Россия / Республика Удмуртия / Алнашский район

Гарга

Описание

Использована работа Томышева Д.А. (учащийся МОУ Дополнительного Образования Детей «Центр детского творчества», эколого-краеведческое общество «Живой родник»)

История заселения Гаргинской долины

i1Долина реки Гарги находится в одной из красивейших уголков Восточного Прибайкалья. Река Гарга – крупный приток многоводного Баргузина, давшая название обширной территории, состоящей из группы смежных улусов – Угнасай, Мухолто, Арзгун, Тунген, Хатай, Усть-Гарга, Сахули, Могойто и некоторые другие мало населенные участки. Село Арзгун является центром Гаргинской долины, который расположен у отрогов Икатского хребта.

В настоящее время долину Гарги населяют в основном буряты эхиритского происхождения, перекочевавшие сюда в конце 18 века из Предбайкалья. В 40-х годах текущего столетия в Гаргу переселилось несколько семей из далекой Татарии. Они здесь нашли вторую родину. Местные буряты и татары быстро подружились и породнились.

Первые бурятские поселенцы могли появиться у берегов реки Гарги не раньше 1780-х годов, т.е., только после снесения «Длинной городьбы». Это могли быть Саган Актеев, Дальба Муманов из рода hэнгэлдэр, галзуты Байда Маhаев и Илаатаг Ярбаев, так как основную массу населения улусов Гарга, Тунген и Арзгун ныне составляют потомки этих людей. Мухолто и Угнасай заселены были переселенцами из Ольхонского ведомства двумя большими группами в 1837 и 1850 –х годах (Ц.З. Доржиев «Гарга мой отчий край»). Это буряты из шоноевского рода Хукшин и Буян Бадахаевы и их родственники и из галзутов Адушка Боронсогоев и Мунохой Анхаев также со своими многочисленными родственниками.

Наши прадеды, переселившись с Ольхонской стороны Байкала в Баргузин, долгое время претерпевали всяческие притеснения со стороны эвенков, которые претендовали на исконное право монопольного владения всей территорией бассейна Баргузина. Они заставляли бурят, чтобы они указанные им места загородили высокими косяками под названием «Ута хурэй» («Длинная городьба»). Между тем Баргузинская долина в те времена представляла мало населенный край: баргузинские эвенки были малочисленны, вели они примитивное хозяйство, значительную долю в их хозяйственной деятельности занимала охота.

Бурятское население быстро увеличилось, все явственнее ощущалась нехватка земли, обнесенная длинной городьбой, а эвенки при явном попустительстве русской администрации Баргузина беззаконно терроризировали бурятских переселенцев, не давая им житья.

Возникла идея переселения в Монголию, но прежде попытаться обратиться к высоким властям с ходатайством об избавлении их от правового беспредела. Непросто было в те времена выбрать в качестве ходока человека, способного на приёме у высокопоставленного начальника действовать уверенно, умело и тонко. Такой человек нашелся – это был гаргинский галзут Байда, внук Маншуны. Он выполнил ответственную миссию: селенгинский воевод дал строгое распоряжение о снесении Ута Хурей: «Бурят землей не ограничивать», баргузинский управитель был устранен от должности, подкупленные эвенками казаки – блюстители порядка в своем ведомстве, были отданы под суд. Это было в 1772 году. Так Байда Маhаев стал весьма уважаемым в обществе человеком. Впоследствии благодарные земляки его избрали главным зайсаном всех бурятских родов Баргузина, в каковой должности он побывал до 1789 года.

В памяти последующих поколений сохранилось немало имен людей,

которые своими личными достоинствами и природными талантами удостаивались всеобщего уважения.

Родоплеменные отоги на территории Гарги

Из научных трудов ученых известно, что благоприятные условия для окончательной консолидации бурятских родов и племен в единую народность возникли после прихода русских в Восточную Сибирь.

К концу XVII века население Забайкалья находилось в среде непосредственного влияния халха-монгольских ханов. Вторжение русских ускорило интенсивное перемещение среди местного населения. Произошла ломка былых межродоплеменных и культурно-языковых барьеров, создавая предпосылки к сближению разных территориально-этнических групп.

После установления Россией устойчивых границ с Китаем и Монголией происходит процесс отделения бурятских племен от остального монгольского мира.

Важное значение для развития консолидации бурят имели хозяйственно-экономические и социально-культурные отношения.

Также установлено, что первые переселенцы буряты в Баргузинской долине появились к концу XVII века. Непосредственно в Гаргинской долине буряты заселились в XVIIΙ веке. Места родоплеменного проживания бурят находились на территориях сел Могойто, Сахали, Шаманка, в местностях Угсаахай, Талинга, Убоохэй. В связи с появлением русских и позже с историческими процессами, происходившими в России, было утрачено имевшее важное значение в жизни кочевников родоплеменное проживание.

Подвиг гаргинцев в годы Великой Отечественной войны

i2Война … Она нанесла большой урон всему нашему государству и в том числе нашему селу Что значит война для любого народа? Очень многие, с нашего села ушли на фронт, не вернулись 137 человек. Это большое горе, которое невозможно передать словами. Потеря близких и родных - это невосполнимая потеря. Но также невозможно не учесть те страдания и лишения, которые испытывали те, кто оставался дома. Это были в основном дети, женщины и пожилые люди. Они пахали землю, работали на полях, фермах, в колхозах и совхозах и делали все для того, чтобы помочь стране победить и спасти Родину. Дети, родившиеся в 30-х годах прошлого столетия, на своих хрупких плечах вынесли всю тяжесть минувшей войны. У всех в воспоминаниях осталось: как они трудились, как было туго с едой и не хватало времени на игры.

Шарланова Самажап Сагановна 1929 года рождения вспоминает: «Работали на полевом стане, вязали снопы, собирали руками колоски, потом косили сено, а зимой работали на тракторной молотилке и поздно вечером ходили пешком в Тунген или Курумкан на комсомольские собрания. Ели павших лошадей и коров. Мясо отвешивалось и выдавалось по норме. На сенокосе ели заваруху из гаоляна. Одежду шили сами. Мужчины носили штаны из овчины, а женщины юбки из мешковины».

В одном ряду со всеми народами нашей страны и наш бурятский народ также грудью встал на защиту своей великой Родины. В числе защитников большого города Сталинграда в 1942 году мужественно сражались рядовые солдаты с нашей родной Гарги. Это Билдушкин Ц.К., Сажинов Ж.С., Галлимулин А.Г., Доржиев Ц.Г., Хорганов О.Х., Самбилов А.Б. и другие. И из погибших на войне 137 солдат из нашей Гарги большинство участвовали в Сталинградской битве и на Ленинградском фронте. Кто был там, тот никогда не забудет эту битву.

Школа

i3 В настоящее время учащиеся учатся в трех корпусах. В план республики 2007 года введено строительство новой школы в Арзгуне. Строительство начнется весной 2007 года.

Школа имеет спортивный зал, музей, автономную отопительную систему, компьютерный класс, столовую, мастерскую, библиотеку, введен в 2006 году в эксплуатацию новый спортивный комплекс.

В школе функционируют кружки экологов – «Гарга», фольклорный - «Наран», «Умелые руки», секции по волейболу и вольной борьбе.

Путь от коммуны «Ленинская Искра» до СХПК «Гаргинский»

 i41929г. – из индивидуальных хозяйств создана коммуна «Ленинская Искра». 1930-1933 гг. – организована 11 сельскохозяйственных артелей: «Гэгээрэл», «Жаргал», «Малшан», «Уржил», «имени Кирова», «имени Молотова», «Искра», «Интернационал», «Ажал», «1040» и «Труженик».

1950г. – артели объединяются в крупный колхоз имени «Кирова».

1961 – 1968 гг.- упраздняется колхоз имени «Кирова» и он преобразуется в отделение совхоза «Курумканский», затем – «Дыренский и «Аргадинский».

1968г.- в феврале на базе отделения создается совхоз «Гаргинский» с центральной усадьбой с. Арзгун.

1992 г. – совхоз «Гаргинский» распадается на 9 кооперативов, которые обьединяются в Ассоциацию кооперативов «Гаргинский».

1995 г. – на базе 5 крестьянско-фермерских хозяйств образовался колхоз «Гаргинский».