основном для переноски
продуктов питания. Плели из лыка так же короба, туески, лукошки, решето и т.д.
из липы изготавливали пари для хранения одежды и продуктов питания. Столовые
принадлежности, домашняя утварь, нехитрая мебель, все это делали сами жители.
Особо хочется отметить
изготовление эрямо-паря. Парь- это долбленная кадушка с цельным дном и крышкой
с запорами. Высота его до метра, ширина до 90см, в зависимости от толщины
заготовленного бревна. От других долбленных кадушек –мерников, которые
изготавливались для хранения продуктов, парь отличался богатой резьбой и предназначался для хранения холстов, одежды,
рукоделия, украшений. Это своеобразный
сундук для приданного невесты. Пари изготавливали только из липы. Дерево плотное, не давало трещин, мягкое для
нанесения резьбы, немаловажно, имел нейтральный энергообъем. Хорошо хранились
при долгом держании в нем холсты, шерстяные
нити. Грызуны и насекомые не попадали в парь. При рождении девочки в семье отец
шел в лес и искал подходящую липу для пари, постукивая обухом топора по
стволам, выискивал дерево с дуплом. Обычно пари изготавливали в зимние долгие
вечера при свете лучины. На готовой кадушке ножом наносили горизонтальные
линии вокруг объема. Определялись зоны, где производилась разметка рисунка и
заполнялась контурной резьбой, ряд за рядом. В жизни женщины прошлого эрямо-парь
занимало прочное место, им дорожили, хранили
как реликвию. По содержанию паря определялась его хозяйка, будущая невеста,
входящая в чужой род.
До коллективизации
крестьяне села занимались натуральным хозяйством кроме с\х труда, они в
свободное время плели лапти на продажу и себе, рогожи, делали и другие бытовые
вещи. Некоторые занимались смолокурением и изготовлением древесного угля. Имеющие лошадей, зимой возили дрова на завод
князя Оболенского, ездили в извоз за
товарами в плоть до Саратова. Особенно тяжелая работа была на каменоломнях. Камень добывали с глубины 12-15 метров. В основном в «Большой Роще»
(ямы до сих пор заметны) и поднимали лебедками на поверхность, что часто приводило к
трагическим случаям среди рабочих. Из каменных глыб изготавливали мельничные
жернова внушительных размеров, которые отправляли в разные места заказчикам,
делали надгробные памятники, которые и сейчас частично сохранились на кладбище.
По большим праздникам ездили на ярмарку в Б-Кеньшу, Сабанова, в Никольск везли
на продажу свою продукцию, а здесь покупали промышленные товары. В селе были 3
водяные мельницы, 1 ветряная, 3 частные
маслобойки, владельцы Кручинин Тимофей, Учаев Федор, Кисуркин Иван, 3
кузни-владелец Каргин Степан с сыновьями Антоном и Николаем. Фомичевы
занимались бондарчеством, были и свои
камнетесы. До 1928 года село входило в Сабановскую волость, Городищенский уезд.
Село было крупное, насчитывалось около 300 дворов с населением более 1500
жителей, многие семьи не имели лошадей,
редкие дома были покрыты тесом, единичным железом, в основном соломой, среди
эрзянских сел в районе, село Карамалы считалось бедным селом.
До середины 19 века в
селе преобладали курные избы семь на восемь аршин. Дома были покрыты лыком,
соломой, а позже тесом. Полы у бедных были земляные, окна низкие у самой
земли. Многие дома отапливались по
черному, одну треть избы занимала печь,
вдоль сиен стояли широкие лавки и стол.
Семья спала на полу, скамьях и на полатях. Необходимой
принадлежностью черных изб являлись небольшие дымовые окна «вере вальма». Однако
они не обеспечивали выход дыма из
избы, поэтому даже в зимнюю стужу приходилось открывать входную дверь. Пятистенные избы «Кавта кудот» появились
сравнительно недавно, в конце 19 века – в начале 20 веков. Они были
заимствованы от русских, строили такие дома только зажиточные крестьяне.
Кроме будничных дней у эрзя были и праздники.
Где-то до начала 1800 г. карамальская эрзя была не крещенная,
первая церковь была построена 1862 году, до этого была небольшая деревянная
часовня. В 1861 году Рязанские плотники
завершили работу над Карамальской церкви имени святого Николая Чудотворца.
Церковь была 2-х главная с 8-мью
колокольнями длинна церкви была 36м., ширина 18м., от земли до креста
24м.
Служба шла по всем праздникам и по воскресным дням.
Церковнослужители ревностно следили за посещением церкви всеми верующими. Нередко были молебны с выносом иконы хоругви и по случаю засухи (просили дождя), об урожае (перед посевом), о плодородии и нагуле скота (весной) и т.д. пасхальную
ночь выносили святую икону и Плащаницу, шествие с факелами проходило вокруг
церкви. Престольный праздник села, - Рождество Христово - 7 января. Деревянный
храм Святого Николая в селе Карамалы освящен был в 1862 году. Внутреннее
убранство церкви было красивое, стены расписаны. Все самые значимые события в жизни человека: крещение, женитьба, панихида по умершим близким
людям – все они проходили в стенах храма.
Вокруг церкви хоронили крещеных прихожан. Место для захоронения было определено небольшое, и к 1880 году открыто новое кладбище.
В 1930 году церковь закрыли, колокола сбросили и увезли, но один колокол средней величины народ
отстоял для звона при пожаре и несчастных случаях, иконы ломали и выкидывали,
всю церковную утварь разбили. Сельские активисты
на глазах у местных жителей оскверняли храм. Часть икон попрятали жители и до сих пор они есть в
домах сельчан. ( В статье «Гонение на православие в Пензенской области
1917-1963гг») написано «…Решением общего собрания 1931г. церковь в с. Карамалы
закрыли под клуб, но тогда это не оформили. Оргкомитет ВЦИКа по Пензенской
области 14 июля 1939г. постановил по решению
80% населения храм закрыть и передать под клуб (т.е. оставить под ним); а
колокольню ( в соответствие с актом от 4 мая) снести…»
В 1939 году сельсовет передал церковь под зерносклад местному колхозу. В 1949 году была сломана первая колокольня до крыши основного здания, хотели из неё
построить силосную башню, но так и не построили… В конце 1960 годов колокольня была
разрушена до основания, «рвали» часть здания тракторами. В 1965 году церковь
была полностью разрушена на дрова, место сравняли бульдозерами, были вскрыты
старые захоронения вокруг церкви, все человеческие останки были вытолкнуты в
овраг. Так были осквернены могилы предков.
На месте церкви сейчас построен магазин.
До принятия христианства эрзя молились своему великому богу Инешки пазу и его покровителям - Виряве, Нораве, Ведьаве и другим. Большинство эрзянских праздников не имело
точной календарной даты проведения. Они, как правило, были связаны с началом,
серединой и завершением тех или иных работ. Одним из торжественных и многолюдных озксов «молений», был «Велень-озкс», «сельские моления», проводившихся в конце июня в течение 3-х
дней.
За несколько дней до озкса, назначенные люди с каждого двора собирали муку, яйца, мед и деньги.
Затем на эти общие деньги покупали быка или теленка, пекли пироги, хлеб, варили
брагу, готовили пюре и яичницу. За день до озкса мылись в бане и надевали
чистое платье. Рано утром всё население села от мала до велика, одетые
в праздничную одежду, отправлялись в священную рощу «Репештя», которая
находится западнее села (в настоящее время через него проходит высоковольтная
линия). Здесь у священного дуба или липы «озкс-атя» (старейшина), зажигал
ритуальную свечу- «штатол» и закалывали жертвенное животное. Мясо
варили в котлах, старший озкса начинал моление, остальные жители села повторяли
за ним слова молитвы. При молении обращались на восток, вздымая руки к небу или
скрещивания их на груди, ладонями под подмышками, и кланялись, вставали на
колени и падали навзничь. Затем рассаживались по родам, ели из общего котла, старшие пили общественную брагу, а молодежь заводила игры. Народ не расходился по домам до позднего
вечера.
Кроме «велень-озкса», были и другие праздники, они отмечались, как вместе, всем селом (Пизиме-озс,
Алашань-озкс, Наров-озкс и т.д.), так и отдельно, семейно (Юртава-озкс,
Кардаз-озкс).
Христианство и язычество тесным образом переплелись в жизни карамальской мордвы. До настоящего времени сохранены традиции эрзя. Ярким праздником, который празднуется и сейчас в нашем
селе – это «Тундунь-конь» (Старый конь) Проводы коня или Проводы весны. Этот
праздник всегда отмечают в июне перед христианской Троицей
В этот день с утра парни срубают молодёнькую сосенку высотой не более 1,5 метра, а девушки наряжают и украшают ёлку. Затем, собираются в определённом
месте и идут по селу с песнями за околицу
в поле, где посажена рожь. После этого выбрасывают ёлку в рожь вместе с
тремя пасхальными яйцами, как символ уходящей весны и наступления летнего
периода.
Вечером того же дня молодёжь наряжает «коня»: два человека покрывают какой-нибудь тканью, украшают разными цветами и красными лоскутками. Рядом с конём идёт ряженый пастух,
который гонит его в центр села с толпой молодёжи и с песнями. Все жители
выходят на улицу, на «коне» катают детей. А затем в определённый момент
покрывало «коня» разрывают на мелкие лоскутки, каждый старается взять себе
кусочек покрывала. Считается, что обладателя этого лоскутка ткани от «красного
коня» ожидает удача и богатство на весь год. После этого жители поют песни и
танцуют под гармонь.
Я хочу представить вам
одну из песен, которую традиционно жители села исполняют на этом празднике:
«Чокше лисян».
Припев:
Чокше лисян
Ютан ульценивнть
Кудыните вишкинеть
Заборнетне покшкеть.
1. Теса эрить паро цёрат
Теса эрить мазый тейрить
Руст эрзят велинь ломать
Пек вадрясто морецят.
Припев тот же
2. Илядо пеле
3. Мон тейтиресь вадрян
Мазый морене моран
Кининьгаг амешан
Припев тот же
4. Мон тонь вечктянь
Эрзень паро цера
Вандый сват тон кучат
Мон седиим оймавсан.
Припев тот же.



Русский перевод песни «Вечером выйду»
Припев.
Вечером выйду,
Пройду по улице,
Дома маленькие,
Заборы большие.
1. Тут живут хорошие парни,
Тут живут красивые девушки,
Русские эрзи,
Сельские жители,
Хорошо поющие.
Припев тот же.
2. Не бойтесь, я девушка хорошая,
Красивую песню пою.
Никому не мешаю.
Припев тот же.
3. Вечером выйду,
Пройду по улице,
Я тебя люблю красивый эрзянский парень,
Завтра свата ты пошлёшь, я сердце успокою.




Когда насильно крестили эрзя, священники запрещали праздновать древние эрзянские озксы, запрещали посещать «Репештю», вырубали священные рощи, сжигали срубы на кладбищах. Крестили где силой, где обманом, новокрещенных
освобождали от податей на 3 года, освобождали от рекрутских повинностей, давали
рубаху, штаны, а так же деньги 1,5 рубля взрослым, а на детей от 1 рубля до 50
копеек. При крещении фамилии давали в основном по древним эрзянским именам или
по уличным прозвищам. Так появились фамилии Кодоров (муж.имя Кодор), Радаев
(муж.имя. Радайка) и т.д.
Запрещали хоронить новокрещенных с некрещенным –
«язычниками». Со временем старое кладбище было заброшено, но до сего времени
это место осталось в памяти жителей села, еще можно увидеть места
захоронений. Оно находится в 2-х м. на юго-западе от села в Керенском лесу, название «Кулмо-лутка».
Хоронили покойников в гробах, похожих на колоду или ладью. Для этого толстые, обычно дубовые бревна раскалывали пополам, выдалбливали или выжигали сердцевину. Топором или ножом,
на стенах гроба делали изображение окон, в ногах изображали дверь. В гроб с
умершим клали чашки, ложки, орудия труда и т.д. Могилы были не глубокие, чуть больше метра. На
могилу ставили небольшой деревянный дом, на подобие нынешних погребиц. Перед
входом у кладбища находилась глубокая яма, сюда родственники умершего в день
похорон клали любимые вещи покойника. В день поминания усопших зимой разводили
на могилах костры. На местах захоронения можно было найти железные и стеклянные
вещи, а также следы от костров и глиняные черепки.
В конце 1980-х годов часть захоронения было разрушено, в связи с посадкой сосенок.
Христианизация эрзи завершилось строительством деревянной церкви на государственные деньги.
До Октябрьской революции мало кто из жителей владел грамотой, почти все женское население было
безграмотным.
Так Карамальскую школу в 1904 году поступило 22 мальчика, 6 девочек всего - всего 28 человек. Окончили курс этой школы 5 мальчиков, 3 девочки, всего 8 человек. Родители не пускали
учиться, так как дети были помощниками дома, зимой девочки пряли пряжу наравне
со взрослыми, мальчики занимались по хозяйству, весной все работали в поле. В
1920 году бывшем поповском пяти стенном шатровом доме была открыта народная 4-х
летняя школа. Поповский дом был реквизирован местными властями, сам батюшка был
арестован. Первыми учителями были Репьев Е.П., Буянов А.М и его жена Мария
Петровна. Обучение велось на эрзянском языке. В 1927 году осенью школа сгорела,
дети учились по домам, классы были объединены из-за нехватки помещений. В 1928
году после пожара Репин и Буяновы уехали
из села. Приехали новые учителя, супруги Волковы Иван и Елена, Душевы Николай и Мария из Инзенского района села Домосерки (Черемушки) Спиркин М.Г. из Сабанова,
Шиндин И.С. – все эрзяне.
В 1935 году было закончено строительство новой деревянной школы, в которой дети занимаются до настоящего времени. В 1965 году была построена кирпичная школа. Наполняемость учеников в
классах было по 30 и более учеников, было по 2-3 параллельных класса, обучались и учении из села Ивановские Выселки.
Последний параллельный класс был выпущен в 1973 году, с этого года учеников становилось меньше и меньше. В конце 80-х годов несколько лет 1-2-3 классы обучались вместе из-за малого количества учеников.
С 2010 года Карамальская школа стала филиалом МБОУ СОШ №4 г. Никольска, в 2017 – 2018 учебном году в ней обучаются 21 учащийся начальных классов.
В конце 40-х, в начале 50-х годах в селе появляется много новых домов, увеличивается численность
населения, насчитывалось 282 двора с населением 1410 человек.
На 2001 год в селе насчитывалось 178 жилых домов, с населением 495 человек. В настоящее время население составляет 426 жителей.

Использована работа участника конкурса творческих работ «Моя малая Родина» Сафиной Виктории Шамильевны.