Россия / Республика Удмуртия / Малопургинский район

Бураново

Описание

Мое село – это маленькая точка на карте огромной страны. И не смотря на то, что этой точке уже больше трехсот лет, страна (да и мир тоже) узнали о ней совсем недавно.

«Вотская деревня Бурангурт (ныне село Бураново) Вотской автономной области находится в 30 верстах от ближайшей пароходной пристани, что в городе Сарапуле, в 10 верстах от железной дороги (станция Кечево), и от уездного города Ижевска в 30 верстах» – так описывал мое село в конце XIX века один из первых удмуртских этнографов Григорий Егорович Верещагин. Поскольку географическое положение села не сильно изменилось, можно сказать, что оно находится на этом же месте. Большая часть находится на равнине, одна третья часть расположилась на возвышении. В холмах вокруг добывается известковый камень, не так давно стала добываться нефть. Почва каменистая, малоплодородная, поэтому огромными урожаями мое село похвастаться не может. Село возникло при речке Сарапулке, по которой раньше сплавляли лес, поэтому местные называют ее просто Пурошур («пур келян шур» с удм. Река, по которой сплавляют лес) – не очень поэтичное название, согласна.
Как уже говорилось выше, история села насчитывает уже больше 300 лет, но если верить археологическим разведкам, проводившимся на территории села, первые люди поселились здесь в раннем железном веке. Однако документальное подтверждение мы можем найти только в писцовых книгах 1710 года: «В деревне по речке Пуре, словет Буранова, по переписным книгам 710-го и 711-го годов написано 7 дворов, ясашного тягла 3 ясака с пол-полтретью». На тот момент в деревне проживало 16 человек, все удмурты. По рассказам старожилов, первым здесь поселился род Турья.
По этому поводу в селе существует такая легенда. Предки бурановцев жили в деревне Сизево (приблизительно в 20 км от Бураново), но из за тесноты в своей деревне несколько человек решили переселиться. Испросив благословения местного жреца, они двинулись в путь. Вскоре они дошли до родника, зовущегося ныне «Прохор ошмес» (удм. Прохоров ключ). Место пришельцам понравилось, но решили погадать – если деревья при ключе свистят, то место будет не счастливое. Один из них, забрался на пихту, приложил ухо к дереву и стал вслушиваться, но в этот момент сук под мужиком подломился, тот упал и ушибся. «Здесь счастья не будет»,— сказали мужики. А когда дошли до того места, где сошлись Пурошур и Коньгашур, где берёт начало речка Большая Сарапулка, впадающая в Каму, решили остаться, здесь им понравилось. И стали на новом месте строить избушки, конюшни, шалаши. Знахарь указал им место для языческих молений — Керемет.
В своё время Г. Е. Верещагин про Кереметь писал так: «Это место и ныне стоит. Он — памятник бурановской старины, представляет ныне круглый лесок, его видно издалека. Чуть ли не от города Сарапула. Рубить деревья здесь никто не осмеливается под страхом наказания злого Керемета». Сохранилась даже фотография этого лесочка, сделанная финским этнографом У.Т. Сирелиусом в 1907 году.


К сожалению, этот лесок не уцелел и сейчас его территория распахивается.

Если легендой о появление все более-менее гладко, то по поводу этимологии названия местные краеведы спорят до сих пор – существует минимум три версии. Первой придерживается большинство жителей села. По преданию, первым поселенцем починка на левом берегу Сарапулки (Пурошур) был удмурт по имени Обран. Отсюда и произошло название Брангурт. Коренные жители села хорошо помнят то место, где впервые поселилось родство (бӧляк) Обрана. Да и улицу они всегда называли именем главы своего родства. С течением времени название села стало изменяться. Начальный слог из собственного имени Обран постепенно исчез. Стали называть Брангурт, так проще и удобнее.
Вторая версия выглядит более фантастично. В ней говорится, что после того, как были вырублены густые леса в верховьях реки Пурошур, господствующие ветры по её течению в зимние месяцы стали вызывать частые бураны. Отсюда будто бы произошло название села — Бураново, но если подумать, какой разумный человек добровольно поселится на ветродуе.
Куда ближе к реальности третья версия, которая имеет фактическое обоснование. По ландрасткой переписи 1716-1717 гг. в Бураново в двух дворах жили семьи Данилко Буранова(50 лет) и Мишки Буранова(65 лет), в остальных пяти дворах хозяева имеют различные имена и значительно младше Данилки и Мишки Бурановых. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что основателями населенного пункта Бураново были либо братья Бурановы, либо их отец – Буран, что в свою очередь перекликается с первой версией основания, соответственно и названо поселение Бурангурт (удм. Деревня Бурана). Так на карте появилось новое село.
На протяжении всего XVIII века Бураново причислялось к Арской дороге Казанского уезда. С 1782 года Бураново числится в Сарапульском уезде Вятского наместничества. К 1811 году численность населения уже значительно увеличивается, и деревня становится одним из волостных центров Вятской губернии, в Бурановскую волость входит 29 деревень и починков, а с 1850 года в селе фиксируется сельское общество.
Совершенно новый этап в развитии села начинается, когда в нем открывают собственную церковь. По указу Вятской духовной консистории от 1860 года в Бураново открывают приход и начинают строительство церкви. Поскольку местное населения составляли в основном простые небогатые удмуртские землепашцы, решено было выстроить только небольшое деревянное здание.
Однако, в июле 1862 года начинается строительство каменной церкви. Это становится возможным благодаря щедрому пожертвованию в десять тысяч рублей от купца первой гильдии, Почетного гражданина Елабуги Федора Чернова. К 1865 году строительство было успешно закончено. Престолов в церкви было три: во имя Святой Троицы, в честь Архангела Михаила и в честь Святого Пророка Илии. Вслед за церковью в селе появляется приходская школа – одно из первых учебных заведений в районе – и церковно-приходское попечительство. Располагались они в одном здании.
Известная Троицкая церковь стала благодаря деятельности таких известных миссионеров и этнографов как И.В. Васильев и Г.Е. Верещагин. Во время службы в Бураново последнего, стена холодного предела храма дала трещину. Решено было отремонтировать его и заодно расширить. Так как в небогатом селе денег на ремонт не нашлось, поэтому Григорий Егорович обращается к популярнейшему проповеднику России того времени Иоанну Кронштадскому об оказании материальной помощи. Войдя в положении бедного сельского иерея, он откликнулся на зов о помощи и отправил внушительную по тем временам сумму – тысячу рублей. Больше таких примеров по Удмуртии неизвестно.

Ремонт храма был начат, но история внесла свои коррективы. Революция и Гражданская война приостановили работы. Закончить ремонт было не суждено. В 30-ые гг. XX столетия до Бураново докатилась волна идеологии воинствующего атеизма. Священнослужители были разогнаны и преследовались, а церковь разграблена. Более двух с половиной тысяч прихожан остались без церкви.
В 1939 году церковь закрыли. Этому предшествовало любопытное событие. Члены церковноприходской общины Бураново обратились с прошением к вождю пролетариата товарищу И.В. Сталину о сохранении церкви и возможности открыто справлять религиозные обряды. Закрытие церкви и стало своеобразным ответом. В 50-ые гг. церковь перестала существовать и как памятник культуры и архитектуры, ее буквально разобрали по кирпичикам. Подобных примеров по району не было, остальные церкви пострадали лишь частично. Сначала остатки церкви разобрали нефтяники для печей в своих времянках, а затем и сами жители использовали кирпичи для строительства своих домов.
На месте церкви был установлен монумент посвященный воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, а площадь рядом с ней, на которой раньше проходили базары, используется в качестве стадиона. В последние годы, по инициативе местных активистов, на нем проводится традиционный бурановский фестиваль «Выль базар».
На этом история церкви не заканчивается. В 1990-ые гг. открывается новая страница истории Бурановского прихода. В 1992 году в селе открывается Свято-Ильинский Молитвенный дом. Это стало возможным благодаря деятельности активистов. Инициатором была Вера Анисимовна Петрова, она собрала вокруг себя группу единомышленников: Галину Николаевну Коневу, Юлию Тихоновну Туктареву, Зою Андрияновну Петрунину. Они обратились к директору племзавода имени 10-летия УАССР Валерию Николаевичу Баранову. Он дал согласие и предоставил под молитвенный дом освободившее деревянное здание бывшего магазина.
Совершенно новый этап в истории церкви начинается в 2008 году. Именно тогда коллективом «Бурановские бабушки» были заработаны первые средства для строительства новой церкви. Подробнее речь о них пойдет ниже. Идея о восстановлении каменной церкви возникла давно, но, естественно, денег на это ни в селе, ни в Епархии, ни в Республике не было. Благодаря выступлениям коллектива в республике и за ее пределами, средства для возведения храма стали поступать в село. Гонорары за концерты составили хорошую базу, но стройка была бы невозможна без многочисленных пожертвований, поступавших из всех концов России, а так же из-за рубежа. В сентябре 2011 года был торжественно заложен первый камень. Новую церковь решено было строить на месте старого детского сада, так как на историческом месте находится памятник героям Великой Отечественной войны. Новое место оказалось очень удачным: здесь сходятся основные дороги, а благодаря возвышению, церковь видно и слышно во всех концах села.
С историей церкви тесно связана и история школы. Первое учебное заведение в Бураново появляется 1861 году – это небольшая приходская школа при деревянной церквушке. Через два года школа переехала в другое здание. Теперь она стала располагаться в частном деревянном двухэтажном доме, рядом с нынешним зданием сельского Дома культуры. На верхнем этаже здания размещался школьный класс, внизу же работала пивная лавка. Школа была первой и единственной в Бурановской волости, а в нее на тот момент входило уже больше 20 деревень и починков, численность населения в которых колебалась от ста до восьмисот человек. Несмотря на это обстоятельство, в школе к 1869 обучалось всего 15 мальчиков и 2 девочки. Такие цифры неудивительны, поскольку местное удмуртское население неохотно отправляло детей на обучение.
После Земской реформы, которая проводилась в Удмуртии с 1867 года, школа отделяется от церкви и передается в ведение земства. С 1869 года школа именуется Бурановское земское начальное училище.
В 1885 году в Бураново приезжает удмуртский священник, окончивший Казанскую инородческую семинарию, Иоанн Васильев. Он один из первых удмуртов получивших специальное педагогическое образование. Вплоть до 1890 года он является законоучителем в училище.

В конце XIX века в селе появляется специальное здание для школы. Оно имело две комнаты, разделенные сенями. В одной комнате проводились занятия, в другой же жил учитель. Это здание просуществовало вплоть до XXI века, однако два года назад его разобрали из-за ветхости, несмотря на историко-культурную значимость.

1900 год является знаменательным для школы, поскольку в село по направлению приезжает вышеупомянутый Григорий Егорович Верещагин и с ноября утверждается в должности законоучителя в Бурановском земском училище. Благодаря ему, в селе при школе впервые появляется библиотека, которой Верещагин занимался лично.

Перемены, происходившие со страной в начале XX века, не могли не затронуть школу. В связи с декретом 1925 года о всеобщем начальном образовании, начинается расширении сети начальных школ. В этом же году в Удмуртии организуется пять школ крестьянской молодежи (ШКМ), функционируют они на базе начальных школ. Одна из этих школ открывается и на территории Бураново, благодаря инициативе супругов Ерашова Н. А. и Худяковой А.И., прибывших сюда по распределению после окончания академии педагогических наук имени Н. Крупской. Изначально ШКМ располагалась в частном доме раскулаченного купца Ларионова, который сохранился до нашего времени. Примечательно, что в этом здании сейчас функционирует музей валенка.
Но и этого было недостаточно, поскольку количество учеников все росло. Назрела необходимость постройки нового здания для школы. Оно появилось в 1926 году и состояло из трех классных комнат, в которых училось более 100 человек. Принимали в ШКМ главным образом детей крестьян бедняков, и, благодаря семье Ерашовых, удалось обеспечить самых нуждающихся учеников стипендиями. Основными предметами, кроме общеобразовательных, здесь были агротехника, обществоведение, химия и физика.

Внеучебная жизнь в этой школе тоже кипела: учащиеся старших классов проводили большую работу по внедрению сельскохозяйственных знаний в деревне, организовывали концерты и политучебу с молодежью, вовлекали в комсомол. Кроме того, школе был выделен участок в 10 гектаров, для практических работ по сельскому хозяйству.
Начало Великой Отечественной войны больно ударило и по селу, и по школе. Была мобилизована большая часть мужского населения, женщины и девушки так же уходили добровольцами на фронт. За неимением учительских кадров и малочисленности учащихся, часть школ в районе закрывается. Тем не менее, исполком Малопургинского района идет навстречу молодежи и открывает в Бураново в 1943 году среднюю школу. В этом же году на базе освободившихся школьных зданий открывается детский дом, в связи с этим школа была вынуждена перейти на двухсменный режим работы. В первый год число воспитанников составляло 45 человек, в последующие годы их контингент вырос до 100 человек. В детском доме содержались не только сироты, но и дети бедных крестьян, которые не могли самостоятельно прокормить своих детей.
Процесс обучения тоже был непростым. До появления электричества занимались при свете керосиновых ламп, часто не хватало элементарных учебных принадлежностей – вместо тетрадей использовали старые газеты. В морозные дни в плохо отапливаемых помещениях ученикам приходилось сидеть в верхней одежде и варежках, иногда замерзали даже чернила. Нелегко пришлось и техническому персоналу: они сами заготавливали дрова, пилили, кололи, топили печи, оттирали пенькой и золой добела деревянные полы. Учителя же часто не успевали вернуться домой, и ночевали прямо в школе. Кроме того, школа продолжала традиции трудового воспитания, ученики и учителя выращивали на пришкольном участке овощи и фрукты, а так же пшеницу, рожь и другие злаковые. Школа обеспечивала не только себя, но и отправляла часть полученного урожая на фронт.
Не смотря на непростые условия работы, учителя находили время на внеклассные занятия – школьный хор под руководством П.В. Бухарина, Н.Г. Тунцарева и Г.П. Павлова на районных смотрах занимал исключительно призовые места. Не отставали от хоровиков и спортсмены, занимавшие призовые места по легкой атлетике и лыжам. Бурная деятельность кипела и на пришкольном участке. Под руководством А.Я. Туктаревой в результате опытов учащихся на пришкольном участке были получены высокие показатели урожая. За это школа дважды становилась участником ВДНХ СССР в 1966 и 1973 годах.
С середины 60-х гг. количество учащихся неуклонно росло, в 1965 году школа становится восьмилетней, а с сентября 1966 школе возвращается звание средней. Старое деревянное здание уже не вмещало такое количество детей, поэтому в 1991 году начинается строительство нового типового школьного здания. В январе 1992 года состоялось официальное открытие Бурановской средней школы. Теперь под одной крышей находились огромный спортзал, светлые классные комнаты с новой мебелью, мастерская со всем необходимым оборудованием и станками, уютная столовая и собственный актовый зал. В 2001 году школе присваивается имя Г.Е. Верещагина.

Уже 155 лет школа верно служит селу и сельчанам, ее деятельность сложно переоценить. Лучше всего об успехах школы говорят ее выпускники, а в их числе такие известные люди как К.М. Баушев – доцент Ленинградского педагогического института им. Герцена, К.И. Шибанов – доктор исторических наук, профессор ИжГСХА, К.Е. Ломагин – Народный писатель Удмуртии, Э. Батуев – удмуртский писатель, поэт, журналист-международник, член союза писателей России, К.Е. Ведерников – кандидат сельскохозяйственных наук и многие-многие другие.

Если школа появилась в селе еще в XIX веке, то с детским садом все обстояло сложнее. Полноценный детский сад открылся в селе только в 1959 году, до этого момента старшим сестрам и братьям часто приходилось прогуливать школу, а то и вовсе в нее не ходить, так как малышей было не с кем оставить. Но вот в мае открыл свои двери для малышей первый детский сад. Здание его было деревянным, а штат насчитывал всего 5 человек: заведующая, она же и воспитатель, две нянечки, истопник и повар. Работать им приходилось в сложнейших условиях: не было ни водопровода, ни канализации, дрова заготавливали сами, за молоком для малышей ходили с коромыслом на ферму, что в 2 километрах от детсада.
В 1981 году появляется специальное здание, где условия были уже лучше – в здании были канализация и водопровод. Вместо истопника работали кочегары, у которых была отдельная котельная. Здание отапливали углем. Здесь работали уже три группы, а количество детей выросло до 65.
В 2007 году детский сад «Зарни шеп» (с удм. «Золотой колосок») совершил свой последний переезд в здание Бурановской школы. Каждый день новый детский сад открывает двери для малышей, чтобы они могли научиться правильно держать вилку и ложку, произносить слова и заводить друзей.
Появления церкви, школы и детского сада было очень важно для села, поскольку реальность такова, что без таких объектов населенный пункт начинает вымирать. Помимо этих учреждений в селе есть так же племзавод, почта, фельдшерский пункт, аптека, продуктовый и хозяйственный магазины. А после выступления «Бурановских бабушек» на «Евровидении» 2012 года у нас волшебным образом появились дороги, тротуары для пешеходов, трапезная при церкви, а так же обновленное здание дома культуры. Село стало более благоустроено, к нам стало приезжать множество людей из разных концов земли, стало комфортнее и веселее жить. Удручает только тот факт, что соседним селениям не уделяется столько же внимания и они вынуждены жить куда хуже. Но ведь это такие же люди, такие же умные, трудолюбивые талантливые. Парадокс нашей жизни.

История маленькой родины – это в первую очередь история людей, которые там живут. Предки моей семьи живут на этой земле уже больше двух сот лет, поэтому для меня история Бураново – это и история моей семьи тоже. Какие бы я не просматривала материалы везде неизменно встречаю родные фамилии, среди водителей, директоров, учителей и воспитателей. Среди тех, кто уже никогда не вернется с фронта, и среди тех, кто вернулся несмотря ни на что.

В условиях вашего конкурса сказано, что необходимо выбрать несколько человек для «доски почета», а так же книги памяти, и выделено на это по две страницы. По две страницы на тех, кто всю жизнь трудился на благо своего села, проливал за него кровь, растил детей достойными людьми. Этот выбор для меня преступление, каждый из них достоин своей доски почета и своей доски памяти, достоин того, чтобы его знали и помнили.

Использована работа участника конкурса творческих работ «Моя малая Родина» Туктаревой Юлии Алексеевны.