Россия / Ярославская область / Даниловский район

село Середа

Описание

Село расположено в очень удобном месте: на холме по правому берегу реки Касть, возвышаясь над окружающей местностью. Время возникновения села точно неизвестно, но имеются сведения, что уже в 13 веке здесь существовало поселение. В 1260г. Можайский князь Фёдор Ростиславич из рода Смоленских князей, женившись на княжне Марии - дочери Ярославского князя Всеволода-Василия, получил в правление г. Ярославль, а в кормление несколько сёл с деревнями, в том числе Фёдоровские земли на р. Касть.

Первоначально село называлось Фёдоровское (по храму Фёдора Стратилата, построенного рядом с усадьбой князя), а уже позже появилось название Середа Фёдоровское, которое в дальнейшем стало просто Середой.

Существует две версии происхождения названия села: по одной по средам в селе проходил базар (говорили «идти в среду»), по другой - в названии отражено положение села посередине между городами Костромой и Даниловым, Ярославлем и Любимом.

Село было торговое, богатое, здесь до сих пор сохранились кирпичные двухэтажные купеческие дома и заведения. В центре села Храм Смоленской иконы Божьей Матери, построенный в 18 веке. Храм имеет пятиглавый купол, колокольню. Внутренняя часть храма была расписана фресками на библейские темы, но в советский период здесь был склад, часть фресок были уничтожены и закрашены краской. Вокруг храма полукольцом тянутся подсобные помещения (ряды), в которых в настоящее время расположены магазины. За рядами раньше располагалось кладбище, но в 30-е годы оно было уничтожено и на его месте построено здание магазина и водокачки.

Интересно предание о возникновении местного праздника «Крошихи». Во время польско-литовской интервенции были разграблены и сожжены многие русские сёла. Церковные принадлежности для богослужения от польских грабителей спрятал и, таким образом, сохранил Крошило, житель ближайшего села, а затем вернул их в церковь .В новой церкви состоялась торжественная служба по случаю освобождения от поляков, поп «служил обедню», а потом было народное гуляние жителей окрестных деревень. Это событие жители села стали отмечать ежегодно, на третий день после Святой троицы.

Существует и другая версия происхождения праздника. После ухода поляков и разграбления церкви люди всем миром, по «крохам» собирали церковную утварь.