Россия / Республика Бурятия / Закаменский район

Улус Бургуй

Описание

Использована работа Использована работа Шагдуровой В. В. (Бургуйская СОШ)

«Бургуйское» сельское поселение расположено в северо-восточной части Закаменского района Республики Бурятия. Село находится в 40 км от районного центра г. Закаменска на трассе Улан-Удэ - Закаменск, удаленность от г. Улан-Удэ, столицы Бурятии, составляет 400 км., расстояние от ближайшей железной дороги – 230 км.

На востоке находится «Хуртагинское» сельское поселение , к югу расположено село Хамней, а на севере территория поселения примыкает к хозяйственной территории села Баянгол.

Дата возникновения: по историческим данным село Бургуй образовано в начале 17-го века.

Численность населения: 535 человек

Национальный состав: буряты – 532

русский – 1

украинец – 1

узбек – 1

Глава администрации: Батуев Зорикто Александрович

В селе насчитывается 175 дворов. Население – 535 человек, в т.ч. мужчин – 247, женщин – 288.

На сегодняшний день в Бургуе функционируют общеобразовательная средняя школа, детский сад «Белочка», Дом культуры, фельдшерско – акушерский пункт, 3 магазина, сельско – школьная библиотека, почта, 12 КФХ. Действуют Актив села, Совет старейшин, Женский совет и Совет депутатов.Село Бургуй находится в отрогах Хамар-Дабана на высоте около 1400 м над уровнем моря, рельеф горно-таежный. На севере находится самая высокая точка Байса-Уула. Самая крупная водная артерия река Джида с притоками реки Хамней, Дархинтуйка, Бургуйка, Хасуртинка, что составляет систему горных рек и ручьев бассейна реки Селенга. По Бургую протекает речка Бургуйка, которая впадает в Джиду, протекающую в четырех километрах от села. В трех километрах от Бургуя протекает река Хамней, впадающая в Джиду в местности Мухуна.

Климат местности резко-континентальный с резкими колебаниями суточных и годовых температур. Горный рельеф создает неодинаковые условия обогревания солнечным теплом поверхности земли. Наиболее холодный месяц – январь, средняя температура – 26,4, самый теплый месяц – июль + 18,6. Абсолютный минимум достигает – 55, абсолютный максимум + 35. Вегетационный период длится 125-140 дней, безморозный – 75 дней. Горный рельеф местности определяет также неравномерное распределение атмосферных осадков. Почвы скудные, земледелие относится к рискованным из-за климатических условий.

Окружающие село леса представлены хвойными (лиственница, ель, пихта, кедр сибирский) и лиственничными (береза, осина) деревьями. Из ягод распространены смородина, голубика, бузина, земляника, черемуха, рябина, малина, шиповник, брусника, боярышник, клюква. Природа богата множеством разнообразных цветов и трав, многие виды которых занесены в «Красную книгу», применяются в лечебных целях.

Животный мир нашего края разнообразен. В лесах можно встретить медведя, волка, лису, кабана, косулю, изюбра, таких пернатых как тетерев, глухарь, сова, филин, также различных грызунов.

На склонах Байса-Уула находится единственное в России месторождение лабрадорита. В оврагах склонов гор местным населением добывается красная глина.

Большой интерес представляют священные места со своими уникальными значениями. На территории села находятся целебные источники Шэмшэни булаг, Данзани жалга, Хужарта, Хурета, полезные при разных заболеваниях.

Река Хамней орошает водами Бургуйские земли. 60 раз ветвится река по пути к Джиде. 60 раз раз огибает она скалы, стоящие на ее пути. Само название уходит корнями в века, когда Хамниганы – эвенкийские племена, кочевавшие по берегам реки назвали ее Хамни – что означало «Камни, утесы», а хамниган – человек гор».История происхождения названия улуса «Бургуй» имеет несколько версий.

Первая версия гласит о некоем Хухэн-Хутагта Гэгэне, исследовавшего эти места и сказавшего: «На северо-востоке находится вершина Байса-уула, призванная следить и оберегать жителей этих мест; северо-запад низкий, открытый веселью и благам. Восточная вершина имеет женское начало, обоо, оберегающее детей, материнство и чадородие. По обеим сторонам этой вершины имеются продолговатые горы, похожие на девичьи косы. Падь имеет форму вогнутой ладони, которая не расплескает своего счастья и богатства. На высоких вершинах гнездятся гордые птицы «бургэд» - орлы, и местность пусть называется «Бургэд». Это название позднее ассимилировалось в «Бургэ».

Вторая версия связана с прохождением войск Чингисхана, воины которого охотясь на черную лису в наших местах, сломали луку седла «буургэ» и назвали в сердцах памятное место «Буургэ», которое затем утратило долготу корневого гласного и стало «Бургэ».

Третья версия основана на происхождении «Бургэ» от «Буургэ» - лука седла. На этот раз гипотеза построена на подобии западных гор луке седла. Действительно Бата-Сагаан обоо, которая провожает, встречает и оберегает своих жителей, напоминает очертание седла.

Для культовых мест, называемых уула или унэр и имеющих шаманистское происхождение, характерно сохранение преданий о владыке культовой горы или местности, которого называли «таабай» (дедушка) или «тооби» (бабушка). Например, следующие предания: «В верховьях реки хамней расположены святые горы. На одной из них жил Залан - боо, представитель рода тэртэ, а на другой – Жабартын – тооби. Оба обладали великой божественной силой. У Залан – боо было три сына, у Жабартын –тооби - единственная дочь. Вот решил Залан - боо женить одного из своих сыновей на дочери Жабартын – тооби и сказал ей об этом. Та ответила отказом, объяснив, что не хочет родниться с тем, кто думает, что все в его власти, если он обладает божественной силой. С тех пор между ними началась вражда. Стали они напускать напасти, никто не хотел уступать. Однажды Залан-боо, обратившись в собаку, напал на Жабартын-тооби, прокусил ей ногу и повредил ей глаз. За это она прокляла весь его род и сказала: «У тебя в роду будут хромые и слепые на один глаз». Это проклятье до сих пор над родом Залан –боо».

Род hойhо составляет большинство населения Бургуя . Наши края, являясь северной окраиной монгольского ареала были слабо вовлечены в исторические события тех времен и являлись как бы местом укрытия отклоняющихся от таких волнений. Так, во времена Сайхановских Бочиктохановских междоусобных войн произошло переселение народов, приведшего к заселению наших краев.

Долог и кружен был путь наших предков: Добайкалье – берега Ангары, Прибайкалье – Тунка, Гусиное озеро и наконец Закамна.

Три семейства прибыли в наши края: Минаахай со своими сыновьями Бата, Балахи, Бимбахай, осел в Хуртаге; Алтай с сыновьями Онтон, Октон, Баяа, Гэлэн, Башали расселились по Хамней речке в местности Тарбагатай; Ухин осел в пади Унилга в правом берегу реки Джида.

Переселившись из Хуртаги, они выбрали местом своего жительства живописную местность Улзыто гол, на одном из притоков Хамнея.

Бурэнгут hойhо разделилсь от рода Минаахай, проживающих в Хуртаге . Известно , что людям одного края нельзя заключать браки между собой и когда ветви этого рода достигли седьмого колена, они устроили большой совместный праздник, который имел следующее значение «долоон уе хусэжэ хари болободи», т.е. «достигнув седьмого колена, мы станем чужими, можем быть сватами». Следующеие представители двух ветвей могут заключать между собой браки. Бурэнгут hойhо расселились по долине реки Хамней, в местностях Самсал, Номтогол, Санхир - Азарга.

Своим трудолюбием они достигли материального благополучия. Каждая семья имела по несколько десятков голов скотов косяки табунов. Держали сотни овец и изготавливали из шерсти матрацы и одеяла. Издавна у них сложились торговые отношения с золотодобытчиками верховьев Хасурты и казаками. Многие мужчины в межсезонье подавались на заработки на золотые прииски. Во времена политических репрессий начала 30-ых годов многие семьи были обезглавлены, имущество конфисковано. Многие не вернулись из мест ссылок, некоторые вернувшиеся подвергались повторной высылке в конце 30-ых годов.

По историческим данным Бургуйская община образовалась еще до заключения Буринского договора 1723 года. В Закаменском районе село считается самым старым.

Дореволюционный Бургуй. Нет, это не село, его в то время еще не было. Это просто местность Бургуй, где одинокие пяти-шестистенные деревянные юрты местных жителей были разработаны в значительном отдалении друг от друга по падям и распадкам. Основным занятием населения – 16 семей – родов – скотоводство и охота.

С 1930 года стали образовываться колхозы, артели. По Хасуртай – речке образовались 2 колхоза «Улаан - Туяа» в местности Шэбэртын Добо и «Улан - Одон» в местности Харганай. Первым председателем этих колхозов были Дансарунов Аюр и Дамбаев Дондок – Нима. В 1931 году оба колхоза объединились в один под названием «Улаан Батор», председателем был избран Дансарунов Аюр. В эти же годы по Хамней – речке образовались такие колхозы, как «Улаан - Хамней» в местности Хулзурга, председатель Дондоков Цырен; колхоз «Манай хусэн» в местности Самсал, председатель Ашатуев Гуржап Сынгунович; колхоз «Артюхин» в местности Хойтогол, председатель Жигжитов Дари-Цырен Бадмаевич; колхоз им. Ленина в местности Санхир-Азарга, председатель Галданов Вампил, в Бургуе образовался колхоз им.Сталина, председателем был Дылыков Бадма. В 1934-35 годах все эти колхозы объединились в колхоз им. Ленина с центром в Бургуе. Председателем стал Хандажапов Данзан Салдатович.

Еще раньше, в 1928 году, в Бургуе стали валить лес, чтобы построить школу. Она строилась в течение 3 лет, среди строителей были и местные, и приезжие. Проект был подготовлен местным мастером – строителем Дымбрыном Тугутовым, (он же стал составителем проекта старого Хамнейского моста) впоследствии был сослан в ссылку. В этой школе обучались дети из Усановки, Шабартуя, Унилги, Хамнея, Хасурты. Директором начальной школы много лет проработала Тарбаева Мария Дамдиновна, Заслуженный учитель БурАССР.

Начался активный застрой Бургуя, впоследствии он стал Центральной усадьбой хозяйства. В 1936 году был построен небольшой клуб, в котором впервые было показано кино «Потомок Чингис – Хана». Начали разносить почту, первым почтальоном стал Очиров Бадма-Даша. С 1940 года начали строить контору, детский сад, баню. Вся работа велась вручную, тяговой силой лошади и волов. В 1941 году работы были приостановлены, началась война. ушли на фронт 134 человек. Из них домой, к родным очагам не вернулись 63 односельчанина. В 1949 году колхозы «Улаан Батор» и им. Ленина объединились в колхоз им.Сталина, который в дальнейшем был переименован в колхоз им. Молотова, под председательством Будажапа Соктоевича Соктоева. Возобновилось строительство, которое было прервано войной, и уже в 1955 году в Бургуе насчитывалась 100 дворов. В этом же году от парового локомотива провели электричество, освещались мельница, контора, клуб, школа. В 1959 году от Баянгольской ТЭЦ было проведено электричество в каждый дом.

В конце 50-х годов колхозы Хуртаги, Хамнея и Бургуя объединились и был организован колхоз им. XXII партсъезда с центральной усадьбой в с.Хамней. Управляющими Бургуйского отделения колхоза работали Б.С.Соктоев, П.Т.Соктоев, А.Ц.Батуев и другие. В 1962 году была открыта библиотека. Первый библиотекарь - Тудунова Мария Жимбеевна. Первым фельдшером в Бургуе стала Батуева Дарижап Шагдуровна, которая начала свой трудовой путь с местности Шэбэртын Добо. В 1968 году была построена головная подстанция РЭС.

1973 году колхоз им. XXII партсъезда был преобразован в совхоз «Хамнейский».

С 4 января 1994 года образован Бургуйский сомонный совет. Первым главой был назначен Тудунов Михаил Жимбеевич. С первых дней до 2009 года секретарем работала Батуева Людмила Соктоевна.

С 1999 по 2005 год Бургуйской сомонной администрацией руководил избранный глава Тогмитов Василий Санжиевич.

В 2005 году главой «Бургуйского» сельского поселения избрана Санжеева Лариса Владимировна.

С октября 2008 года главой работает Батуев Зоригто Александрович.

В 1973 году распахнул свои двери новый Дом культуры. Первым директором работала Павлова Екатерина Александровна. С 1976 до 1996 года на этой ответственной должности проработала Бальжитова Галина Лубсановна.

С 1996 года директором ДК работает Ринчинова Галина Цыбиковна.

Традиции.

Сагаалган

Сагаалган – встреча Нового года по лунному календарю. Праздник пришел из глубокой древности, по многим источникам он народного происхождения. Подготовка к Сагаалгану начинается задолго до его наступления. Последний день старого года называется «бутуу удэр».

В первый день наступления нового года у нас в селе каждая улица собирается в одной семье и устраивают празднование. Существует обычай - в этот день нельзя ходить на чужую улицу. Устраиваются остязания «hэер шааха», состязания в пении, исполнении ёхора. Весь месяц считается праздничным, продолжаются хождения в гости, посещения и поздравления родственников и друзей, обмен подарками и приветствиями.

В Доме культуры проходят соревнования по улицам.

Сурхарбаан

Один раз в год в начале лета проводится праздник Сурхарбаан. Устраиваются концерты, различные конкурсы и соревнования, народные гуляния. Главными моментами праздника

являются состязания «Эрын гурбан наадан» - национальная борьба, конные скачки и стрельба из лука.

Обоо тахилган

Ежегодно в теплое время совершаются обряды поклонения и жертвоприношения духам – хозяевам святых мест. На обоо собираются все жители села. Также у многих жителей есть свои родовые обоо. После совершения обряда поклонения, участники обоо устраивают состязания по национальной борьбе, конным скачкам, легкой атлетике, водят ёхор, играют в различные национальные игры