Россия / Свердловская область / Тугулымский район

Луговской

Описание

Использована работа Амбрушкевич К.Г., студентки Уральской государственной сельскохозяйственной академии

Посёлок Луговской (до 1963 года посёлок назывался Пышма) входит в Тугулымский район, который находится  в юго-восточной части Свердловской области. Район граничит на востоке с Тюменской, а на юго-востоке – с Курганской областями. Соседями Луговского являются деревни: Луговая, Пилигримова, Коркина, Цепошникова.

Луговской расположен на правом берегу реки Пышмы. Это поселок, которых тысячи по России.

Свердловская область, посёлок Луговской входят в Западно-Сибирскую равнину, поверхность которой не так сложна: есть возвышенности и низменности, отражающие геологическую структуру Западно-Сибирской платформы. В основном поверхность сглажена, водоразделы рек пологие и плоские, местами заболочены. Однообразие поверхности нарушается котловинками небольших и неглубоких озер, а местами и оврагами.

Климат района – континентальный.  Его характерные черты: холодная и продолжительная зима с устойчивым снежным покровом, тёплое, но сравнительно короткое лето, ранние осенние и поздние весенние заморозки, небольшое количество осадков с максимумом в летнее время, хорошо выраженные сезоны года.

Главную роль в формировании климата района (посёлка) играют западные ветры. Чередование тёплых и холодных потоков, характерное для циклонов, приводит к частой перемене погоды, нередко ощутимой не только в течение недели, но и суток. Холодный воздух из Арктики, идущий вслед за циклонами, создаёт ещё более резкие перепады погоды. Климат также зависит от рельефа и растительного покрова. Холоднее всего зимой бывает в понижениях, где скапливается наиболее холодный воздух, в глубине леса – теплее, чем на открытой поляне или в долине реки, а летом  наоборот. С сезонами года связан весь ритм развития природы. Весна в эту местность приходит в конце марта и длится до начала июня. По мнению многих, весна – лучшее время года. Во всём чувствуется её дыхание, с ней связано могучее пробуждение природы. Возврат холодов – одна  из отличительных черт уральских весен. Вслед за весной наступает короткое уральское лето. Его продолжительность – 2,5 месяца. Летом погода более устойчива, чем весной. Но и летом бывают заморозки. Самый тёплый месяц года – июль.

Осень короткая. Обычно начинается с заморозков, усиления ветра, увеличения облачности, учащения пасмурных прохладных дней. Средняя дата наступления осенних заморозков – 10-15 сентября, снег может выпасть уже в октябре Конец осени, совпадающий с замерзанием озёр, приходится на 30 октября.

Но вот температура воздуха падает ниже 0 градусов, замерзают водоёмы, появляется устойчивый снежный покров – наступает зима. Это самый длинный период года для всего Урала. Самый холодный месяц года – январь. На климат района в зимнюю пору влияет континентальный воздух Восточной Сибири. Он приносит с собой значительное похолодание и устойчивую погоду – морозную, ясную. Отличительной особенностью зим является мощный снежный покров. Хороша зима на Урале! Красив зимний лес в окрестностях посёлка Луговой.

Основная масса современных животных района относится к лесным, главным образом, сибирским видам: заяц-русак, лиса, волк, рысь, колонок, горностай, бурундук, хотя численность их год от года заметно сокращается. Лучше других животных сохранился лось, так как в годы Советской власти были приняты меры для его охраны.

Птицы в окрестностях посёлка разнообразны. Многие виды птиц прилетают весной. Среди постоянно обитающих – глухари, тетерева, ряб-чики, дятлы. Мир птиц сильнее других животных пострадал от воздействия человека. В связи с вырубкой хвойных лесов численность глухарей и рябчиков сильно сократилась. Для лесов и болот окрестностей посёлка обычны змеи и ящерицы, травяные лягушки и серые жабы. Из змей наиболее опасна гадюка обыкновенная. Другие змеи – медянка и уж – не ядовиты.

В реках, в озерцах наиболее часто встречаются окунь, чебак, карась, язь, лещ, щука, налим. Рыболовство – любимое занятие многих жителей посёлка. Этим видом спорта занимаются люди разных возрастов и профессий. Летом и зимой на реке мы видим любителей – рыболовов. Рыболовство – не только вид спорта, но и прекрасный отдых.

Посёлок Луговской расположился на живописных берегах реки Пышмы. Эта река невелика и немноговодна по сравнению с Турой и Тоболом. Река Пышма имеет небольшой уклон и течет сравнительно медленно. Вода в реке пресная с малым содержанием йода и минеральных солей. Цвет её меняется в зависимости от пород, среди которых протекает река, времени года, состояния погоды и других условий. Питание – сме-шанное, преимущественно снеговое и отчасти дождевое и грунтовое. Поэтому река имеет весенний подъём воды, вызванный таянием снега. Высокая вода держится в среднем 2, реже 3 недели.

К сожалению, леса этого края вырубаются неумеренно. Из-за этого мелеют реки и озёрца. Сокращается численность рыб и животных, уменьшается количество их видов.

Для лесов Тугулымского района, кроме хвойных, составляющих уральскую тайгу (ель, сосна, лиственница, кедр), обычны и лиственные породы (берёза, осина, ольха, черемуха, рябина) – самые верные спутники хвойных, и кустарники (малина, калина, шиповник, смородина, жимолость, боярышник, крушина, бузина).

С лесом связана и основная трудовая деятельность жителей посёлка Луговской. Это – посёлок лесозаготовителей, деревообработчиков, тракто-роремонтников.

В начале 30-х годов на месте посёлка Луговского стоял лес. Но в 1936-1937 гг. приехали люди в передвижных бараках со стороны Бахметки. Люди остановились на 13-м километре, а на месте поселка начали валить лес. В 1937 году появился леспромхоз (ЛПХ) для заготовки и переработки леса. Было положено железнодорожное полотно в сторону Бахметки, куда увозили лес. Постепенно начал строиться поселок. Люди из передвижных бараков стали переезжать в деревянные дома. Первыми улицами были Пролетарская, Октябрьская и Озёрная.

Вместе с рождением поселка и ЛПХ в 1937 году на территории Килымского сельского совета началось строительство автотракторных ремонтных мастерских (АТРМ), позднее тракторно-ремонтный завод (ТРЗ) для лесной промышленности. С постепенным ростом населенного пункта росли и предприятия.

Тугулымский леспромхоз – одно из старейших лесозаготовительных предприятий Урала. В 1937-1939 годах строился Пышминский трактороремонтный завод. Предприятия организовались в период индустриализации, когда стране был нужен лес. Основное назначение лестрансхоза – выпуск шпалопродукции для строительства железнодорожных магистралей страны. Обслуживать и ремонтировать лесозаготовительную технику были призваны автотракторные ремонтные мастерские.

Началась Великая Отечественная война. В рядах солдат-освободителей достойно сражались и земляки: п. Луговой В.П. Шерстянников, среди наград которого есть орден Ленина, полученный за танковый бой на Луганщине; Ф.И. Воробьёв, защищавший Ленинград, Н. А. Молоков, дошедший до Польши, и другие. Среди участников войны были и женщины: А.Ф. Вахрамеева, П.Н Горяева, А.А. Иванова. 122 человека не вернулись домой – погибли на поле боя.

Выполняли заказы для фронта и тыла рабочие Пышминских автотракторных мастерских. Тугулымский лестрансхоз поставлял бруски для ложа ружей и древесину в освобожденные районы. В этом коллективе бережно хранится бархатное знамя – знак благодарности за вклад в Победу.

Луговская школа была сначала малокомплектной – 30 учащихся. Постепенно количество учеников росло. В 1956 году была построена деревянная двухэтажная школа-десятилетка. Несмотря на это кабинетов все равно не хватало, поэтому начальная школа училась в другом помещении. Столовая, мастерские и интернат тоже располагались отдельно. В 1991 году было построено новое здание школы.

Ранее отдельного здания для больницы не было, а только медпункт в двухэтажном доме по улице Клубная, здесь же – так называемая аптека – от-дельная полка с лекарствами. Если лекарств не было, приходилось ехать за ними в районный центр. Помещение для больницы было построено              15 сентября 1956 года. При больнице было родильное отделение на 5 коек, лаборатория и посажен сад. Для каждой улицы поселка были назначены санитарные уполномоченные, с которыми проводились занятия-беседы на медицинские темы. Для населения в клубе читались лекции по вопросам медицины.

В центре поселка находятся два парка, заложенных в 1964-1965 годах. Один из них посвящен В.И. Ленину, другой – Неизвестному солдату, памятник которому был открыт в 1973 году.

Для военнослужащих, которые привлекались на строительство второго железнодорожного моста, строится столовая (рядом с молельным домом). Когда для столовой в 50-х годах построили новое здание на том месте, где сейчас магазин «Людмила», в этом помещении расположилась швейная мастерская, пока в 1980 году не было построено здание Дома быта. После в этом здании располагалась музыкальная школа, а позднее – мастерская по пошиву обуви.

Долгое время поселок не развивался. Старели улицы, люди. Молодёжь уезжала из посёлка из-за отсутствия работы. Сейчас наметился некий прогресс: в 2007 году достроено здание больницы, которое длительное время было «заморожено»; вновь возобновил работу завод (ныне LEX); за счёт частных лесопильных предприятий увеличивается количество рабочих мест в поселке. В Луговском проживает 2950 человек, из них 388 школьников,    171 ребёнок дошкольного возраста. Занимаемая площадь – 256 гектаров. В поселке 27 улиц общей протяженностью 24 км. Хочется верить, что наш родной посёлок вновь возродится.

Поселок Луговской славен и трудом, и талантами.

Традиции известных бригадиров-лесозаготовителей, кавалеров орденов Ленина А.В. Полякова и Е.Е. Москвина продолжают их последователи. За пределами предприятий стали известны имена лучших шоферов В.Н Борисо-ва, В.Г. Куклина, Т.Е. Москвина и др.

А какие умельцы живут в Луговском! На выставках, проводившихся в ДК, мы видели мастерство чеканки Повышева Н.В., плетения макраме       Р.И. Михайловой, вязания Т.Д. Турлаковой, А.И. Тарабриной и др. Большое внимание привлекла фотовыставка Ф.Г. Уразбаева.

Наиболее крупные предприятия посёлка Луговской

В бассейне реки Пышмы развернулась и стала быстро расти лесная промышленность. С каждым годом она всё больше оснащалась новой техникой. А с ростом техники потребовалась ремонтная база. И вот по решению треста «Свердтранслес»  в 1937 году началось строительство в посёлке автотракторных ремонтных мастерских, которые в то время назывались сокращённо АТРМ. Строить приходилось в тяжёлых условиях. Не хватало строительных материалов: камня, кирпича, цемента и строительной техники. Но строители понимали значение стройки, и самоотвержённый труд обеспечил досрочное завершение строительства. Мастерские через год, то есть в 1938 году, вступили в строй и начали выполнять заказы лесных предприятий по ремонту тракторов и автомобилей. В первые годы работы мастерских ремонт производился при помощи ручного труда, грузоподъёмных механизмов не было. Ремонтировали в то время по два трактора и два автомобиля в месяц. Рабочих всего было 154 человека. Но дальнейшее развитие лесной промышленности требовало расширения ремонтных  площадей мастерских. В 1940 году построили кузнечный и радиаторный участки. Строить приходилось в выходные дни и после работы.

Решению задач, стоящих перед коллективом, помешала Великая Отечественная война. Лучшие рабочие были мобилизованы в ряды Красной Армии. Выполнение плана тяжёлым бременем легло на плечи женщин и подростков. В суровые годы войны коллектив мастерских не ослабил свою работу. А наоборот, увеличил производственную программу. За годы войны пришлось перейти на ремонт автомобилей и тракторов с газогенераторными установками. Всего было отремонтировано 250 автомобилей и 150 тракторов. Рабочим приходилось работать по 12-14 часов, чтобы выполнить план, поставленный перед коллективом.

В послевоенные годы основной работой АТРМ было расширение про-изводства и освоение капитального ремонта вновь поступающих в лесную промышленность тракторов «КТ-12», «ЧТЗ-80» и автомобилей «ЗИС-5». Коллектив предприятия успешно справился с поставленной задачей и одновременно, расширяя производственные площади, построил механический цех. С 1950-го по 1960-й годы было увеличено число отремонтированных тракторов  «ЧТЗ-80» с 3 до 190 штук в год, автомоби-лей – с 30 до 150 штук. Решая производственную задачу, коллектив предприятия собственными силами занимался строительством жилищного фонда. За это время разрослись такие улицы, как Клубная и 8-е Марта.

В юбилейном 1967 году коллектив трактороремонтников достиг рубежа двух миллионов рублей по товарной продукции. Ими отремонтировано тракторов «ЧТЗ-80» –  627 ,  двигателей «КДМ-46» – 321 и 200 бульдозерных установок. Только от этого предприятия страна получила сверх плана 130 тысяч рублей. За достигнутые успехи в труде были награждены лучшие из лучших людей этого коллектива, ветераны завода   (С. В. Белоусов, Н. Ф. Залесов и многие другие).

ОАО «Тугулымский леспромхоз» 

В конце 20-х годов началось строительство лестрансхоза. В необжитом лесу появились домики, первыми жильцами которых были строители. В 1929 году Тюменский лестрансхоз, который был перебазирован в посёлок Тугулым, составлял несколько участ-ков. Основными задачами лестрансхоза были: заготовка леса, пригодного для шпалопиления, изготовление телеграфных и специальных столбов, изготов-ление шпал и переводных брусьев для обеспечения вновь строящихся желез-ных дорог. Труд был ручной, основными орудиями труда являлись топор, поперечная пила, а затем лучковая.  На трелевке леса и вывозке его работали лошади. Конные обозы в зимний период доходили до 3-х тысяч лошадей. Производительность в довоенное время на одного рабочего достигала до 200 кубометров в год. И только с 1933 года в лестрансхозе начала появляться механизация. Это были тракторы «Фардзон», «Путиловец». В 1939 году закончилось строительство Ертарской железнодорожной ветки.

Неисчислимые трудности пережили лесозаготовители в период Великой Отечественной Войны. Для фронта изготовлялись новые виды продукции: лыжный брусок, лыжи, сани, дуги. К осени 1941 года много заводов и учреждений эвакуировалось с запада, часть их приехала в город Свердловск. Трест «Свердлтранслес» был переведён в Тугулым, а контора лестрансхоза – в посёлок Луговской. Несмотря на возрастающие трудности лестрансхоз продолжал обеспечивать лесом страну, выполнять спецзадания для фронта. Партия и правительство высоко оценили заслуги работников лестрансхоза за 1943-1945 годы. Коллективу ежегодно присуждалось перехо-дящее Красное знамя Народного Комиссариата путей сообщения. В дальнейшем это знамя было передано лестрансхозу на вечное хранение.

В послевоенные годы лесную промышленность основательно механи-зировали. Предприятие  получило специальные трелевочные тракторы, появились бульдозеры. К 1950 году было механизировано до 80 процентов всех работ. А в 1951 году труженики лестрансхоза получили 11 тракторов «КТ-12», 11 тракторов «С-80», 3 электростанции «ЖЭС-65», 1 электростан-цию «ЖЭС-30», много передвижных электростанций. Наряду с производ-ственной программой в посёлке Луговском и других лесопунктах велось и ведётся оживлённое жилищное строительство.

В 1953 году ЛПХ был передан из непосредственного подчинения железной дороги в состав лесной промышленности и назван лесным хозяйством-леспромхозом.

1967 год был особенным для лесозаготовителей. Коллектив добился значительных успехов. По всем видам производства план был значительно перевыполнен. Из года в год коллектив леспромхоза справляется с возложен-ным на него государственным планом. А многие работники уже выполнили свои пятилетние планы. Это малокомплектные бригады, которыми руководят   А.В. Поляков, Е.Е. Москвин, И.Г. Абрамов, С.У. Степанюк, бригады на рас-кряжевке леса С.И. Рыбалкина и много других бригад.

Продукция Тугулымского леспромхоза пользуется большим спросом у потребителей  внутреннего рынка. Получают древесину предприятия сель-ского хозяйства, шахты, рудники, предприятия бумажной промышленности, железной дороги, строительные организации. Уральский лес покупают и за границей. С маркой Тугулымского леспромхоза лесопродукция отправляя-ется в Англию, Пакистан, Кубу, Финляндию, Польшу. И в свою страну, и за рубеж труженики леспромхоза поставляют лесопродукцию только отлич-ного качества.