Россия / Республика Татарстан / Новошешминский район

Утяшкино

Описание

Недавно я задумался над тем, как и когда появилось мое село. В школе я обратился к учителю истории, посетил школьный музей, встретился с самым пожилым жителем села Майоровым Александром. Я узнал, что точных сведений о дате основания села ТатарскоеУтяшкино нет. Есть лишь легенда, что в начале XVIII века в здешних лесах облюбовал место для поселения лесник по имени Адамча. Вырубая лес на постройки, расчистил участки для пашни. Вскоре напросился к нему в соседи крепостной беглый крестьянин Утяш. Сам Адамча был к тому времени уже стар и с радостью принял работника ко двору. После смерти лесника главой семейства стал Утяш. Правда, соблюдая традицию, род Адамчи назвал свое поселение в честь предка, а потомки крестьянина образовали Утяшкино. Так были образованы два поселения под названием Адамча и Утяшкино. Земля, отвоеванная у леса, была недостаточно плодородной, так что помещики на эти места не покушались. Поэтому в Адамче и Утяшкино крепостных не было, жили только государственные крестьяне.

К середине XIX века царские чиновники добрались и до этих мест. Началось насильственное крещение татар, а на самые лучшие земли по царскому указу поселили пришлых. Коренному населению оставили лишь восточную часть пашни - самую неурожайную. И это можно было бы терпеть, если бы не огромная государственная подать, которую назначили сельчанам. На пропитание оставались лишь овощи. Потому не испытавшие крепостного гнета местные крестьяне с симпатией отнеслись к революционным идеям. Пропагандировать марксизм в Утяшкино начал учитель Фока Ильин. Вместе с Евдокимом Лукиным и Федором Лазаревым он расклеивал листовки с призывами к борьбе с самодержавием, образовал большевистскуюпартячейку. Сельчанин Халил Саттаров был участником восстания в 1905 году на Ижевском металлургическом заводе. Когда после Февральской революции в 1917 году Саттаров вернулся с фронта в Утяшкино, его как самого идейного, избрали депутатом на уездный съезд советов в Чистополе.

Захватившие село в 1919 году белые при поддержке местных зажиточных крестьян, которые за несколько месяцев прод-разверстки уже затаили злобу на советских активистов, начали расправу. Первыми арестовали братьев Шишкиных - Андрея и Максима, которые активно устанавливали в селе власть Советов. Уцелел тогда третий брат Илья Петрович, который был комиссаром отряда чекистов в Питере. Позднее он вернулся в село и в годы Великой Отечественной войны возглавлял местный сельсовет. А Леонид Шишкин в 30-е годы стал председателем колхоза "Татарстан".

Большой род Шишкиных хорошо известен не только в Утяшкино. В судьбе этой семьи отразилась история всего советского периода. Особенно заметный след оставила Великая Отечественная. Все Шишкины призывного возраста ушли на фронт, многие не вернулись, пали на полях войны. Умер во вражеском плену Михаил. Попал в тиски НКВД вырвавшийся из окружения немецких войск Геннадий Александрович. Нелегко пришлось и уцелевшему в немецких лагерях Ивану из Пещерки. Лишь 15 ноября 2002 года военная прокуратура Приволжско-Уральского военного округа реабилитировала Шишкина Андрея Ивановича. В 1942 году он попал в плен, но бежал в мае 1943 года. Его сразу арестовали, дали десять лет лагерей.

В послевоенные годы Шишкины оставались у всех на виду. Николай Иванович стал одним из передовых механизаторов не только в родном колхозе, но и в районе. По следам отца пошел Сергей Николаевич: хотя работал завхозом школы, в горячие дни страды часто садился за штурвал комбайна. А младшая сестра Марина стала ветеринаром.

Многие подворья Утяшкино не уцелели в пожарах 1921 и 1928 годов. Село выгорело так, что многим пришлось перебраться на новые места. Возникли новые поселения - Пещерка в семи километрах к северу от села, Киерлы - в четырех километрах на северо-восток и Бакташ - четыре километра восточнее.

Отгремели последние залпы Гражданской войны, началась мирная жизнь. Жители Утяшкина получили в свое распоряжение землю. Только почувствовали себя хозяевами, как грянула коллективизация. Первый колхоз образовали 10 хозяйств села Русское Утяшкино в 1930 году. Назвали его по-боевому - "Красный броневик". Одновременно началась коллективизация и вТатарском Утяшкине. Активисты уговорили объединиться 12 хозяйств, дав колхозу имя Карла Маркса.

Зажиточные крестьяне сразу поняли, что перераспределение нажитого добра будет не в их пользу. ХисамиИсхаков, Хаматгали Камалов и Тазетдин Шарапов осмелились воспрепятствовать объединению, за что, попав в разряд кулаков, и поплатились.

Чтобы привлечь сельчан в колхозы, в соседнем селе Зирекле в 1934 году открыли машинно-тракторную станцию. В 1935 году колхоз имени Карла Маркса стал передовым в районе. Колхозник Имам Гимадиевстав делегатом II съезда ударников в 1935 году побывал в Москве, где познакомился с самим Михаилом Калининым и даже получал от него впоследствии письма. В честь этого сельчане решили переименовать хозяйство в колхоз имени Калинина. С этим именем утяшкинцы проработали до эпохи перестройки, когда начали ликвидировать не только малоперспективные села, но и сами колхозы. К началу XXI века дожила только половина утяшкинских сел. Об Адамче, Кыерлы и Пещерке остались лишь воспоминания.

Но все это произойдет позже, а до этого на долю утяшкинцев выпадет, как и всему советскому народу, немало испытаний.

Уроженца Утяшкино,  Габдуллу Валеева, перед войной занесла судьба в Пермский край. Юный комсомолец занимал ответственный пост помощника механика на изыскательском судне. В 1941 году уже был командиром орудийного расчета в Хабаровске. Боевое крещение и медаль "За боевые заслуги" получил под Москвой, в районе города Истра. Довелось молодому артиллеристу служить в рядах гвардейской дивизии под командованием генерала армии Белобородова. Отстоял Москву, оборонял Сталинград и Харьков, вместе с товарищами по расчету тащил на себе орудие по болотам Смоленщины. Тут же, на передовой, за меткую стрельбу из гаубицы получил орден Славы III степени.

Примером служил боевым товарищам командир орудийного расчета коммунист Габдулла Валеев. В Литве его расчет подбил три немецких танка. Там же он получил свой орден Славы II степени.

В родное село ГабдуллаМиннеханович вернулся уже в мае 1946 года. Он принял активное участие в укреплении колхоза, занимал высокие посты. Его сыновья с честью продолжают традиции семьи. Один - водитель, второй - сварщик, третий - нефтяник. Есть и те, кто остался жить рядом с родителями, работать на родной земле. Внуки и правнуки героя-фронтовика тоже часто посещают родные места.

Всего в годы Великой Отечественной ушли на фронт 280 утяшкинцев, 155 из них погибли или пропали без вести.

От большой семьи сел, основанных Адамчой и Утяшем, сегодня остались только село Татарское Утяшкино, да Бакташ. Если в первом еще кипит жизнь (из 670 жителей - половина еще трудоспособна), то второе тает прямо на глазах: из 50 сельчан 40 - пенсионеры. В родных местах остаются только старики. А между тем условия для жизни здесь вполне благоприятные. Есть в селе своя ферма, недавно газифицировали дома. Особая гордость бакташенцев - родник на пригорке, от которого по трубам к каждому двору течет чистейшая вода.

Источник : Борисов Альберт Геннадьевич