Россия / Курская область / Курский район

с. Эдиссия

Описание

Эдиссия (арм. Եդեսիա, Едесия) — село, образует муниципальное образование «Сельское поселение Село Эдиссия» Курского района Ставропольского края. Население 5766 чел.

На административной карте Ставропольского края селение значится, как Эдиссия. Армянская историография использует название Едессиа или Едессия.

Село основано в 1797 году по указу императора Павла I в защиту армян, оказавших поддержку русским войскам в персидском походе под начальством генерал-поручика П. Зубова. В ходе боевых действий были взяты Дербент, Куба, Гандзак и другие населенные пункты. В этих событиях армяне приняли самое активное участие и своими действиями способствовали успеху русского оружия. Однако после смерти Екатерины II Павел I изменил внешнюю политику России и вызвал русские войска из Закавказья.

Население девяти армянских сел Мушкурской и Дербентской провинций (Хачмас, Гараджалу, Верхний и Малый Барахум, Килявар, Гарагутлу, Азатогла, Нугды и Мулахалил) ставило вопрос о переселении их в российские пределы. Уход русских войск, которым армянское население оказывало активную помощь, грозил их физическому существованию. Развернулась долгая переписка между армянским архиепи скопом Иосифом Аргутинским и русским командованием по вопросу о судьбе армян указанных провинций. В одном из своих писем И. В. Гудовичу, командующему на Кавказе, Иосиф Аргутинский 10 марта 1797 года писал: "По прибытии в Дербент российского войска, в городе и лежащих при оном девяти селах и деревнях издавна обитающие армяне, образовавшись и лаская себя вечным благополучием пользоваться спокойствием под державою Российской Империи, во всех случаях, оказывая услуги, обнаружили свою преданное?;, и навлекли на себя злобу и подозрение всех начальников к вообще персиян. Ныне лишаясь надежды в удержании оных мест под благословленною державою его императорского величества и будучи угрожаемы от всех персиян, что де по выходе из Дербента российского войска, значащих начальников из армян предадут смерти, а прочих, принуждением лишат христианского закона, употреблят в рабство и в продажу иноверцам, яко пленников. Означенные все оные несчастные армяне, состоящие близ пяти сот семей, до четырех тысяч обоего пола христианских душ, с нарочно присланным поверенным прислали ко мне на имя его императорского величества прошение, в коем со слезами просят о избавлении оных от ига персидского и предстоящей всем гибели, дабы высочайше повелено было начальникам российского войска, собрав всех оных несчастных, под прикрытием отправить в благополучную Российскую империю".

Там же Аргутинский отмечал, что армяне "на перевоз свой не требуют из казны никакой суммы денег или издержек, только для тягостей их движимого имущества дать им из казны три или четыре транспортных судна". Наконец, 1 мая 1797 года последовал Указ Павла I И. В. Гудовичу о разрешении дербентским армянам переселиться в Россию. "Внимая прошению армян, - говорилось в Указе, - в Дербенте и других окрестных местах находящихся, препоручаем вашему старанию и добрым распоряжениям, чтобы те, которые при настоящем выходе войск наших из тамошняго края пожелают переселиться в Астрахань или Кизляр, могли безопасно таковое переселение произвести в действо и по прибытии их избрать род жизни, им свойственный, получая земли для них потребныя"

Начало села Едессия положила жалованная грамота императора Павла I от 28 октября 1799 года, которую будущие едессийцы встретили, по всей видимости, в районе реки Кумы (где был построен город Святой Крест) и в районе бывшего Кизлярского округа.

В преамбуле ее записано: "Снисходя на просьбы, от армян дербентских и маскурских нам представленныя и всех, под державою покровительства нашего во Всероссийской империи обитающих армянских обществ, со времен их поселения отличавшихся отменным трудолюбием, тщательным домостроительством, благонравием и примерным своим поведением; и потому, желая новыми доводами нашего к ним внимания, утвердить сии на прочном основании, всемилостивейше благоволили мы сею императорскую нашею жалованною грамотою, по различию нужд их, и каковыми они наравне с нашими верноподданными от нас и предков наших издревле наслаждаются, но и для возбуждения в них вящей ревности к трудолюбию и продолжению начатых ими полезных заведений, и для внушения охоты к подражанию и в прочих иностранных поселенцах, даровать сим армянским обществам разныя выгоды и преимущества, благо их устроящие".

В грамоте восемь пунктов. Население наделялось землей, по 30 десятин на каждого, разрешалась свободная торговля, строительство фабрик, строительство церквей, монастырей, отправление религиозных обрядов и т. д.

По прошествии пяти лет появления на свет укаванной грамоты на территории теперешней Едессии появились первые поселения. Сначала это были Азмань и Манучаров. Вскоре переселенцам приглянулось место на высоком левом берегу Куры, известное по тем временам как Касаева Яма. Это было лесное урочище, принадлежавшее семейству отставного майора Ростованова. Заручившись царской грамотой, разумеется, не без выгоды, последний уступил эту часть надела. Село так и стало называться - Касаева Яма. Впрочем, в обзоре Ставропольской губернии за 1819 год село именуется Дербентской слободой, очевидно, потому, что многие переселенцы были выходцами из Дербента и окрестных сел.

Свое настоящее имя село смогло получить только в середине ХIХ века. Местные жители неоднократно добивались переименования поселения. Они выбрали название - Едессия. И только после создания армянского суда и хозяйственного правления через Моздокский казачий отдел в адрес высочайших учреждений 8 декабря 1850 года поступила просьба поверенного от армян села Касаева Яма Асатура Кулюбекова о переименовании села. В прошении говорилось: "Высочайшей грамоте, дарованной в 1849 году нашему обществу иметь и управлять своим судом, ныне, в ознаменование этого счастливого для нас преобразования, общество желает селение Касаева Яма назвать местечком Эдессия - в память древнего столичного города Эдессы, где царствовал некогда мудрый армянский царь Авгарь".

Правление гражданской части Ставропольской губернии приняло ходатайство поверенного общества к рассмотрению, и 31 января 1852 года губернская газета "Ведомости" сообщила о факте переименования села Касаева Яма в Едессию.

Были и другие проблемы. В их числе - земельная. Волокита с выделением земли, разные тяжбы с местными .властями и поступавшие в связи с этим жалобы едессийцев не раз вынуждали царское правительство вставать на их защиту. В фондах Северо-Осетинского государственного архива находится Указ Его Императорского Величества за № 425 от 15 марта 1850 года. В нем говорится: "Высочайше повелеваю: армянскому суду Касаева Яма Кизлярского уезда Ставропольской губернии оказать следующие облегчения: 1. Все податные и рекрутские недоимки с них сложить и впредь не взыскивать. 2. С армян, кои поселились до воспоследования грамоты 1799 года, вместо теперешней подушной подати взыскивать в течение 20 лет ту подворную подать в казну, которую платят армяне городов Карасу-Базара, Старого Крыма, Кизляра, Святого Креста и Нахичевана на основании мнения Государственного Совета от 25 ноября 1840 года, высочайшего Указа от 2 сентября 1846 года и высочайшего повеления последовавшего 14 июля 1849 года. 3. Дозволить армянам села Касаева Яма составить из себя особое общество и иметь свой особый суд".

Особенно важным для едессийцев был последний пункт. Они считали, что лучше всего их имущественные интересы защитит свой армянский суд. 17 декабря 1850 года Пятигорское земельное правление во исполнение Указа направило в селение исправника, который должен был объявить состав армянского суда и привести избранных лиц к присяг).

На церемонию присяги членов армянского суда были приглашены все знатные едессийцы и духовенство. После благочестивой литургии все приглашенные собрались в отведенном для суда доме. Здесь привели к присяге членов суда и назначили секретаря. Церемонию возглавил священник из станицы Курской. А на следующий день, 18 декабря 1850 года доверенные села Вартан Хачатуров, Оган Миранов, Торос Артемов, Апет Мкртычев, Степан Муратханов, Артем Асланов - всего 60 человек - подписали соглашение о строгом соблюдении положения об армянском суде и уплате всех податных сборов.

Армянский суд имел специальные книги-регистры: настольный, докладной для засвидетельствования контрактов и для засвидетельствования векселей.

В одном документе Терского областного правления от 7 июля 1871 года генерал-адъютант Михаил Тариелович Лорис-Меликов при своем обозрении области обратил внимание на то, что в Едессии действует особый армянский суд и просит Ставропольское губернское правление дать разъяснение, как до этого управлялось село. Вскоре последовал запрос начальнику Георгиевского окружного правления полковнику Полякову. Последний пояснил, что едессийское хозяйственное управление состоит из 5 человек: судьи (он же старшина и председатель армянского суда), двух заместителей (члены суда), секретаря, писаря. Важно отметить, что первые трое никакого содержания от казны не имели, секретарь получал от общества 200 руб., писарь - 100 руб. в год.

В указанное время произошло административное переподчинение Едессии. В исходящем документе Главного управления наместника Кавказского от 14 марта 1871 года за № 2168, направленном начальнику Терской области, говорится: "Управляющий делами Кавказского комитета при отношении от 14 февраля за № 157 препроводил к Великому Князю наместнику Кавказскому: а) список с высочайшего повеления, состоявшегося 9 февраля (1871 года) об исполнении последовавшего в Государственном Совете мнения о присоединении к Терской области местечка Едессии с двумя хуторами: Канавою и Ростовановскою и б) список созданных городских полицейских управ в Моздоке и Кизляре".

Следствием этого стала резолюция Ставропольского губернского правления о согласии присоединить Едессию с отмеченными хуторами к Терской области. Документ датирован 7 апреля 1871 года. С этого времени село вошло в административное подчинение Терской области.

Едессийцы тяжким бременем ощутили на своих плечах медоточивые заверения императора Павла I. Через пятьдесят лет правительство забыло о дарованных армянам льготах, хотя в царской грамоте стояла многозначительная приписка: "Отныне и навсегда". В архивах встречаются документы, в которых жители жалуются о невыполнении местными властями пожалованных свобод. Так, например, в обращении учителя села И. О. Антонова к наместнику Кавказа графу Воронцову содержится просьба снизить подати и повинности, оградив жителей от набегов горцев, упразднить рекрутскую повинность.

Еще раньше, в октябре 1878 года, прекратил свое существование общественный армянский суд. По ходатайству начальника Терской области перед Кавказским наместником суд был упразднен и заменен хозяйственным правлением. Кстати, первый годовой бюджет правления измерялся 500 рублями. На жалование выделялось 300, на наем квартир - 145 и канцелярские расходы - 55 рублей.

Перед первой мировой войной Едессия представляла собой следующую картину. В селении имелось 715 дворов с населением 4146 душ (мужчин - 2024, женщин - 2121). Земельный надел составлял 14970 десятин, в том числе 113 десятин леса. Сельскими делами ведало хозяйственное правление. Основным духовным и культурным центром Едессии являлась церковь Успения Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин), построенная в 1830 году. При ней имелось армянское приходское училище. Торговлю вели 5 мануфактур, 14 бакалейных, казенная и частная винные лавки и две пивные. Имелись три мукомольные мельницы, столовая, склад земледельческих машин. Оживленно работало кредитное товарищество.

Село Едессия примечательно богатой историей и традициями народа. Уже одно это впечатляет и вызывает интерес: какую силу духа надо иметь, чтобы в условиях жесткой ассимиляции сохранить веру! Это заставляет меня с большим уважением относиться к народу-страдальцу и народу-творцу, каким я знаю много лет армян села Едессия. Быть может, не все бесспорно в моих очерках. Воссоздавая историю Едессии, я опирался преимущественно на документы главным образом из фондов Северо-Осетинского государственного архива.

Речь идет о восстановлении деятельности армянского суда. Последний был упразднен во всех армянских колониях в 1840 году. И только протест жителей Святого Креста и других армянских сел (в т. ч. и Едессии), вынудил правительство в 1849 году восстановить армянские суды в Святом Кресте и Едессии.

Известный государственный деятель России, министр внутренних дел, граф, герой русско-турецких войн генерал Лорис-Меликов с 1863 года получил назначение на внов учрежденную должность Начальника Терской области. На этом посту он пробыл около десяти лет

Купольная церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) с колокольней была построена в Едессии в 1830 году. Сложенная из сырцового кирпича, она всегда мокла от дождя и создавала опасность разрушения. Требовалась серьезная реконструкция здания. Для того, чтобы сделать ее прочной и более крепкой, жители решили перестроить ее камнем. Руководил работой приглашенный архитектор Воскресенский

В начале XX века было решено построить новую церковь. С этой просьбой жители и обратились 4 июля 1908 года к Эчмиадзинскому Синоду. Постройку здания из обожженного кирпича поручили архитектору Авшаряну. Но строительство. и отделка внутренних частей откладывались по причине нехватки денежных средств. Организованные жителями сборы пожертвований спасли положение. Собранные 30 тысяч рублей помогли впоследствии завершить начатое. Ставропольский губернский начальник в 19И году утвердил план и смету постройки церкви. А 27-го мая 1911 года наместник на Кавказе дал согласие на ее сооружение (Там же). Для успешного осуществления работ выбирались попечители, бухгалтер и кассир. В 1914 году церковь, наконец, была построена.

В течение нескольких лет едессийцев занимал вопрос открытия национальной школы. Дело в том, что местные армяне были отрезаны от родной среды и не могли писать и читать по-армянски. Единственным выходом было национальное воспитание детей.

… 10 января 1865 года в Едессии открывается одноклассная мужская церковно-приходская школа. Она расположилась в притворе церкви и содержалась за счет церкви, средств от продажи книг и денежных пожертвований жителей. В 1886 году учителем школы был священник Карапет Власян, внесший весомый вклад в дело просвещения жителей села. В школе преподавали закон божий, армянский и русский языки, арифметику, чистописание и пение.

В 1884 году едессийцам удалось построить специальное здание для школы. Общее количество учеников в 1891-1892 гг. достигло 83. Вместе учились сын священника, дети купцов и земледельцев . Однако и эта школа не в состоянии была охватить всех желающих учиться. Да и девочки, чье национальное воспитание также было немаловажным, не принимали участия в учебном процессе. В силу этих обстоятельств в 1907 году было построено здание церковно-приходской школы из 2-х комнат, которая, в свою очередь, послужила для открытия 10 сентября 1908 года женской школы. Правда, она смогла принять только 36 девочек из 200. В мужской и женской школах преподавали 4 учителя и 1 учительница.

После 1917 года положение эдиссийцев не только не улучшилось, как обещали большевики, а значительно ухудшилось. В результате гражданской войны хозяйство крупного армянского селения было окончательно подорвано и разорено. Её окончание, казалось бы, создало предпосылки для восстановления хозяйства. Однако новая власть не спешила показать населению свое гуманное лицо. На место старых царских бюрократов пришли новые, советские. В одном из документов оргколлегии Терского окружкома ВКП(б) за 1926 г. говорилось: "С 1920 г. в селе существовала коммунистическая ячейка из 60 - 70 человек, которая занималась исключительно выкачиванием продразверстки. Была организована общественная столовая для коммунистов и служащих, ставшая предметом всяческих слухов и разговоров". Население было терроризировано действиями бывшего предсельсовета Казарова, наводившего наган на "непослушных" граждан и на "контрреволюцию".

Новая экономическая политика вселила в эдиссийцев надежду. Крестьянам было сделано несколько экономических уступок: снижен государственный налог, увеличен период сдачи земли в аренду, сняты различные административные помехи для свободной торговли и др. В 1924 г. в Эдиссии "убрали" старых руководителей и заменили новыми, которые могли бы в более полной мере отразить новую, более справедливую, политику.

В этот период большинство населения Эдиссии (более 3,5 тыс.) состояло из бедняков и батраков. Количество не имеющих рабочего скота хозяйств составляло 51% (400 хозяйств), а имеющих одну голову скота - 23% (181 хозяйство), беспосевные хозяйства составляли 19% (152 хозяйства), имеющих до двух десятин посева насчитывалось 34% (263 хозяйства).

Получило развитие огородничество. Особое воодушевление у эдиссийцев вызвало предоставление их сельскому совету статуса национального (автономного) сельсовета. В отличие от обычного, в национальном сельсовете использовался в качестве официального родной язык, обеспечивалось национальное представительство в органах власти. Создавались благоприятные условия для развития национальной культуры. Интересно отметить, что, помимо армянского, в Степновском районе (в то время Эдиссия входила в этот район) были образованы и другие национальные сельсоветы: четыре немецких (Ольгинский, Энгенгейский, Надежденский, Эбен-тальский) и один украинский (Андреевский).

Конечно же, сразу возникла проблема, на каком языке осуществлять делопроизводство в органах власти сельсовета, вести обучение в школе, где обучалось тогда около 200 мальчиков и девочек. И действительно, положение было не из легких. Наблюдалась большая тяга к армянскому языку, на котором говорили предки. Но им в достаточной степени (как свидетельствуют данные того времени) владело около трети мужчин. Еще хуже эдиссийцы говорили по-русски.

Коллективизация стала для жителей Эдиссии новым испытанием. В ходе нее было организовано три колхоза. Последние принесли в деревню не только жестокие традиции "военного коммунизма", но и новые тракторы. Колхозы должны были дать производительность труда гораздо выше, чем в хозяйствах репрессированных "кулаков". Голод в 1933 году унес из жизни немало эдиссийцев. Голодное колхозники должны были, тем не менее, поставить государству установленную продукцию.

В 1937 г. В селе закрыли церковь, а священника выслали. Ценный архив церкви был уничтожен, имущество безвозвратно утеряно, в храме устроили склады "Заготзерна" и эдиссийского сельпо.

В годы Великой Отечественной войны было призвано в ряды Советской Армии 1070 эдиссийцев, погибло 419 человек - почти 40% мужского населения. Награждено орденами и медалями более 600 человек.

В середине 1950-х годов в условиях объединения коллективных хозяйств произошло эдиссийского колхоза им. Микояна с колхозом им. Сталина станицы Курской. Новая жизнь стремительно ломала "старый уклад", а вместе с ним и оставшиеся воспоминания о своих истоках. Именно в это время прекратили свое существование два соседних селения, населенных армянами: Арарат и Максимовка Степновского района.

Десятки и сотни эдиссийцев стали покидать свой очаг, уезжая на комсомольские стройки. И как ни пытались местные газеты писать о Эдиссии в возвышенном тоне, ее внешний облик далеко не напоминал традиции армянского градостроительства. В новую систему не вписалась церковь, которая не пострадала во время войны. Немцы в ней устроили госпиталь. Затем церковь переделали в клуб. Но в 1962 г. ее решили снести. Из районного центра прислали два трактора С-100 с длинными канатами, чтобы снять с храма купол. Но не у всех суровое время зачеркнуло память и достоинство. У церкви собрался народ: верующие и те, для кого была просто дорога память. Сельчане из семей Вартанян, Клинчанян, Габриелян стояли впереди, своей грудью преградив дорогу трактористам: "Не позволим снять купол! Проехать к церкви сможете только через наши трупы!". Тракторы отступили. В 1965 году принес двоякую новость жители Эдиссии опять становились "самостоятельными", отделившись от Курской, но в то же время они приобрели статус работников совхоза. Теперь эдиссийцы не только фактически, но и юридически становились пролетариями.