Россия / Пензенская область / Никольский район

Сабаново

Описание

Использована работа Косаревой А.Д. (МОУ СОШ № 4 г. Никольск)

На карте Никольского района есть много сёл и деревень, которых уже не существует. Но есть, и такая категория сёл, жизнь в которых еще теплится. По статическим данным в селе Сабаново Никольского района Пензенской области  на 1 января 2003 года прописано 110 жителей, на 1 января 2007 года 80 жителей, 2008 года 71 человек, 2009 года 63, 2010 года 46 жителей. Но это статистические данные. На самом деле проживают около 7 человек и только в летний период. Средний возраст сельчан 70 - 75 лет.

В справочнике по административно-территориальному делению Пензенского края за 1663-1991гг. упоминание о селе Сабаново впервые появляется в списках от 1864г. в составе Городищенского уезда, село казенное. В 1914 году городищенский уезд разбился на волости. Село Сабаново отошло к Сабановской волости. В поволостном списке населённых мест Пензенской губернии по административно – территориальному делению, утверждённого Президиумом ВЦИК от 12 ноября 1923 года село Сабаново упоминается в списках Пермиёвской волости Городищенского уезда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля1939 года  Тамбовская область разделена на Тамбовскую и Пензенскую области. Во вновь образованную Пензенскую область вошло 38 районов.  Сабаново вошло в Николо – Пёстровский район и объединилось из Сабановского в Карамальский сельсовет. В списках сельсоветов и населенных пунктов  Пензенской области на апрель 1939 года село Сабаново отделилось в Сабановский сельсовет Николо-Пёстровского района.

По возникновению села Сабаново существуют два варианта.   Первый: свое название село Сабаново получило от фамилии семьи Сабаевых, выходцев из Мордовии первыми поселившихся на пустующих землях. Второй: богатырь по имени Сабай, выходец из Саранска, шёл в поисках незаселённых земель. Понравились ему земли окружённые лесами. Здесь он и поселился. В честь этого богатыря село назвали Сабаново.

Село заселяли мордва – эрзя. Эрзя - субэтнос в этноструктуремордовского народа. Субэтноним эрзя своей основной восходит к иранской лексике (иранское arsan –самец, мужчина, герой).

Окружают село, бескрайние просторы полей и лесов, богатые грибами и ягодами.

Для освоения земель из села отделилось  несколько семей, образовав отдельные поселения: посёлок Митрофановка, названный в честь первого жителя Митрофана,  и село Алова. Жителями села Алова стали бывшие жители села Ильмино, откуда они были изгнаны и отправили Бориску Алова найти им место для поселения. Отсюда и название в честь Бориски Алова. Однако местные жители считают, что село Алова получило название по соседней горе Алув-Пандо, что переводится как яичная гора, вероятно из-за того, что на ней собирали яйца из гнёзд птиц обитавших на ней для пропитания. Предание говорит, что мордва не хотели расставаться со своим селом Ильмино, и они ходили «тужить и плакать» на высокую гору, которая стала называться Тужевской. От частого хождения мордвы на гору образовалась тропа, которая получила название Мордовской, а ручей, по которому увозили скарб мордва, уходя на новое место, стало называться Катимом. Так со временем создалась своеобразная  мордовская  община.

Эти три  мордовских населённых пункта окружены русскими деревнями и сёлами. В этой части Никольского района русские заселились позднее мордвы.

Село состоит из трёх концов. Первый – карамальский - алыпя – нижний конец, въезд в село из села Карамалы,  второй конец  - удальте куре, въезд в село из села Пермиёво, пермиёвский конец, третий  - вере пе, въезд в село из села Алова, аловский конец.

По краю села протекает небольшая речушка Айва.

Село было казенным  и не знало барщины, платили десятину - 10-тую часть урожая в казну государства. Крестьяне были свободными в отличие от других близлежащих сел. Земли раздавались по душам,  в семьях, где было больше мальчиков, было больше земли, так как на девочек земля не выделялась. В основном занимались земледелием и скотоводством. Возделывали коноплю и после переработки ткали холсты. Выделывали овчину. В зимнее время ездили в извоз на заработки. Также возили свой товар на продажу. На реке стояли ветряные мельницы, на местном диалекте «крупорушки», на которых мололи крупу, зерно. После растополья, когда всё смоет весенними водами, всем селом ходили прудить пруд. 

После Великой Октябрьской революции в селе был создан колхоз. Назвали  колхоз  ОГПУ. Позже переименовали в колхоз имени Мичурина, затем в 50 лет Октября.

В колхозы вступили почти все семьи, так как, если не вступил в колхоз, то земли семье причиталось 5 соток, если  вступил, то - 20 соток.

В селе была деревянная церковь. Церковь была большая красивая с расписными стенами, колокольный звон, которой было слышно за версту.  Однако в 1938-39 годах церковь закрыли. Селом  Сабаново управлял Дюкин (инициалов сельчане не помнят), который приказал  разобрать  церковь  на дрова. Но жители, не выполнив приказа, изгнали его из села. Во время и после войны  её использовали под зернохранилище, вырыв под полом глубинки. Ни после войны, ни в позднее время, восстанавливать церковь не стали и на сегодняшний день от неё остались лишь руины.

foto_1

При церкви была церковно – приходская школа. Учились в ней 4 года.  Перед революцией построили начальную школу возле церкви. Из архивных записей 1928 года: в школе учатся дети во всех четырёх группах, количество учащихся 70 человек. Затем в 1948 году построили семилетнюю школу. В 2000 году  закрыли  школу. Для получения образования ездили в образовательную школу села Базарная Кеньша.

Славилось село Сабаново своими самобытными  обрядами.

Особой гордостью села была деревянная школа, построенная после революции. В ней учились 4 класса.  В 1948 году была построена семилетняя школа. Но в связи малым количеством учеников, школу закрыли в 2000 году, после чего она была разрушена. Сохранившиеся брёвна говорят, какими просторными  и уютными были классы.

foto_2

Доживают свой век сабановцы вместе со своим родным селом. Держат кое-какую скотину, сажают огороды, сетуют на то, что так мало осталось их в селе, что уже нет ни школы, ни клуба, ни магазина. Но есть у них большая гордость - что они  - Сабановцы, представители некогда богатого, крепкого мордовского села - села со своей историей и культурой.