Россия / Курская область / Курчатовский район

Дичня

Описание

Использована работа Андрияшиной А. Ю. и Титовой М. Н. (учащиеся МОУ «Дичнянская СОШ»).

Время возникновения села точно не установлено. Это где-то на рубеже XVII-XVIII веков, когда Русь начала осваивать южные степные просторы. Есть несколько версий названия села. Одна из них гласит, что название ему дала небольшая речка, которую называли Дичней, поскольку протекала по границе с диким, безлюдным полем, заросшим буйными степными травами. Ещё одна версия, бытуемая  у старожилов - название происходит от изобилия дичи, водившейся в этих местах.Известно, что к концу IX века село было большим с каменной церковью, с большим количеством зажиточных дворов. В 1892 году крестьяне сел, Успенка и Дичня обратились с просьбой к Льговским земским властям устроить школу или училище для обучения детей. Для этих целей они предлагали использовать церковную сторожку, за свой счет ремонтировать, платить за наем сторожа и содержание учителя. Эта просьба осталась без ответа.  Однако требование времени привели к открытию в селе Успенка начальной церковно – приходской школы  в 1893 году, а чуть позже и Диченской начальной школы. Эти школы просуществовали до 1917 года.  Крестьяне пахали земли, выращивали скот, отправлялись в отхожие промыслы в Сибирь, на Урал. Много было переселенцев и из других мест  - привлекало обилие хлебопашной земли. Долгими зимними вечерами женщины и девушки занимались рукоделием: пряли, вязали, вышивали, ткали холсты беленые да ковры красочные. Мужчины тоже не отставали от баб. Среди селян были знатные купцы, плотники - Холодов Федор, Мяснянкин Г.В., Чуйков А.П. Они делали сани, телеги, прялки, плели лапти.

В дореволюционной России начала XX века села Успенка, Дичня, Тарасово, Затолокино, Мяснянкино протянулись одним большим фронтом вдоль реки Сейм. По свидетельству старожилов река изобиловала рыбой, а во время весеннего разлива заливала усадьбы крестьян.

Коллективизация

Революция 1917 году нарушила привычный уклад селян. Советская власть, пытаясь изменить положение крестьян начала коллективизацию хозяйства. Крестьяне, объединяясь  в колхозы, обобществляли весь свой скот (свиней, коров, лошадей), весь свой инвентарь, а кулаков были отобраны земли, сеялки и плуги.

Самый первый колхоз был организован в 1929 году -  «12 лет октября» в с. Успенка (из близлежащий сел). В 1930 году  были организованы колхозы «8 марта» в Полевой Лукашевке, «Путь к коммунизму» в д. Тарасово, «Красный сокольник» в с. Дичня. В 1930 году в «Красном сокольнике» было всего 16-18 бедняцких хозяйств. Люди с опаской отнеслись к коллективному хозяйству (3) Большую помощь в коллективизации оказали «двадцатипятитысячники» - рабочие, присланные по заданию партии из городов. Так, рабочий Буланов возглавил колхоз «12 лет октября», а  Никитин – «Красный Сокольник».  В 1931 году в результате сплошной коллективизации в колхозе организовали уже 5-ю бригаду: 2 бригады на Леоновке, 2 на Рахмановке и 1 на д. Мезенцево.  Большая часть работ выполнялась на лошадях, техники почти не было, лишь только в колхозе «12 лет октября» был один трактор. А в 1935 году была получена первая автомашина ГАЗАМ (полуторка) за выполнение плана заготовки хлеба колхозом Красный Сокольник» Постепенно благосостояние колхозников повышается. Но в 1933 году случилась сильная засуха  и как следствие неурожай и голод. С тем, чтобы прокормить свою семью многие колхозники уезжают по вербовке в разные концы страны на промышленные предприятия, другие поступают на работу в лесничество, на железную дорогу, на сахарный завод в Пены, на завод РТИ в Рыжково. В довоенные сороковые годы жизнь на селе нормализуется, тихо и размеренно в трудах и заботах протекает жизнь колхозников.

Село в период Великой Отечественной войны

Война стала общей биографией целого поколения детей 40-х годов. Их судьбы поразительно похожи друг на друга. Трудно было взрослым, но еще труднее было детям.

Села Успенского (ныне Дичнянского) сельского совета были оккупированы немецкими войсками в самом начале войны, 3 ноября 1941 года гитлеровцы оккупировали Иванинский (Курчатовский район).

Жестокий режим оккупантов, постоянный страх, голод – выжить в таких условиях было не просто взрослым, не говоря уже за детей. 

Долгожданное освобождение наступило в ночь с 12 на 13 февраля 1943 года. В освобождении сел Дичнянского сельского совета принимали участие воины 121 Рыльско - Киевской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого стрелковой  дивизии, отдельный стрелковый батальон (ОСБ).

В боях за село Дичня погибло 15 бойцов и командиров, и более 30 было ранено. Десятки солдат навсегда остались лежать в Дичнянской земле. Хоронили в братской могиле.   Из 214 солдат, захороненных здесь, известны, к сожалению  только 48. Это те, у кого были солдатские медальоны. Родственники погибших воинов приезжают на братскую могилу поклониться светлой памяти солдат.

Затем воины  стремительно освободили села Тарасово, Успенка, Затолокино, Мяснянкино. Особо ожесточенные бои развернулись в Затолокино.

После освобождения села, многие мужчины ушли воевать на фронт. Воевали селяне храбро и мужественно.

Из сел Дичнянского сельского совета на Великую Отечественную войну 1941-1945г. были призваны 461 человек. Из них в годы войны 204 солдата погибли, 54 вдовы после войны не дождались своих мужей с фронта.

Освободили родные села, но легче не стало, мужчин на фронт позабирали, а женщинам  и ребятишкам досталось восстановление порушенного хозяйства.

Но разразился страшный голод 1947 года, вследствие засухи. Остро нуждающимся оказывалась помощь, но она была мизерной. Так на весь колхоз «Красный Сокольник» 7/03 – 1947 года было выдано ржи 84 киллограма, овса 66 кг., отрубей 100 кг. Распределяли по спискам не только  продовольствие,  но и одежду. Урожаи были очень низкими. Стараниями селян  к 50 годам колхоз восстановился и даже приобрел репутацию одного из самых лучших в районе.  В  1950 году на территории Успенского  (ныне Дичнянского сельского совета) было 5 колхозов, которые объединились в 2 хозяйства «Путь к коммунизму» и «Прогресс».  А в 1959 году на общем собрании колхозников было решено создать одну сельскохозяйственную артель «Прогресс». Одним большим хозяйством колхоз просуществовал до перестройки 1990-х годов.

Коренной перестройке подверглось хозяйство с началом строительства Курской Атомной станции.  Жители сразу нескольких сел (Мяснянкино, Затолокино,  Тарасово, Успенка,  Пыхтино,  Рассолово)  были переселены на территорию Дичнянского сельского совета.

В 70 годах в селе  развернулась масштабная стройка. Всего за несколько лет были построены новые благоустроенные коттеджи,  дом культуры,  детский сад «Колосок», амбулатория, Дом быта, новое правление колхоза,  молочно - товарная ферма, современные мастерские.

В1977 году свои двери распахнула новая современная школа.  Сюда пришли учиться  дети из Тарасовской, Успенской восьмилетних школ и Диченской  начальной школы. Село приобрело современный замечательный вид к концу 80 годов.

Современное состояние села

Сегодня на карте Дичнянского сельского совета значатся села Успенка, Дичня, д. Полевая Лукашевка, Тещин Хутор (хотя на карте он значится как часть Успенки). На территории сельского совета располагаются 2 санатория, православный лагерь «Исток», церковь св. Ольги, церковь св. Петра и Павла (на месте бывшей Дичнянской церкви).

Колхоз «Прогресс» реорганизован и хозяйством заведует ООО «Иволга-Курск».

Современный торговый  комплекс в центре села обеспечивает всем необходимым селян. В этом здании располагается администрация сельского совета, мини – пекарня, почта и комбинат бытового обслуживания.

Дичнянская  средняя школа приняла первых учеников в сентябре 1977 года. Акт об эксплуатации школы был подписан в январе 1978г. Реконструкция здания проведена в 2008 году.

Молочно – товарная ферма в 80 – годы была передовой в районе. Сегодня хоть и потеряла свои позиции, но это стабильно работающее предприятие под руководством «Иволга – Курск».

Юным футболистам есть, где тренироваться – большое футбольное поле в центре села. Мальчишки  с удовольствием занимаются здесь после уроков под руководством Шурупова Владимира Николаевича.

Быт и культура селян

Пограничное положение нашего района с Украиной наложило свой отпечаток на самобытность культуры села. Это, прежде всего, сказалось на местной вышивке костюмов, рушников, занавесок, не местных говорах, традициях и т. Замечательные узоры местных умниц до сих пор радуют глаз.

 i1

Еще одна гордость Курской земли - это замечательные тканые ковры. Ручное ковроткачество имеет древние корни. Применение ковров было весьма разнообразным; ковры вешали на стены для утепления жилищ, стлали на пол для тех же целей, в качестве накидки покрывали лавки. Коврами украшали храмы .

В Дичне на коврах благославляли молодых, вешали их во время свадьбы за женихом и невестой, украшали коврами свадебный кортеж и похоронную процессию.

Сейчас практически тканый промысел угас, лишь единицы мастериц - старожилов изредка  берутся за кропотливую работу.

В коврах прослеживается чисто курские мотивы - на черном фоне (символ чернозема) красные большие цветы (символ плодородия). Вместе с тем интересны «кыляные» ковры. На рамку натягивается материал и специальной иголкой накалывается рисунок нитью. В них сочетание русских и украинских мотивов.

i2

Всегда славилось село своими мастерицами-кулинарками. Знатные пироги да сладости умеют готовить в каждом доме села Дичня.