Россия / Республика Удмуртия / Глазовский район

Понино

Описание

Использована работа Баженовой Д. А. (работник МУ социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Глазовского района»)

На высоком холме, на слиянии двух рек обосновались первые жители – Баженовы в начале 18 века, пришли они из-под Вятки. Место выбрали неслучайно: чистая вода в родниках, заливные луга, южный склон и густой лес с севера.

«Вотяки» жили большими семьями – 25-30 человек, бывало, что численность одной семьи достигало и до 40 человек. Они располагались в двух-трех избах под управлением одного домохозяина – «Кузё», которому неукоснительно подчинялись все члены семьи. Между собою «вотяки» миролюбивы, чадолюбивы, и с соседями жили согласно. В общине была сильно развита взаимопомощь, поэтому такого явления как нищенство не существовало. На «вотском» языке даже нет слова «сирота».

Существует несколько версий названия села «Понино». По одной из них оно образовалось от слова «погост» – здесь находилось древнее кладбище. Слово было искажено наречием местного населения («Повоста») или позднее в результате ошибочных записей. По другой из версий название происходит от имени одного из первых поселенцев Проня, который не выговаривал букву «р» и называл себя Поня-пи. По третьей версии название пошло от ношения первыми переселенцами широкой и длинной одежды, называемой «понява».

Деревня Понинская стала селом со строительства церкви.

Из государственного архива Кировской области: в рукописной «Настольной книге о церквах и духовенстве Вятской епархии за 1908 год» – составленной В. Шабалиным в 1909 году сказано: «село Понино. Троицкая церковь. Управителем Казанской новокрещенных дел конторы Архимадридом Свияжского Богородского монастыря Сильвестром в 1745года предназначено в деревне Понинской построить деревянную церковь; имя архангела Михаила».

Церковь построена в 1750 году и освещена 19 июня того же года. В 1811 году поступила просьба прихожан о построении каменной церкви, 24 марта того же года последовала резолюция преосвященства Гедеона о построении каменной церкви. После этого деревянная церковь была разобрана. В 1816 году построена церковь божия Святой Троицы с приделами во имя святого Михаила Архангела и трёх святителей – Василия Великомученика, Григория Блаженного, Иона Златоуста.

Колокол для церкви был отлит в 1906-1907 годах в г. Слободском, вес его составлял 105 пудов – 1720 кг. От Слободского до Вятки (ныне г. Киров) и от Глазова до Понино колокол был доставлен конной тягой. Руководил подъёмом мастер, который прибыл из Слободского. Кроме большого колокола имелись ещё 7-8 маленьких колоколов.

Расцвет села приходится на вторую половину 19 века. Это объясняется тем, что через с. Понино и по соседним дорогам на север шла активная торговля с Афанасьевским районом, нынешней Кировской области. Троицкая церковь в селе – в волостном центре, привлекала к себе крестьянский люд из всех деревень. На площади перед церковью два раза в год в мае и ноябре проходили ярмарки, многолюдные и шумные. Продавали лошадей, выставлялись изделия из древесины, пушнины, шкуры бобров, куниц, волков, лис. Продавался деготь и спички и другой нужный товар для крестьянского хозяйства. Известен и доход от этих ярмарок: свыше тысячи рублей за три дня. На ярмарку с товаром приезжали кестымские татары (Балезинский район, Удмуртия).

Основным занятием сельчан являлись земледелие и скотоводство. Сеяли рожь и овес от десяти до пятнадцати пудов на душу населения. Пашню обрабатывали одной и двуральной сохой, деревянной бороной, урожай скашивали серпами и косами, тягловой силой служили лошади.

Промыслом кузнечным крестьяне занимаются в кузницах при своих селениях, только одни члены семейства, наемные рабочие участие не принимают. Применяется железо, которое покупается в г. Глазове за цену от 80 копеек до 8 рублей 20 копеек за пуд. Изделия вырабатываются в свободное от земледелия время, то есть, кузнечное дело побочное занятие.

foto_1

По всероссийской переписи 1916 года в Понинской волости насчитывалось 97 поселений и 18 тысяч 530 жителей. Перепись проходила в годы первой мировой войны. Женщин, оказалось больше на две тысячи, чем мужчин, наверно столько понинцев взяли на фронт.

Село Понино в начале 20 столетия было значительно меньше современного. Была только одна улица. Нижняя часть села резко отличалась от современной. Вокруг церкви была большая площадь. В этой части села домов было 18 - 20. Нагорная же часть села была почти такой же, как и сейчас, лишь немного меньше, но все дома новые. Во всем селе было только 3 старых дома. В нагорной части села домов было, примерно 35-40. У крестьян в нагорной части было больше надворных построек. Число жителей во всём селе было 250 - 300 человек. Сейчас 1600.

Сельское хозяйство в селе Понино и в деревнях понинской волости в первом десятилетии 20 столетия велось по трехпольной системе. Основными полевыми культурами были рожь, овес и ячмень, пшеницу сеяли очень немногие. Кроме того сеяли коноплю и много льна. На приусадебных участках выращивали капусту, огурцы и, главным образом, картофель. Морковь и свёклу многие даже не знали. Работа на полях велась дедовскими способами. Урожай ржи в 20 пудов с десятины, (один пуд равен 16,4 кг.,. Десятина равна 1,09 га) считался хорошим. По-видимому, своего хлеба для понинской волости не хватало, приходилось прикупать в Глазове. Сельское хозяйство было экстенсивным. Часто можно было слышать слова «Мало земли».

Орудиями по обработке земли были только соха и борона, на конной тяге. Бороны были преимущественно деревянные. Во время работы на них накладывался груз. Бороны с железными зубьями были редкими. Целиком железные бороны стали появляться только во втором десятилетии. Каждый хозяин должен был иметь лошадь кормилицу, без лошади он не мог вести хозяйство. Удобряли землю навозом. Минеральные удобрения не знали. И в продаже в глазовском магазине сельхозорудий полного ассортимента удобрений азотных, фосфорных, калийных, не было. Продавался томасшлак.

Рожь, овёс и прочее сеяли вручную, из лукошка. Высеянные семена заборанивались, причем не на одинаковую глубину и часть семян оставалась

на поверхности земли и становилась добычей птиц. Способ сева несовершенный, неэкономичный. Классическая картина сеятеля с лукошком запечатлена многими художниками. Убирали созревшие хлеба тоже вручную, серпом. На сенокосе пользовались косами горбушей и литовкой. Больше никаких сельскохозяйственных орудий крестьянам известно не было.

Первый плуг появился в селе, примерно, в 1912 году.

Примерно в 1915 году в селе организовалось сельскохозяйственное товарищество. На собрании товарищества было решено купить жатку сноповязку американской фирмы МакКормик. И купили. По наивности предполагали, что приобретут машину готовую к работе. Оказалось, что машина не собрана. 9 иди 10 июля 1916 года привезли из Глазова 4 больших ящика с деталями машины. Сразу встал вопрос, кто будет собирать машину. Такой человек нашёлся. Это был Мальгинов Николай Васильевич, удмурт, живший в Полдарае.

Это был очень умный человек, мастер на все руки, самородок. Он владел слесарным и токарным по металлу делом. У него была небольшая токарная мастерская, с токарным станком, приводимым в движение ногой. На таком станке работать было трудно, нужно было следить за резцом и работать ногой. На этом станке во время войны 1914-18гг. он вытачивал малокалиберные снаряды. После революции он привел своим ходом в Полдарай первый трактор путиловского завода.

В начале 20 столетия в селе было 2 школы начального четырехклассного обучения, земская школа для мальчиков и церковно-приходская для девочек. В обеих школах учились дети села и ближайших деревень: Митино, Ескина, Донды и других. Школа для мальчиков помещалась в полукаменном в 2 этажа здании, построенном в конце 19 столетия. Это здание снесено в 198З году. В верхнем этаже здания было 3 классных комнаты и квартира учительницы, заведующей школой. В первой классной комнате размешался первый класс, во второй большой комнате разметались 2-й и 3-й классы, при одной учительнице и в третьей, небольшой комнате размещался четвёртый класс. Учащихся во всей школе было не менее 100 человек.

В нижнем кирпичном этаже здания было общежитие. В нем жили ребята из деревень Донды, Полдарая и других. Общежитие не было оборудовано, были только нары в 2 этажа. На нарах спали дети из деревень, на постелях принесённых из дома. Питались хлебом и ещё кое-чем. Сторожиха кипятила для них воду для чая, варила картошку и для некоторых кашу. Пекли картошку в топящейся русской печи ребята сами.

Заведовала школой и вела 4-й класс Крупина Татьяна Ивановна. Её квартира находилась на втором этаже здания. Проработала она в Понино более 20 лет. Примерно в 1915 году она уехала в Вятку, где работала заведующей публичной библиотекой. Этой библиотеке, после февральской революции было присвоено имя Герцена. В этой библиотеке она проработала лет 25. Квартира её была в здании библиотеки. Умерла Татьяна Ивановна в глубокой старости в доме для престарелых в городе Советске.

Во всех школах учительствовали преимущественно женщины, в большинстве русские. Но были учителя и удмурты. Преподавание велось на русском языке. Удмуртский язык не изучался. Русские учительницы, как правило, удмуртским языком не владели и учились удмуртскому языку у своих учеников. Во всех школах были библиотеки, отдельные для учеников и для учителей. Пополняло библиотеки глазовское земство.

В деревенских школах обучались не все дети удмуртов, особенно девочки. Среди взрослого удмуртского населения, пожилых и стариков, было много неграмотных, особенно женщин. Добавлю к сказанному, почти все удмурты мужчины, в какой-то мере владели русским языком. С любым удмуртом можно было говорить по-русски. Некоторые женщины удмуртки русского языка не знали.

Других школ, кроме начальных в селе Понино и в деревнях, не было. После окончания начальной школы немногие продолжали обучение в Глазове, преимущественно в ремесленном училище и очень немногие в гимназиях мужской и женской и в духовном училище.

Все жители села и деревень в конце 19 и начала 20 столетий считались православными христианами и жизнь всех людей была связана с церковью. Все основные события в жизни людей проходили через церковь. Рождение человека - крещение в церкви. Бракосочетание – венчание в церкви. Смерть, похороны - отпевание в церкви. Проходили через церковь и некоторые другие события. Это можно сказать о православных христианах всего Российского государства. Рождение человека. Родители приносили своего ребёнка в церковь не только ради обряда крещения. При крещении производилась регистрация новорожденного, запись в метрику. Процесс весьма ответственный, государственной важности. Запись велась на гербовой бумаге. Свидетельство о рождении не выдавалось. Метрики составлялись в двух экземплярах. Один экземпляр передавался в волостное правление, второе отсылался в Глазов. Вскоре после революции здание волостного правления сгорело, погибли и метрики. Но вторые экземпляры метрик хранятся в Глазове, в отделе ЗАГСа.

Браки. Брак признавался законным только освященный церковью, обрядом венчания. В церкви производилась и регистрация брака. Гражданской регистрации браков вообще не существовало. Случаи, когда супруги проживали без венца до конца своих дней, были очень редкими. Но было довольно частым запоздалое венчание, когда идущие под венец практически были уже супругами и невеста ожидала младенца или даже имела. Дети, рожденные до венца, считались незаконнорождёнными. Среди удмуртов это не считалось позорным. Запаздывание с венчанием вызывалось причинами экономическими. Нужно, чтобы в семье обязательно были дети, будущие работники. Было даже в ходу выражение «А будет ли родить?».

Похороны – отпевание в церкви. Часто бывало, что отпевали сразу по несколько покойников. Захоронение происходило на понинском кладбище. Кладбищ в деревнях не было. В поминальные дни на кладбище съезжалось большое количество людей из деревень. Некоторые состоятельные родственники умерших заказывали так называемый сорокоуст, специальную церковную службу в течение сорока дней.

Из других причин, заставлявших деревенских жителей приезжать в село к церкви, поражает обряд освящения лошадей. Это делалось ежегодно в Ильин день. Священник стоял на возвышении у входа в церковь. Рядом с ним человек держал сосуд со «святой водой». Священник большим волосяным веничком окроплял проходящих перед ним лошадей и всадников на них. Но хозяева лошадей не ограничивались одноразовым окроплением. Во весь опор мчались вокруг церкви против солнца и проезжали перед священником второй и третий раз. А так как для освящения приводили к церкви 200-300 и более лошадей, вся площадь вокруг церкви была заполнена скачущими всадниками. Зрелище своеобразное и впечатляющее.

В 1911 – 1912 гг. епископ Филарет совершая объезд епархии, посетил Понино. Приехал не один, а в сопровождении нескольких лиц духовного звания. Это было зимой. Церковная служба велась с участием архиерея, более торжественно, по сравнению с обычной службой. Архиерей находился не в алтаре, а посреди церкви на специальном возвышении, кафедре. На нем была блестящая одежда, на голове сияла позолоченная митра, с самоцветами, вокруг кафедры стояли священники. Все, кого смогла вместить церковь, архиерейскую службу видели впервые. А она производила впечатление. По словам очевидцев, среди старых крестьянок находились такие, которые смотрели на архиерея, как на человека близкого к богу, может быть даже безгрешного. Архиерей произвел ревизию церковных дел и посетил всех четырех понинских священников.

Как уже было сказано, все удмурты считались православными христианами, посещали церковь, выполняли христианские обряды. Но одновременно у удмуртов, конечно не у всех, сохранились и языческие верования. Верили в различных богов и духов, собирались на моления в лесах. Одним из почитаемых богов был Ворд-шуд, хранитель благополучия. Местом пребывания божества было лукошко, наполненное предметами, нужными божеству. Это лукошко называлось тоже ворд-шуд. В прошлом такие ворд-шуды были во всех деревнях и хранились в чумах. Вполне возможно, что кое-что от язычества у удмуртов сохранилось до сих пор, но не как верование, а выполняется по традиции.

В селе было 2 лавки, одна из них казённая, с одним продавцом. Казенная лавка помещалась в одном здании с казённой винной лавкой. Это здание сразу за мостом на левой стороне, с 2 входами. Второй вход в винную лавку.

После 1915 года лавок было 3. При торговле применялись неудобные меры веса, пуды, фунты, золотники.

Торговли печёным хлебом и мукой, даже в селе не было. Ржаной хлеб все выпекали сами, но купить можно было только сушки, которые выпекались в с.Митино.

Зерно мололи сами на многочисленных водяных мельницах. Промтоварного магазина, в современном понимании, не было. Но 2 раза в год в селе устраивались ярмарки, один раз летом, в конце июля и один раз зимой. Обе ярмарки в церковные праздники. Зимняя ярмарка была беднее летней. Приезжали торговцы, в том числе татары из Кестыма. Строили временные палатки и торговали мануфактурой, обувью, немудрой одеждой, игрушками, сладостями, можно было купить и продать лошадь, корову, овощи. В деревнях были мастера различных специальностей, они привозили на ярмарку свою продукцию.

Больницы в селе не было, был только фельдшер. У фельдшера была небольшая аптека. Лекарства больным выдавались бесплатно. Специального помещения для приема больных не было. Фельдшер принимал больных в комнате при своей квартире. За время с 1905 по 1919 год сменилось три фельдшера. Не часто фельдшера вывозили в деревни к тяжело больным. Иногда в помощь местному фельдшеру приезжал из Глазова тоже фельдшер или врач. Некоторое время в селе и волости работала акушерка. Ей приходилось ездить по деревням.

Из Глазова почту привозили в село 2 раза в неделю. Отделения связи в селе не было. Почту привозили в волостное правление. До 1918 г. работала так называемая кольцевая почта глазовского земства. Почтальон, в почтовом экипаже совершал объезд ряда населённых пунктов в течении трех суток. Понино было первым селом в этом кольце. Для писем в пределах глазовского уезда земством выпускалась почтовая марка в 2 копейки. Впервые почтовое отделение было открыто в 1918 году с персоналом в 2 человека. Отделение связи размешалось в доме на горе, немного выше земской школы, за домом крестьянина Орлова.

В селе была небольшая библиотека, посещаемая жителями села не часто. В зимнее время, по субботам, после вечерней службы в церкви, учителя устраивали для жителей села чтения в школе, стоящей рядом с церковью. Иногда, при помощи проекционного фонаря, показывали картины, сопровождая их пояснениями. Диапозитивы привозили из Глазова. Жители села проекционный фонарь называли волшебным фонарём, а проектируемые на экран называли туманными картинами. Картины и на самом деле были туманными, так как источником света служила керосиновая лампа, и проекции на экране не были яркими.

На масленице молодёжь нагорной части села устраивала катание на шестах. Своего рода вид спорта. Деревянные шесты укладывались окорённой и выглаженной стороной вверх в два ряда, на расстоянии один от другого см. на 100-120, как железнодорожные рельсы. Укладывались на склоне горы, против школы, от дома Василия Орлова. Общая длина шестов была более 100 метр. Скатывались парами, взявшись за руки, или по несколько пар сразу. Катались и в одиночку с палкой в руках, второй конец палки скользил по второму шесту. Лучше всего было кататься в лаптях, их подвязывали к валенкам. Катались во второй половине дня до темноты. Катание продолжалось всю неделю масленицы, до «великого поста».

После революции произошли изменения. Здание мужской школы было превращено в «дом культуры». В 1918 году в селе был учреждён суд - Народный суд 2-го участка глазовского уезда. Первым судьей был назначен Спасоломский Евгений Васильевич, лет 40. Человек культурный, образованный, знающий своё дело. До этого он работал помощником смотрителя /директора/ глазовского духовного училища.

Шла война с Германией. В самом конце 1914 года в Понино было направлено человек 50 немцев. Это были не пленные военные немцы, а немцы жившие в казанской губернии, имевшие фабрики, заводы, имения. Были среди них агрономы, музыканты и простые рабочие. Был профессиональный скрипач, окончивший берлинскую консерваторию. Была заметна музыкальность немцев. Большинство из них были хорошо обеспечены, а две семьи приехали даже со своей прислугой, русскими женщинами. Расселились они в селе и в деревнях Митино и Ескино. Все, без исключения, свободно владели русским языком. Прожили они в Понино целый год. Поздней осенью 1915 года, уже по зиме, были переселены в Белую Холуницу.

Примерно в январе, или феврале 1919 года в Понино вошёл, полк Красных Орлов. Разместился он в селе и близлежайших деревнях. По селу были протянуты провода телефонной связи. Штаб полка разместился в доме, в котором сейчас помещается контора совхоза. Боевых операций полк не вёл. В середине апреля фронт белых приблизился к Понино. Полк Красных Орлов ушёл в Глазов, а его место занял другой полк, уже ведущий боевые действия с противником. Примерно 18 апреля белые были в 4-х км от села за деревням Митино и Монастырёк. Были уже слышны разрывы гранат. В это время, по распоряжению из Глазова, всё мужское население старше 18 лет и до 50 лет было собрано в селе. Были собраны не только люди, способные нести оружие, но и явно негодные к военной службе. Вся эта масса людей была эвакуирована из Понино. Это было сделано с той целью, чтобы белая армия не могла пополнить свои ряды. Из Понино пешком двинулись в Глазов. Но пошли не прямой дорогой, через Симашур, а через Донду, подальше от фронта. Колонна растянулась, примерно, на полкилометра. Направились в Вятку. Очень немногие остались в Глазове. В Вятке, из прибывших составили воинские подразделения, негодных к военной службе, без медицинского осмотра, выделили в особую группу. Разместили в деревянных казармах, выдали обмундирование, далеко не новое. Начались военные учения, не очень регулярные. В Вятке пробыли неделя 2. Затем нас, включая и невоенных, направили в гор. Симбирск – Ульяновск. В середине лета, когда Глазов был освобожден от белых и фронт приближался к Перми, непригодных к военной службе отправили домой. Фронт гражданской войны прошёл через Понино 2 раза. Сначала с востока на запад. Белые взяли Глазов и продвинулись за него км на 15, до реки Убыть. При отступлении белые взорвали железнодорожный мост через Убыть. Затем фронт прошёл через село с запада на восток. Полк Красных Орлов вновь был в Понино, но короткое время. При отходе белых на восток никто из жителей села и деревень не ушёл с белыми. Село от боевых действий не пострадало. На этом гражданская война для Понино закончилась.