Россия / Самарская область /

Общие сведения

Сама́рская о́бласть — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.

Административный центр — город Самара.

Граничит на западе с Саратовской и Ульяновской областями, на юго-востоке с Оренбургской областью, на севере с Республикой Татарстан, а также на юге с Казахстаном в единственной точке. Из-за близости Западно-Казахстанской области Казахстана часть Большечерниговского района имеет статус приграничной территории.

Образована 14 мая 1928 года как Средневолжская область. В 1929 году переименована в Средневолжский край, в 1935 году — в Куйбышевский край. В период с 5 декабря 1936 года по 25 января 1991 года называлась Куйбышевской областью — в честь советского партийного и государственного деятеля Куйбышева Валериана Владимировича.

Количество районов - 27.

Количество поселений - 304, в т.ч. сельских - 292.

Численность населения на 1 января 2014г - 3211187 чел., в т.ч. сельского - 631607 чел.

Национальный состав Самарской области по данным переписи 2010 г.

1) Русские — 85,6 %

2) Татары — 4,1 %

3) Чуваши — 2,7 %

4) Мордва — 2,1 %

5) Украинцы — 1,4 %

6) Армяне — 0,7 %

7) Казахи — 0,49 %

8) Азербайджанцы — 0,44 %

9) Узбеки — 0,35 %

10) Белорусы — 0,29 %

История

Территория нынешней Самарской области вошла в состав России в середине XVI века, после присоединения Казанского и Астраханского ханств к Московскому царству. В XVII—XVIII веках территория Среднего Поволжья заселялась переселенцами из других районов страны и иностранцами (см. Немцы Поволжья). С середины XIX века территория испытывала экономический подъем, Самара становится одним из важных центров внутрироссийского рынка зерна, что привело к развитию торговли и промышленности в городе. С 1851 года Самара — центр одноимённой губернии.

В ходе Октябрьской революции и Гражданской войны население Самарской губернии выступило против политики большевиков (см. Чапанная война). В 1935 году Самара была переименована в Куйбышев и носила это название до 1990 года. Индустриализация первых пятилеток не обошла стороной Куйбышевскую область — в городе Чапаевск на базе дореволюционного военного завода началось создание группы предприятий, производивших взрывчатые и отравляющие вещества и боеприпасы, в области появился ряд других оборонных предприятий. В конце 1930-х годов силами заключенных ГУЛАГа началось сооружение Куйбышевского гидроузла, которое было прекращено в связи с обнаружением месторождений нефти.

В годы Великой Отечественной войны область стала одним из центров оборонной промышленности страны — в 1941 году был запущен НПЗ в Сызрани, обеспечивавший армию горючим, в Куйбышев из Москвы и Воронежа были эвакуированы авиационные заводы, наладившие выпуск штурмовиков «Ил-2». В 1942 через Сызрань прошла т. н. Волжская рокада — железная дорога, использовавшаяся для снабжения советских войск в ходе Сталинградской битвы. В 1941—1943 в Куйбышеве размещались дипломатические миссии иностранных государств, в 1941 году существовали планы переноса столицы СССР в Куйбышев в случае захвата немецкими войсками Москвы.

В 1950—1960-х годах область была одним из ведущих центров нефтедобычи в СССР, в 1945—1951 для переработки нефти были построены Куйбышевский и Новокуйбышевский НПЗ. Параллельно было возобновлено строительство Жигулевской ГЭС, которая была запущена в 1955 году. В связи со строительством ГЭС был затоплен город Ставрополь, и отстроен на новом месте, позднее он получил имя — Тольятти. В дальнейшем созданная во время сооружения ГЭС строительная база использовалась для создания в Тольятти серии других промышленных предприятий — завода минеральных удобрений «КуйбышевАзот», завода синтетического каучука «Тольяттикаучук» (1964—1966), Волжского автозавода (1970), а также крупнейшего в стране и мире производителя аммиака комбината «ТольяттиАзот» (1979).

В областном центре в эти же годы было расширено авиационное производство и начат на Куйбышевском авиационном заводе выпуск самого массового советского пассажирского среднемагистрального самолета Ту-154, выполнялись заказы в рамках советской ракетно-космической программы («ЦСКБ-Прогресс»). Резко выросшая потребность в квалифицированном инженерном персонале привела к развитию в области высшего образования, в основном технического профиля. В то же время бурный рост промышленности и приток большого числа молодого населения из других регионов страны (в 1939—1990 гг. население области выросло более чем вдвое) создал большую нагрузку на социальную инфраструктуру, которая развивалась намного медленнее. Например, население Самары уже в конце 1960-х годов превысило 1 млн жителей и по советским стандартам город получил право претендовать на метро; Самарский метрополитен был открыт в 1987 году (решение о строительстве было принято в 1978 году). В Тольятти, население которого в конце 1980-х превышало 600 тыс. жителей, высшее образование было представлено только Политехническим институтом, хотя промышленное развитие города к этому времени фактически закончилось.

В постсоветский период Самарская область благодаря накопленному экономическому потенциалу и сформировавшимся местным элитам стала одним из экономических и политических субцентров страны, в крупнейших городах области (Самаре и Тольятти) начала активно развиваться сфера услуг. С середины 2000-х годов уровень экономической и политической самостоятельности региона сильно сократился.

Карта региона

Герб региона

Флаг региона

Гимн региона

Самара, рожденная в сердце России,-
Народов Поволжья большая семья,
В веках своё гордое имя носила
Любимая наша,
Самарская наша,
Во веки священная наша земля!

Объяты раздольной Самарской Лукою
Родные просторы, леса и поля,
Увенчана гор Жигулевских грядою
Любимая наша,
Самарская наша,
Во веки священная наша земля!

Грядущей Победе в суровые годы
Самара надежные крылья дала!
Сильна и трудом, и талантом народа
Любимая наша,
Самарская наша,
Во веки священная наша земля!

Во веки священная
Славься, любимая,
Славься, Самарская наша земля!