Россия / Республика Татарстан / Чистопольский район

Муслюмкино

Описание

Использована работа Файзуллиной Гульшат Ильдаровны

История села Муслюмкино


История села Муслюмкино  начинается с древних времен. В начале 20 века особенностем мест, где мы живём было  переселение с уже основанных  деревень и основание других сел.  В  1713 году  в местах, где начиналась река Талкыш,  в главенстве  мурзы Кирееева  Муслима  Муратовича (из деревни Шентала)  и Муртазы  Ишкина  35 «служилым татарам» из деревни Хәерле  по дороге к Зурею  выделяются земли.  Муслим мурза был младшим сыном знаменитого  Мурата мурзы Киреева, считается основателем села Муслюмкино. Уже в 1687 году земли вдоль реки Талкыш  были даны его родным братьям. Эти  информации  позволяют утверждать, что Муслим мурза не только основал село, но и организовал переселение татар из деревни Хәерле.

1

Места здешние облюбованы человеком с древности. Об этом говорят древнейшие надгробные камни, обнаруженные некогда на заброшенном кладбище. Надписи, вырезанные на этих памятниках, расшифрованы. Захоронения датируются  веком.

Есть и совсем интересная легенда о неких “золотых  воротах” , стоявших некогда недалеко от Муслюмкино, на пути в Великие Булгары. Местные бабушки, наслушавшиеся прабабушек, утверждают, что много веков назад это была святыня. Что ломались из - за нее мечи и копья, лилась потоками кровь, пока не посчастливилось какому - то из иноплеменных вождей похитить эти ворота... 

Но вернемся к истории “запротоколированной”. По данным 1716 – 1717 годов, в селе Муслюмкино числится 20 домов, проживает 163 человека.  В эти года в  деревне Татарская Багана жили 26, в  деревне Бахта 20, в селе Чистое поле (Чистополь) 378 человек. В деревне живут Киреев Муслим Муратович (1685), княз Богданов Алей Ибрахимович (1685), княз Чиряков Уразмет Урметович (1685), Кайбечёв Батей Борисович (1685).

Мечети в жизни деревень играют важную роль, а в Муслюмкино она строится в 1715 году.

В 19 веке в селе Муслюмкино работают две большие мечети. Они были построены в 1893 году, вместо мечетей (построены в 1870 и 1870 годах) ,загоревших  1891ом. В начале 20 века в одной , где имамом был Мухомадша Мухамметрахимов,  насчитывалось 1460 (710 мужчин и 750 женщин) прихожан, а в другой имам Габдервали Нигматуллин  наставлял  азам Корана еще 1220 (630 мужчин и 590 женщин) человек. Там же имам - хатыбами были  Нурулла Ягудин и Мухамматхасан Нуруллин. В медресе перед мечетью дети ходили на уроки, учили и читали  Коран.

Сразу после революции представители комитета бедноты, возглавляемые  Хасаном Зиганшиным и Лотфуллой Хайруллиным, разобрали минареты с мечетей. В одной из них вскоре разместился детский сад, а в другой – школьные интернат и  мастерская.

Бездомными остались не только муллы, но и главный местный бай – Ахметвали.  О нем до сих пор хранится в селе светлая память. Возле своего огромного каменного особняка, изъятого советсткой властью в лице председателя первой партийной ячейки в лице Муртазы Хакимова, добрый бай раньше регулярно раздавал подарки бедноте. Может быть поэтому, выгнав Ахметвали из деревни, народ тем не менее вскоре в его честь симпатичное озеро. Местные юные следопыты до сих пор не перестают искать в окрестностях деревни клад, будто бы зарытый Ахметвали. Клада не нашли, зато наткнулись на кладбище, где были похоронены колчаковцы, погибшие в боях с красными.

Муслюмкино долгие годы служит центром волости, это является одним фактом потверждения того, что Муслюмкино считалось большим селом. В конце  века число хозяйств достигает до 386,  четверо  зажиточных хозяев пользовались механизированными орудиями труда – косилками и сеялками. У Ахметвали  бая работает конная жнейка, молотилка и сеялка. Жители села занимаются земледелием и животноводством.    

Возникновение первого колхоза  

   Первый колхоз в Муслюмкино – «Ударник» - образовался на базе кооперативов и товариществ в 1930 году. Председателем его стал Гарифулла Ярмышев. Вокруг сёл были организованы многочисленные посёлки со своим колхозом каждый.   Так вокруг Муслюмкино к 1964 году появились селения с оригинальными названиями  -Урал, Радио и Устье. Что касается Радио, то именно тогда громковещающие  «тарелки» начали появляться на столбах в крупных и мелких деревнях, что и было зафиксировано на карте. На счёт же Урала говорят всякое, но право на жизнь несомненно имеет следующая версия: как раз в то время в родные места стали прибывать группы здешних уроженцев, задействованных прежде на многочисленных стройках народного хозяйства. Их вытесняли оттуда по колхозам, заменяя более дешёвой «репрессированной» раб силой. Многие возвращались как раз с Урала, как, в частности, Хисбулла Абдуллин, забивший первый колышек на месте будущего посёлка. Переселение народа в посёлок Урал заканчивается в 1929 году, появляется 75 дворов.  

Поселок Устье устраивается в 5-6 км от Муслюмкино в северном направлении. Имя поселка взята от слова «устье» (по татарски-«елга тамагы»). Сегодня поселка Устье нет.

      В 1930 году начинается организация коллективных хозяйств, но для них не хватало благоприятных условии. Даже не было ни одного хлева для лошадей, требуется исполнение многих дел. В1932-33 годах стартуют строительные работы. Бригадой строительства руководит Яруллин Вагыйз Яруллович. Сперва строится конюшня, потом копают колодцы для двух бригад, строится пожарная  ……(янгын каланчасы). В 1935 году покупают ветряную мельницу. В этих же годах в поселке появляется начальная школа, в больших селах строится дом культуры. Первый председатель Сафин Шакир Сафич был образованным и требовательным человеком. До 1950 года хозяйство ведет самостоятельную деятельность, после укрупнения колхозов хозяйство присоединяется к колхозу «Ударник».

После засухи в 1936 году народ начинает голодать. Весной в деревне Урал из Астраханской области со своей семьей переезжает человек по имени Калимулла. Он был опытным овощеводом. На реке возводили пруд, через каналы орошали овощные культуры. Колхозники выращивают капусту, огурцы, помидор, морковь, дыню.

Юго-восточнее с.Урал располагается поселок «Радио». Такое имя дается после того как в поселок проводят радио. Позднее при укрупнении сел поселок присоединяется Муслюмкино. Сегодня место деревни не сохранено, а кладбище есть. Поселок находился в очень живописном месте. Часть поселка стыкуется с лесом. Люди здесь были очень трудолюбивы. Соседство поселка с лесом дает очень много преимуществ. Люди собирают ягоды, грибы. В Радио и Урал в глубине 3-4 метров находится источник пресной воды, а в Муслюмкино такой воды нет. Пресная вода находиться глубже.

К слову сказать, все три посёлка под Муслюмкиным были основаны в местах живописных, и когда колхозы стали объединять, люди не хотели покидать уже обжитые места…Из посёлков ныне остался один Урал, да и там из восьмидесяти подворий уцелели нынче единицы.

Возникновение улиц

До революции в деревне было много богатых людей. Кашаф бай, Нотфулла бай, Шарап бай – они все расположились в одной улице , улице Магазинная. В одно время эта улица называется Алып. Улицы, где находятся школа и мечеть, соответственно называются Школьная и улица Мечети. После присоединения поселка Радио, люди поселка получают разрешение обосноваться все вместе на одной улице   Радио. Часть деревни находиться отдельно и эта часть называется Атау. А улица, где многие года собирается стадо, называется улица Стада. Улица по дороге в родник называется Родниковая улица.

Деревня делиться на 3 части – Югары, Атау, Асан. Имя Асана названа в честь человека по имени Хасан, который жил на самом краю деревни.

На картах совета местного самоуправления всего 8 улиц: Первомайская, Центральная, Пионерская, Комсомольская, Октябрьская, Школьная, Озерная, Полевая.

Исторические памятники 

Между деревнями Муслюмкино и Татарским Толкишом есть место под названием «Таш билге». Здесь находиться большой камень, который на половину входить в землю. На камне есть знаки, которые не понятны и не знакомы нам. Есть разные мнения: одни говорят, что здесь похоронен святой человек, другие говорят, что камень от самого Господа. Поле рядом с этим камнем называют полем джинов. В ночную смену трактористы побаиваются там пахать, потому что говорят, что здесь заблуждаются люди, а в начале века на этом место лошади очень быстро уставали. Такое чаще всего наблюдалось в сумерках. Говорят, «если этот камень полностью войдет в землю, начнется конец света» (Насыров Сагит, 75 лет)

«Когда мы были маленькими, на левой стороне реки Кареш находился кладбище святых, а на правой стороне кладбище Муртатов (вероотступников)» - , рассказывает Нурфигаль апа Шакирова (80 лет). Есть такое объяснение: в кладбище святых были похоронены дэрвиши, путники и религиозные люди. А о кладбище Муртатов народ рассказывает следующее: во времена Ивана Грозного после начала крещения, из Муслюмкино в деревню Бахта переселяются крещеные татары, но раньше они были мусульманами. Люди, которые крестились не хотели переезжать и оставались в селе Муслюмкино. Таких людей хоронили в отдельном кладбище и он назывался кладбищем Муртатов.

Около реки Камышлык есть еще одно святое место. Во время гражданской войны, здесь были расстреляны 3 муллы из деревни Майна Алексеевского района. С тех времен жители села с уважение ухаживают за этим местом. Недавно в нашу деревню переселился внук одного из них.

Вокруг деревни Муслюмкино почти нет естественных пастбищ. Люди косят сено из оврагов и болотистых речных равнин. Основным местом приготовления сена является – луг Даулатша. После Столыпинской реформы богатые люди закупают хорошие, плодородные земли и строят отары вне деревни. На окраине леса находиться отар Ахматвали, а отар Даулатша находится внутри леса.

На этой стороне находится Казенный лес. Казенный значит лес казны, правительственный. Оттуда не разрешалось даже собирать цветы. За ломание веточки людей пугали  страшными наказаниями. Здесь преобладает дуб. Из самых толстых дубов во время Великой Отечественной войны делали улак.  Не далеко от казенного леса находится поляна Мулла. Это было местом приготовления  сена муллы.

Основные события в истории деревни Муслюмкино

1917 год, 9 ноябрь – В Муслюмкино устанавливается власть советов.

1918 год, июнь –в составе 12 человек организуется комитет бедноты.

1918 год, август – деревню берут белые, в сентябре освобождается от белых.

1918 конец года – выбирается сельский совет 

1921 год – открывается начальная школа из 70 учеников.

1921 год – Председатель сельского совета Лотфулла Сафиуллин встречается с М.И.Калининым.

1924 год – Организуется «Товарищество из 30 хозяйств.

1924 год – организуется сельпо  под руководством Латыйпова Кыяма.

1925 год – организуется пионерская организация.

1927 год – В «Товарищество» Валиуллин Лотфулла привозит первый трактор.

1928 год – строится новое здание начальной школы.

1928 год – открывается отдел связи.

1930 год – организуется колхоз, туда входят первые 12 семей.

1931 год – начальная школа переобразуется в семилетнюю школу.

1932 год – в центре деревни сажают деревья, появляется парк.

1934 год – в деревню Муслюмкино проводят радио.

1938 год – семилетняя школа переобразуется в среднюю школу.

1938 год – организуется МТС.

1942 год – открывается больница на 5-6 мест.

1945 год – Верховный Совет Президиума СССР о присвоении односельчану  К.Ситдикову  звания Героя Советского Союза.

1950 год – 4 колхоза объединяется в колхоз «Ударник»

1958 год – в колхоз «Ударник» присоединяется колхоз имени Кирова

1959 год – колхоз покупает у МТС технику.

Тяжелые вспоминания оставила война…

Для нашего народа Великая Отечественная война стала большим испытанием. Фашисты разрушили 1710 городов и поселков,  сожгли и ограбили больше 70 тысяч деревень и самое важное мы в этой войне потеряли 55 миллионов людей. 

Война ударила по Муслюмкино с той же силой, что и по прочим селам района. 475 человек с сельсовета ушло на ее фронты и менее двухсот возвратились обратно, 274 погибло и пропало безвести. Иными словами, трое из каждых пяти  нашли себе место в братских могилах. 418 награждены орденами и медалями. 29 человек участвовало в обороне Москвы, 33 защищало от захватчиков Сталинград и наконец, 26 воинов-победителей участвовало при взятии Берлина.

В селе  празднуют День победы

 

Но далеко не только своими людьми помогало Муслюмкино фронту. Все оставшиеся у колхозной земли, все – от десяти и до восьмидесяти – трудились во благо прорубающихся на Запад армий. 180 тысяч пудов зерна, сто тысяч пудов картофеля, двенадцать тысяч пудов мяса было отправлено отсюда на формирование солдатских пайков и на «сырье» для полевых кухонь. А ночами колхозницы натруженными на посевных и уборочных руками вязали и шили: тысяча пар шерстяных носков и теплых варежек, восемьдесят шесть шуб отправили на фронты. А еще почти 160 тысяч заработанных  непосильным трудом рублей было собрано и перечислено на счета танкостроительных заводов.

Но есть у села и особенная гордость. Здесь появился на свет, вырос, закончил школу и отсюда ушел воевать Герой Советского Союза Касым Ситдиков.