Новая Селя
Описание
Использована работа Гореловой Е. С. (ученица МОУ СОШ № 3 г.Никольска Пензенской области)
В глубинке Никольского района Пензенской области, затерявшись среди лесов, расположилось мордовское село Новая Селя.
Свыше 200 лет тому назад на берегу небольшой речушки Пичавка - "сосновая вода" неизвестно откуда появившиеся две мордовс¬кие семьи построили два домика в глухом лесу.
После пугачевского восстания в селение прибыло еще несколько семей с правого побережья Волги. Новые поселенцы Адаевы и Мартышкины стали вырубать лес, тем самым подготавливая место для постройки домов и одновременно расширяя посевные площади вдоль речки. Поэтому, большинство коренных новоселенцев носят фамилии Адаевы и Мартышкины.
Жители села промышляли рыболовством и охотой, занимались земледелием и также имели пасеки. Излишки продукции вывозились на продажу.
К концу первой половины и в начале второй половины XIX века Новая Селя стала расширяться. Но, тем не менее, она считалась бедной и отсталой деревней в волости: не было школы, а значит, и грамотных людей. Клуба в деревне тоже не было.
В 1906 году крестьян Новой Сели постигло бедствие: половина деревни была уничтожена пожаром.
В 1907 году крестьянами Новой Сели был нанят частный учитель Иван Федорович Сазанов. Учитель по очереди в домах крестьян проводил школьные занятия с детьми. Учащихся в то время было девять человек, причем официально к учебе допускались, только дети мужского пола. И только после нескольких просьб и хлопот крестьяне добились разрешения на постройку школы. Школа начала строиться в 1913 году, а весной 1914 года состоялось ее открытие. Через год в ней насчитывалось уже 40 учащихся. На 14 февраля 1940 года в школе числилось 98 учащихся.
В гражданскую войну 1918 года в деревне появились дезертиры и отряды разных названии. Из Пензы прибыл продотряд под командованием командира Воронцова. В Новой Селе был голод, скот уничтожали, земля оставалась незасеянной. Остронуждающиеся дети были прикреплены к школе, где была организована помощь детям продуктами питания. В 1920 году на помощь пришли комитеты бедноты, которые стали оказывать материальную помощь деревенским беднякам.
1922 год был урожайным. Крестьяне, разъехавшиеся за хлебом и на заработки, стали возвращаться в деревню и восстанавливать свои разоренные хозяйства. Экономика деревни снова стала расти.
Изменился облик всей деревни. 1922-1924 годы стали периодом восстановления всех разоренных хозяйств в деревне. В 1924 году вернулся из рядов Красной Армии первый коммунист деревни В.П.Вечканов, к которому и обращались за советом крестьяне и прежде всего беднота. Из числа молодежи он организовал актив села, которым затем руководил в качестве председателя сельского Совета.
Коллективизация
1930 год. Началась ликвидация кулачества, и, конечно, эта кампания для некоторых была нежелательна. Тем не менее, 10 семей было отправлено на переселение.
Тогда же, в 1930 году, представитель райкома партии Хрусталев на общем собрании граждан Новой Сели впервые разъяснил положение о коллективном хозяйстве. Это вызывало огромный ажиотаж у сельчан: создать большое хозяйство при наличии 10 плугов и одной сеялки невозможно. Нужны жнейки, молотилки.
По всей деревне были слышны разговоры по этому поводу: некоторых интересовало совместная обработка земли, другие доказывали, какие нужды лягут на плечи крестьян. После многих спорных вопросов было избрано правление колхоза "Красный восход", первым председателем которого стал И.А. Мартышкин. Однако многие долго колебались, не веря в реальность создания колхоза.
1931 год показал, что перспективы развития сельского хозяйства есть. Число членов колхоза достигло до 25 % всей деревни, а уже в 1933 году Новая Селя была коллективизирована на 90%.
В 1950 году колхоз имел посевную площадь 2500 га.
Колхоз многие годы занимался посевом конопли.
Сначала в 1951 году построили плотину, на которой и стояла электростанция, обслуживающая до 1961 года все население электричеством.
В 1952 году жители села купили радиостанцию, появилось радиовещание.
И в этом же году был построен кирпичный завод, продукция которого реализовывалась за пределами Пензенской области.
На площади деревни стоит двухэтажное здание: здесь размещается клуб, библиотека, медпункт, изба-читальня, где слушают читки газет, участвуют в массовых мероприятиях и проходят агротехнические курсы. Рядом помещения кирпичного и саманного производства, откуда вереницей идут подводы, нагруженные кирпичом для соседних колхозов. Кирпичное и саманное производство возглавляют мастера- специалисты А.П.Адаев и И.П.Гурьянов. На берегу речки Кеньши пестреют улья колхозной пасеки, которой руководит опытный пчеловод Ежов В.И. В конце деревни колхозный сад и колхозный огород, которыми руководят опытные садоводы-бригадиры Иванов и Ежов.
С 1850 года положение крестьян села Новая Селя изменилось, они стали в чужом подвластии: близлежащие плодородные земли, а также весь строевой лес, отошли в пользование мужского монастыря, строительство которого началось в 1860 году. Впоследствии он был назван Нагорный, так как он был построен на высокой горе и окружен дремучим лесом. Старожилы рассказывали, что тяжесть организации и постройки монастыря легла на плечи мужиков Новой Сели.
Основателем и устроителем монашеской мужской обители на Шиханской горе был житель деревни Холеневка Сергей Петрович Полянский-Мазанов, бывший управляющий имением генерала Ларионова. Жители села Новая Селя охотно согласились помочь ему в возведении храма, так как давно мечтали увековечить память о крещении предков в реке Кеньша. Крошечная келья Сергея Полянского явилась зачатком обители в красивом месте на горе Шихан. Он был тоже инициатором постройки в 1866 году деревянного храма.
Сооружение монастыря производилось на лепты разных благотворителей при игуменьи Леониде, при которой строился и тайный трехпридельный каменный собор в честь Святой Троицы, который был точной копией собора Василия Блаженного в Москве.
Освящение места под новый собор состоялось 8 июля 1893 года в присутствии епископа Пензенского Василия. 30 сентября 1905 года в присутствии архимандрита Алексия из Саранского монастыря собор был освящен. Строительство его длилось целых 12 лет.
Было построено два двухэтажных деревянных здания, крытые железом и обитые тёсом. В малом жили мать-игуменья и несколько старших сестёр-монахинь, в большом - сестры.
Впоследствии эти здания были перевезены в Николо-Пёстровку (ныне г.Никольск). Сейчас в них расположены городская администрация, и старое здание автохозяйства, пожарной части и жилые помещения.
В деревне Новая Селя приходского храма не было. С открытием монастыря здешняя мордва стала посещать новостроящуюся обитель на Шихане. До 1928 года все требы, крестины, венчания справлялись жителями Новой Сели в Казанском храме села Ахматовка, а с 1928 по 1937 год, до закрытия монастырского храма Покрова Божией Матери, - на Шихане.
После революционного переворота на долю Русской Православной Церкви выпало тяжелое испытание. Закрывались храмы, монастыри, изымались церковные ценности. Не миновал этого и Покровский Шиханский монастырь. Часть помещений отдали организованной в 1928 году коммуне, которой отошли удел, лес, пасека, производственный инвентарь, скот, жилые и хозяйственные помещения.
После 1917 года в монастырских кельях прятались политзаключенные или бежавшие ссыльные, т.е. дезертиры. Их скрывали монахини. Эти люди помогали женщинам в подсобных хозяйствах, выполняя тяжелую работу. Потом эти беглые жили в селе Новая Селя, обучая грамоте местных жителей.
26 августа 1993 года накануне праздника Успения Божией Матери по завершении строительства памятника был совершен водосвятный молебен, который отслужил священник Никольского молитвенного дома г.Никольска Алексей Карапузов в собрании богомольцев. В торжественной обстановке совершено освящение памятного знака. Отслужена панихида по всем лежащим здесь православным христианам. На месте разрушенного Троицкого собора водружен крест в память о 100-летии со дня его закладки.
В настоящее время отцом Владимиром при содействии прихожан на месте разрушенной деревянной ведется строительство каменной церкви Покровской иконы Божией Матери. Фундамент уже заложен.
Отец Владимир наряду с тяжелой работой по восстановлению Шиханского Покровского монастыря, вел работу по восстановлению некогда разрушенного храма в центре села Ахматовка, соседнего села с Новой Селей.
Возраст 17 % жителей Ахматовки перевалил за 90. Сохранить здоровье помогают многие факторы, но главный "ключик" их долголетия бьет из-под горы.
Новая Селя сегодня – это в основном пожилые жители. Однако в селе еще работают сберкасса, медицинский пункт, магазин и почта.
Молодое поколение новоселенцев в поисках работы или просто из-за не желания жить в селе выехало на другое место жительства. В связи с этим, закрылась школа, больше не слышен смех детей. Так же не работает сельский клуб.