Россия / Республика Удмуртия / Завьяловский район

Завьялово

Описание

Использована работа Валеевой Д.И. (Студентка Ижевской Государственная Сельскохозяйственная Академии)

Легенды о Завьяле

Современное название села старожилы связывают с легендами. По одной из них шли девушка и парень с западной стороны. Парня звали Завьялом. Дошли они до реки Позимь и пустили стрелу. Решили: куда упадет она, там и поселятся. Так и назвали поселение Завьяловом.

Другая легенда такова: Завьял с дружиной напал на жителей с целью увести красивых девушек. Победил.

О происхождении села есть и такая легенда. Жил да был старик, у него было три сына: Завьял, Мартьян и Чемошур. Вывел отец своих сыновей на пригорок и дал по стреле: «Выпустите их из лука, в какую сторону упадут ваши стрелы, там и жить вам, там поставьте свои дома». Так возникли Завьялово, Мартьяново и Чемошур. Там,где сейчас стоит село, было непролазное болото. Поэтому и село удмурты назвали Дэри (Грязь).

Но существует и еще одна легенда. Давным-давно, говорит она, когда завьяловскую местность покрывали непроходимые леса, около реки Позими скрывались вотяки-язычники Кайван и Ондра-батыр. Вот этих двух вотяков и привела судьба в Завьяловскую сторону, и они начали, между прочим, заниматься рыболовством в реке Позими, протекающей по Завьяловской волости.

В одно время Кайван с Ондрой-батыром рыбачили на реке Позими, и вдруг в это время, видя их, подходит к ним мужик, по одежде русский, и просит их принять в свою среду, чтобы жить вместе.

- Я - русский; убежал от разбойников и заблудился в лесу. Зовут меня Завьялом, - отвечал русак.

- Ведь русак с вотяками не будет жить дружно, - предупреждают Кайван и Ондра-батыр.

- Зачем не дружно?! Все мы произошли от одного человека и должны быть братьями друг другу.

Посоветовались Кайван с Ондрой-батыром и сказали:

-Ну, ладно! Только дай нам клятву, что ты не будешь нас обманывать, а мы дадим свою клятву, что тебя не будем обижать.

И стали они жить да поживать около реки Позими. Начали расчищать покосные места и устраивать жилье. Где ныне стоит Завьялово, там во время Завьяла было жилье первых основателей поселения. Таким образом и получило село Завьялово свое название от первого жителя на этом месте – Завьяла.

Ученый о названии села

М. Г. Атаманов - доктор филологических наук - в книге «История Удмуртии в географических названиях» свидетельствует: «Завьялово, удмуртское Дэри - село, районный центр; впервые упоминается в переписи 1710 года «в составе Арской дороги - д. Дери-Чюдья, Завьялово тож». Время возникновения неизвестно, селение входит в состав Завьяловского Шудьявыла. Завьял, по преданию, имя основателя селения + ово топонимический аффикс; Дэри (русское Дерьянка) - название реки: дэри - грязь; грязный + Чудья - воршудно-родовое имя. Буквально - селение рода Чудья, основанное Завьялом на реке Дэри.

В 1710 году в деревне 55 дворов, население было чисто удмуртское - самое крупное поселение удмуртов во всей южной и центральной Удмуртии».

Под редакцией ученых Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук в 1996 году был издан второй том Собрания сочинений первого удмуртского ученого и писателя Григория Верещагина под названием «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии». Эта монография впервые вышла в свет в Санкт-Петербурге в 1889 году в «Записках Императорского Русского географического общества» (ИРГО).

В основу книги легли, по собственному признанию автора, материалы, собранные им в 1887 году в Завьяловской волости Сарапульского уезда. Эта монография получила высокую оценку в ученых кругах и была удостоена серебряной медали ИРГО.

Второй том Собрания сочинений подготовлен ученым-этнографом, нашей землячкой Л. С. Христолюбовой. Вот некоторые выдержки из этой книги, непосредственно относящиеся к нашему селу.

«Село Завьялово, принятое за центр волости, отстоит от уездного города Сарапула в 55 верстах, от губернского города Вятки в 658; от столиц: С.-Петербурга в 1987 верстах и Москвы в 1314 верстах - от реки Камы в 25 верстах. Население волости состоит из двух племен: вотского и русского, но преобладающее по численности составляют вотяки; они же и коренные жители, прежде бывшие в ведомстве Ижевского оружейного завода, который основан гораздо позже Завьялова, а русские - выходцы из Сарапульского края, переселившиеся к вотякам по недостатку леса в своей стороне и по другим причинам. В числе русских есть выходцы и из Вятского края. Русские сюда переселились большею частью самовольно, как и сами вотяки.

Вотяки Завьяловской волости причисляют себя к племенам Чудзи, Бодьи, Имъес, Чабьи и прочие, но о происхождении этих племен никаких сведений от них мы не получили.

Вотяки Завьяловской волости не имеют фамилий, но прозвищами окрещивают друг друга нередко, и таковые остаются за ними навсегда, то есть переходят от потомства к потомству. Мы говорим «не имеют фамилий» потому, что в посемейных списках таковых, как, например, у глазовских вотяков, нет. Прозвища или, вернее, имена, даются еще бабушками, исполняющими должность повитухи при родах, которым обычай велит до совершения над младенцем обряда святого крещения давать так называемые банные имена (мунчо ним). Имена младенцам родные дают по событиям, при которых рождаются дети, и по временам года. Так, если ребенок родился весной во время появления скворцов, он получает имя юбер (скворец), если во время сенокоса — кусо (коса). Во время уборки хлебов с полей дают имена: кабан (скирда), ючис (кол, на который вешают снопы). Но такой обычай ныне стал предаваться забвению; чаше дают уже христианские имена, легкие для произношения, и такие имена за иными остаются до смерти, несмотря на то, что они при крещении наречены другими именами.

Дают имена еще при каких-нибудь событиях, например, при появлении разбойников или каких-нибудь особенных личностей, если таковые обращают на себя всеобщее внимание.

В селе Завьялове, в день нашествия на это село пугачевской вольницы, родился у одного вотяка сын и его назвали Пугачом; такое прозвище за родом этого вотяка сохранилось и доныне.

Русских, живущих среди них, называют паськыт чырты (широкое горло, горлодер), пуны (собака), бадзым кот (большое брюхо) и другими тому подобными эпитетами. И недаром русским ими дано такое прозвище; русский на мирском сходе берет перевес над вотяком только криком, горлодраньем; любит над вотяком подтрунивать и ищет случая оскорбить его. Среди вотяков с полным животом нам ни одного еще не встречалось видеть, тогда как между русских таковых встречается немало.

Они, вотяки, живя среди русских, быстро русеют, усваивают обычаи русских; также и русские, что находят у вотяков выгодным, заслуживающим подражания, перенимают с охотой; например, они научились от них пить кумышку, которая, в сравнении с водкой, приходится в пять раз дешевле.

Влияние русских на вотяков особенно заметно в Завьяловской волости, где в одежде преобладает синий цвет, любимый русскими; есть случаи женитьбы на русских и, наоборот, русских на вотячках».

Начало XVIII века

Далекие предки удмуртов освоили территории, покрытые лесами, в которых обитало много зверей, в том числе куниц, чернобурых лисиц и соболей. Занимались и бортничеством. Пушнина и мед занимали важное место в торговле и служили платежом дани. Реки и озера были полны рыбой, почва вполне пригодна для земледелия. Богатый Прикамский край, где расположено Завьялово, не был оторван от остального мира.

В XVIIIвеке для удобства сбора податей население делили на сотни во главе с сотником. По переписи 1710 года в сотню Пронки Янмурзина входили селения: Вуки-Чудья; Дери-Чудья, Завьялово тож; Докша, Кулешова тож; Егад-Чудья, Подборное тож.

Самое крупное селение южных удмуртов (55 дворов) было Завьялово.

Время петровских преобразований требовало огромных материальных затрат. Данные окладной ведомости по Казанской губернии за 1717 год свидетельствуют: денежные налоги с души берут более 9 рублей в год, сохранялась хлебная подать, изобретались новые поборы. С 1704 года с «иноверческих» свадеб брали до одного рубля, мольбища облагались налогом, с 1705-го началась рекрутская повинность нерусских. Кроме того, должны исправлять дороги, мосты, поставлять подводы для перевозки служащих людей и различных грузов. Весной 1708 года были сильные волнения, продолжались до 1720-х годов. В Завьялове восставший народ усмирял Чернавский с карательной командой.

Участие крестьян в восстании Емельяна Пугачева

Указом Сената 20 октября 1757 года Елизавета Петровна пожаловала графу П. И. Шувалову право построить железоделательные заводы. В 1758-м специалист горного дела А. С. Москвин выбрал место на реке Иж и приступил к строительству завода. Граф обанкротился, умер, завод в 1764 году перешел в казну (государству).

Крестьяне дальних селений от 110 до 350 верст от Ижевска были переданы (приписаны) в полное распоряжение завода, то есть стали крепостными. В Завьялове по-прежнему крестьяне исполняли государственные повинности, но завод привлекал их к работе по договору (подряду). Они работали на перевозке грузов с пристани и на пристань в село Гольяны, при выгрузке и погрузке чугуна и железа на судна по договору, где указывалась фамилия подрядчика, количество груза и плата.

Предпосылки Крестьянской войны создавались всем ходом развития Российской империи. В Прикамье они были налицо. В декабре 1773 года отряд Ю. Кудашева подходил близко к Ижевску. Восставшие завод заняли

1 января 1774 года. Командир завода Венцель бежал в Казань. Оттуда доносил в Сенат, что удмурты «чинят большое вспоможение бунтарским партиям, несмотря на полученные от заводской конторы задатки, отказывались возить чугун и железо с завода на пристань и перестали продавать приписным крестьянам Ижевского завода фураж для лошадей, чем поставили их в полную невозможность продолжатьзаводские работы» (УдНИИ. Папка № 49, материал А. Калюжного).

О том, что произошло в Завьялове 27 июня 1774 года, узнаем из рапорта Гороблагодатского горного начальства в государственную Берг-коллегию. Навстречу Пугачеву в Завьялово Венцель послал отставного майора Николая Алымова, дав ему в команду приказных и военных служителей, также мастеровых и крестьян более 150 человек с 3 пушками. «Злодейская толпа приближалась... было по примеру с тысяч 13... сражение продолжалось часов до 8. Многие сдались злодею... Противиться стало нечем. Иван Алымов с командою до 1,5 тысяч человек на помощь не пришел. ... Злодеи майора Николая Алымова с командою и солдата Дерягина взяли в полон. А солдат Дерягин, убежав в село Завьялово, скрылся в погреб. Там его нашли. Василий Калмык, житель села, и мастеровой Ижевского завода... вытаща его, увели к прочим злодеям» (Крестьянская война под предводительством Пугачева в Удмуртии//Сборник документов. Ижевск, 1974).

Такие показания дают в Казанской секретной комиссии канцелярист

М. Комаров и копеист М. Липатников в июле 1774 года. «...С 3 пушками командированы были к Завьялову... Происходило немалое сражение, команду разбили, майора Алымова, командира Брянцева ранили, сержанта Даниила Шмелева с солдатами (кроме Степана Киприянова) ...побили ...иных побрали в полон... человек 10 укрылись в леса ... пробрались в Сентек (от Завьялова более 30 верст)». (Там же.)

О пребывании в Завьялове Пугачева сохранился рапорт священника Стефана Андреева и дьячка Лариона Федорова в Сарапульское духовное правление. В делах Вятской духовной консистории говорится об убийстве пугачевцами священника Елисея Козьмина («сколот»), что в церкви разграбили священные покрывала, ризы, книги, увели скот и лошадей церковнослужителей, ушли к Ижевскому заводу на луга. На следующий день, 28 июня рано утром, собрались представители прихода церкви новокрещены села Завьялово, Новой и Старой Казмаски, Динтем-Бодьи, Сизевой, Динтем-Чабьи всего до 60 человек. Связали служителей церкви и повели к Пугачеву. Пугачев приказал казнить диакона Даниила Яковлева, дьячка Дмитрия Елисеева, пономарей Матвея Елисеева и Егора Шкляева. «Не спрося ничего ...повесил, а нас отпустил». 29 июня явились другие новокрещены из селений Завьялово, Сизево, Чуньыгурт, Кены, Динтем и Н. Чультем (более 18 человек), нашли священника С. Андреева «в доме новокрещена Кондратья Васильева Калины» и «связав, повели в Агрыз». Андреев вспоминал: «Просили все, чтоб меня предать смерти... Пугачев намерялся меня повесить, ...но взял с собою насильно в команду, приказав остричь сзади волосы ...определил под караулом быть в обозе проводником». Далее под Казанью через день сбежал. В его отсутствие, 29 июня, в с.Завьялово новокрещен Павел Емельянов с бежавшими от Пугачева татарами пришли в дом Андреева, требовали церковной казны. Взяв топор, ушли к церкви, разбили замок и «ограбя, унесли» 46 рублей 64 копейки церковной казны. Из Завьялова названы во всем документе новокрещены Василий Герасимов Шартияров, Павел Емельянов Попов, Иван Герасимов, князь Филипп Гаврилов Баймисев, Максим Андреев Земеть, Таврило Савельев Гаврилов, Емельян Федотов.

Новокрещены «христианскую веру оставя, находятся в прежнем вотяцком заблуждении, от коих имеем крайнее опасение», так закончили рапорт С. Андреев и Л. Федоров 1 сентября 1774 года.

После поражения восставших без всякого послабления власти взыскали все долги с крестьян, восстановили завод, без пощады наказали участников восстания. Но привести в полное «послушание» мастеровых и крестьян не удавалось, не помогали ни указы царские, ни репрессии. Необходимы были другие меры.

Непременные работники

Строится Ижевский оружейный завод на базе железоделательного. Возглавил его строительство способный, энергичный горный инженер А.Ф.Дерябин. Приписные крестьяне дальних селений освобождались от работы на заводе за выкуп.

Заготовка дров, выжиг угля, заготовка ложевых деревьев и обтеску в ложевые болванки, сушку их на дому и перевозку грузов возлагали на непременных работников. С весны 1807 года в непременные работники зачислили крестьян 42 селений, не дальше 60 км от Ижевска. Они теперь становились крепостными завода.

Недовольство крестьян началось с первых дней организации оружейного завода. В июне 1807 года крестьяне-удмурты Завьяловской, Юськинской волостей должны были дать присягу и приступить к работам в качестве непременных работников. Дерябин приказал собрать всех крестьян в село Завьялово, прочитать им указ о приписке и взять с них присягу. Исполнение возложил на земского исправника (главу уездной полиции). Исправник увидел около трех тысяч взволнованных крестьян. Зачитал указ о приписке, но крестьяне закричали, что «они не хотят быть приписными к заводу и присяги не принимают...»

Он с шестью казаками не справился с волнением крестьян, просил губернатора прислать воинскую команду.

В Завьялове вновь была назначена церемония приведения крестьян к присяге 29 июня 1807 года. Но они снова единодушно заявили: «Работать на заводе не будем, к присяге не пойдем». Только с помощью военной команды из 96 казаков к середине августа, когда были арестованы наиболее активные участники движения и отправлены на Ижевский завод, волнения крестьян были прекращены. Около 600 человек под страхом жестокого наказания приняли присягу. Осенью возобновились волнения, казаки зачинщиков отправили на завод. Многих затем сослали на Гороблагодатские заводы.

Непременные работники были конные и пешие, а остальные члены семьи считались помощниками. От каждой 1000 человек в год поставляли на завод двух мастеровых. Поэтому в Завьялове в 1820-е годы для их детей была открыта школа. В полном объеме непременных работников никогда не хватало. В 1834 году вместо положенных 1684 человека фактически имелось 1099, а непосильные нормы выполнялись всеми членами семьи, помощниками.

Управление и контроль за работой непременных работников возлагались на десятников, сотников и старшин, которые формально выбирались самими работниками, а по существу подбирались администрацией заводов из числа наиболее зажиточных крестьян. Работники были одновременно и земледельцами. Основным средством существования являлось земледелие, но никак не заводская плата.

В 1837 году Удмуртский край был взбудоражен: Ижевский завод должен посетить сын - наследник царя Николая I - Александр. Маршрут визита: Глазов - Ижевский завод – Завьялово – Забегалово - Боткинский завод. Свита в Завьялове останавливалась 22 мая 1837 года для смены лошадей, затем отправилась в Забегалово. Это событие никак не улучшило жизнь непременных работников.

Правление завода послало в деревни чиновников для обследования полей и семей. Вывод был такой: бедных семей 268, средних — 191.

Четыре года подряд были неурожайными. Работники настойчиво требовали вместо денег хлеба и фураж для казенных лошадей. Заводу закупать зерно и выдавать было разрешено в 1833 году. В Завьялове построили «магазейны» (склады для зерна. Сейчас там универмаг, по ул. Чкалова).

Пребывание окрестных крестьян в непременных работниках (1807—1867) совпало с суровыми временами, приравнивалось к рекрутской службе. Отечественная война 1812 года и Крымская война востребовали много оружия. Это время военных поселений (с 1810-го по 1857), когда армейская служба совмещалась с сельским хозяйством, время всесильного временщика Аракчеева. Ижевск походил на казарму: все пронумеровано, регламентировано, с рекрутами и военнослужащими, занимающимися земледелием, с военным управлением, военным судом, гауптвахтой и даже подобием полувоенной формы рабочих.

Становление Завьяловского сельского Совета (1918-1961)

Дух социалистического переворота донесся до жителей села Завьялово к началу 1918 года.

«Совет крестьянских депутатов Завьяловской волости в октябре 1918 года обратился в Сарапульский уездной исполком выдать 200 винтовок, 50 револьверов для раздачи населению для борьбы с шайками бандитов» (газета «Труженик». 1918. 24 окт.)

Первые документы, касающиеся организации работы сельских Советов, имеются в Государственном архиве с 1919 года. Так, собрание жителей села Завьялово в количестве 162 человек 18 июля 1919 года избирает председателем сельского Совета Миронова. Работать руководителем нового органа оказалось совсем не просто, поэтому общество ежегодно, а то и несколько раз в год меняло председателя, его заместителя и членов сельского Совета. В каждой деревне, большой и маленькой, были организованы сельские Советы.

В селе Завьялово для работы сельского Совета необходимо стало помещение, потому 15 ноября 1919 года председатель Иван Деомидович Сергеев, секретарь Михаил Бочкарев, члены Сергей Гришин, Александр Попов пишут письмо в волисполком и в Уисполком с просьбой отдать дом Бодалевых для работы сельского Совета и его общества. В том же году проводится работа по открытию почтового отделения, которое было закрыто в 1918-м. В 1920 году в селе насчитывалось 210 дворов, в них проживало 968 человек, председателем был избран Петр Яковлевич Бочкарев, которого 20мая освободили, избрав на эту должность Савву Тарасовича Тыгызова. Первую печать для выдачи законных документов сельский Совет получил 27 июля 1920 года. В 1920-м председателями сельского Совета избирались Герасим Прокопьевич Левашов, Иван Яковлевич Волков, секретарем - Федор Григорьевич Ксенократов, членами - Степан Александрович Урсегов, Прокопий Корнилович Уткин, Семен Иванович Маслов, Илья Ефремович Усманов. В начале 1920 года сельский Совет совместно с волисполкомом организует работу по телефонизации села, созданию сельскохозяйственных артелей, в которые вступали хозяйства зажиточных, середняков и бедняков.

В 1922-1924 годы страна переживала засуху и голод, это не обошло и наше село. Чтоб спасти людей от голода, организовали работу бесплатных столовых, которые назывались американскими. В селе 101 семья получала пайки, велся строгий ежемесячный учет семей, остро нуждающихся в помощи. Особое внимание оказывают инвалидам, сиротам, вдовам и их детям. С 1 января 1922-го по 23 ноября 1922 года председателем работал Егор Маркович Гаврилов, секретарем - Владимир Сидорович Петров.

В эти годы сельский Совет активно занимался обучением безграмотных. Работают изба-читальня, агитпункт. Основная надежда была на учителей. В борьбу с безграмотностью подключены и внешкольные работники. В 1924 году Завьяловский сельский Совет укрупнили, в него вошли деревни Пычанки, Башур, Шурдымка, Новое Завьялово, Федоски, Быдвайка. В Завьялове 217 дворов, населения — 1061 человек. В школе учится 115 человек: 87 удмуртов, 28 русских. Председателем Совета избран Николай Федорович Иванов. Сельский Совет продолжает вести учет голодающих, оказывать помощь крестьянам семенами, выделять пайки, кормить бесплатно в столовых.

В 1925-1926 годы председателем сельского Совета работает Степан Николаевич Шкляев, секретарем - Зинаида Федорова. В эти годы правительство жестко ведет контроль и спрос по посевам, чтобы предотвратить голод, создает запасы хлеба.

В 1928 году председателем сельского Совета избрали Никиту Семеновича Прозорова, секретарем - Апполинарию Александровну Любимцеву, заместителем - Николая Наумовича Базуева. В селе насчитывается 234 двора, проживает 1154 человека. Начинается комсомольское движение среди молодежи, и первую комсомолку, Анисью Михайловну Сергееву, вовлекают в работу сельского Совета. В эти годы по стране идет коллективизация, в наших краях она началась в 1929-м.

В годы коллективизации, раскулачивания (1928-1931) председателем сельского Совета был Петр Дементьевич Лямин, секретарем - Михаил Тукмачев. В состав сельского Совета избрали 22 человека. Они проводили собрания с бедняками, на которых составлялись списки семей, подлежащих к раскулачиванию и выселению из мест постоянного проживания. Многие из зажиточных семей пишут жалобы-письма М. И. Калинину, который посылает резолюции о неправильном подходе к вопросам коллективизации и раскулачиванию, о перегибах на местах. Однако несколько семей из территории сельского Совета были сосланы в Сибирь: Ивановы, Шкляевы, Черницины, Петровы, Захаровы, Игонины, Голосовы. В 1929 году организовано восемь колхозов: в селе Завьялово - два колхоза: «Красная горка» и «Труд»; в деревне Пычанки - «Общественник»; Федоски - «Путь к социализму»; Быдвайка - «Объединение»; Шурдымка - им. Тельмана; Башур - им. Сталина; в деревне Новое Завьялово - «Искра».

Председатели сельского Совета (1930-1931) - М. С. Иванов и Ф. Е. Косарев - из-за тяжелой болезни работали недолго.

В 1932 году руководит сельским Советом Н. Петров, его заместитель - Захар Леонтьев.

До 1933 года председателями сельского Совета всегда избирали местных, более авторитетных, умеющих читать и писать, желающих улучшить жизнь своих односельчан. Они часто выступали с деловыми предложениями, в результате общество выражало им доверие и избирало на руководящие должности, но и им не всегда удавалось изменить жизнь в лучшую сторону. Измученные Империалистической и Гражданской войнами с последовавшим за ними голодом люди желали большего и выражали недовольство работой местных органов.

Поэтому с 1933 года на руководящие должности стали направлять людей из городов Ижевска, Глазова, Сарапула и других районов, это были часто рабочие-коммунисты. Так, уже в этом году по рекомендации Удмуртского Правительства председателем Завьяловского сельского Совета избрали Константина Мезрина, рабочего из Ижевска, который не имел авторитета в селе.

В 1934 году его освободили, возложив обязанности председателя на Ашихмина, затем избрали Ивана Ивановича Бабушкина, секретарем - Вениамина Егоровича Гаврилова, счетоводом - Андрея Васильевича Луппова.

В 1935-1936 годы председателем вновь назначили рабочего Женонкина, которого за самовольное закрытие церкви в Завьялово отстранили от работы, считая его действия хулиганскими.

В 1936 году на эту должность избрали молодого, грамотного и энергичного коммуниста Владимира Александровича Виноградова. Сельский Совет был переведен в деревню Пычанки и находился там до 1945 года.

В 1940 году председателем сельского Совета избирают Петра Михайловича Поремова. 1938-1941 годы - это годы особого подъема жизни в деревне.

Народ с верой в будущее радостно ходил на работу, поэтому в большинстве колхозы справлялись с выполнением планов. В июне 1941 года началась война, и П. Поремова 25 марта 1942 года мобилизовали на фронт.

Сельским Советом в 1942 году руководил Тяпкин из деревни Шурдымка, в 1943-м - председателем назначен Илья Тумбалов.

С 7 марта 1944-го по 13 июня 1946 года работает в сельском Совете Михайлов, инвалид войны. На президиуме райсовета отмечают хорошую организацию работы Завьяловского сельсовета, его председателя. В военные годы сельский Совет решал много трудных вопросов: определял задания колхозам, жителям на лесозаготовки, мобилизовал крестьян на строительство Балезинской железной дороги, Сарапульского тракта, аэропорта и другие работы. Женщины, старики, дети взяли на себя обязательство прокормить, вооружить, одеть и обуть армию, выжить самим. Жили и работали под девизом «Все для фронта, все для победы». Собирали деньги на строительство самолетов, танков. Вязали носки, варежки, шили шубы из овчины и все отправляли на фронт.

Председателем сельского Совета 13 июня 1946 года избрали Василия Петровича Чабана. В этом же году сельсовет перевели в село Завьялово на ул. Гольянскую в дом Кунгурцевых, где он находился до 1950 года.

С 1948-го по 1950 год руководил работой в сельском Совете Иван Яковлевич Любимцев.

В 1950 году несколько месяцев исполнял обязанности председателя сельсовета Сергей Александрович Попов. В этом же году избрали новый состав, назначив руководителем Арсентия Ильича Усманова (работал до 1955 года), секретарем - Галину Егоровну Петрову. С начала 1955-го по 1957 год - Иван Игнатьевич Емшанов. Здание для сельского Совета было построено в эти же годы по ул. Октябрьской, напротив церкви.

В 1957-1959 годы председателем работает Григорий Сергеевич Кайгородов, с 1959-го по 1961-й - И. И. Емшанов, которого 14 сентября 1961 года сессия освободила по старости и избрали по рекомендации райкома партии Александра Васильевича Бобылева.

В годы Советской власти сельский Совет осуществлял непростые задачи. Много председателей побывало на посту местной власти. Кому-то удавалось решать сложные проблемы, кто-то с этой должностью не всегда справлялся. Но в целом свои главные функции сельский Совет с самого начала возникновения и по сегодняшний день выполнял и выполняет.

Житель села со своими просьбами в первую очередь обращается к местной власти. И многие лучшие традиции предшественников руководителей продолжают и преумножают уже другие.

Годы Великой Отечественной войны

Особую страницу в истории села составляют годы Великой Отечественной войны.

К началу 1941 года завьяловцы, занятые мирным трудом, выращивали хлеб, овощи и картофель, производили молоко, мясо, яйцо и шерсть. Имелось гончарное, кирпичное, обозное производства; жители занимались также заготовкой и переработкой древесины, работали на строительстве гравийной дороги Ижевск-Сарапул. Казалось, ничего не предвещало беды.

Эту мирную жизнь прервала война.

В первый же день объявления войны райком партии собрал активистов (так назывались в то время специалисты хозяйств, агитаторы, учителя – все те, кто работал с людьми по разъяснению текущего момента в развитии села, страны, событий в мире), чтобы посоветоваться и наметить план действий.

Надо отдать должное пропагандистам, активу села, взявшим на свои плечи нелегкое бремя разъяснительной работы, а если учесть, что радио и телефонная связь еще только начали зарождаться, то понятно, в каком неведении жили люди в отдаленных местах.

В первый же день войны 246 наших земляков вступили в народное ополчение.

Село жило по требованиям военного времени. Рабочий день на предприятиях длился 15 часов, в сельскохозяйственном производстве – от восхода до заката солнца.

Женщины, старики и дети заменили на производстве мужчин, ушедших на фронт. Многих мужчин призвали в г.Ижевск на военные заводы.

Лошадей берегли, так как это была основная «механизация» на обработке почвы и на уборочных работах в поле. Для перевозки грузов использовали крупный рогатый скот: быков и яловых коров. Существовала даже статистическая ежедневная отчетность по количеству крупного рогатого скота, обученного гужевым перевозкам.

Если подростки работали на основных сельскохозяйственных работах, заменяя взрослых, ушедши на фронт, то 8-10-летние дети собирали колоски в поле, многие из них норму в 5 кг перевыполняли.

Для женщин организовали курсы трактористок.

Более 400 активистов-агитаторов не только работали на своих рабочих местах, но еще и выходили к людям, чтобы поднять настроение, поддержать их хорошим словом.

Нелегким был труд в лесу: работали вручную, лес вывозили на лошадях. До каждого колхоза доводился план по поставке на лесозаготовки лошадей и людей. Работали в лесу в основном 15-16-летние подростки, молодые женщины. Не было теплой одежды, обуви. Жили там же, где работали. Уход с работы расценивался как дезертирство. Лес нужен был фронту, для восстановления разрушенных войной городов и сел.

Школы отапливались плохо – не хватало дров, которые заготавливались учителями, родителями учащихся. В классах сидели в пальто, ученики часто болели.

Призыв «Все для фронта, все для победы!» уже с первых дней войны нашел горячий отклик в сердцах жителей села. И это выразилось не только в отношении к труду, но и в сборе денег, драгоценностей и продуктов для фронта, подписке на облигации и займы для укрепления обороноспособности Родины.

Несмотря на сложнейшие условия военных лет, колхозники села за 3 года значительно увеличили поголовье скота, производство животноводческой продукции. Этого требовали нужды Красной Армии, рабочих оборонных заводов.

В этой войне было все: испепеляющая горечь поражений, отступлений, миллионные потери и торжество завоеванных кровью и мужеством побед. Завьяловцы гордятся своими земляками – Героями Советского Союза.