Россия / Республика Удмуртия / Ярский район

Пудем

Описание

История

Казанские купцы Келарев и Ляпин поставили в 1759 году завод на речке Пудем, впадающей в реку Чепцу. Как пишет один из исследователей истории завода, Л.М. Блинова: «В летнюю пору 1757 года появились чужие люди на берегу речки Пудем. Это были строители будущего Пудемского железоделательного завода».

Так началось строительство Пудемского завода, с шалашей и землянок, которые строили для себя приписные горнозаводские люди, крепостные, привезенные в Пудем в основном из Ярославской, Тульской губерний, из Екатеринбурга и Надеждинска. Позже, когда им выделили лес, они стали строить дома. Каждый завод строился на реке, что было необходимо для правильной технологической организации железоделательного производства. Пудемский завод тоже располагался на реке Пудем., которая была перегорожена плотиной. Железоделательное производство на заводе было технологически связано с поставками чугуна из Омутнинского завода. Поступивший чугун переплавляли два раза и выковывали из него листовое железо. Близость реки Чепцы была выгодной в плане переправки готовой продукции, Чепца выводила пудемский чугун непосредственно к центральным городам Вятского края: Хлынову, Слободскому, Орлову и Котельничу, а также в бассейн рек нижней Вятки. Через Пудем шел сухопутный путь из Кунгура в Хлынов. Используя эти преимущества, пудемские заводовладельцы снабжали своим чугуном Вятский край.

Из заметок краеведов Р.П. Томиловой и М.Н. Байбородовой мы узнаем, что в Пудеме в XIX- начале XX века основном отмечали религиозные праздники. В Пасху, например, качались на «козлах» и качелях, на Рождество ходили колядовать, а девушки гадали. На Масленицу катались с горки, провожая зиму, сжигали чучело за селом, пекли блины. В Троицу водили хороводы возле наряженной березки. А в ночь Ивана Купалы девушки плели венки из цветов, бросали их в воду и следили, куда они поплывут. Главным архитектурным сооружением села Пудем была церковь, которая была открыта по указу Святого Синода от 20 сентября 1864 года (Фото7). До строительства церкви верующие посещали молитвенный дом. Для каждой категории работного люда: крепостных и вольных имелись свои, отдельно работающие священники. Народ обращался к ним во время свадеб (венчания), крестин, похорон и т.д. В 1830-1860-х годах с крепостными вел работу отец Алексий, а с вольными – отец Николай. Жители Пудема были очень набожными, соблюдали все посты, читали Евангелие и Библию, приобщали к этому детей.

В конце XIX века служащий Омутнинского завода М.К. Селивановский, которому не раз приходилось бывать в Пудеме, так писал о поселке: «…Пудемский завод много меньше Омутнинского, как по числу домов, так и по числу жителей. Всех домов в нем не более 300, а жителей около 2-х тысяч. Больших и красивых домов в Пудеме нет, лучший будет заводской дом, в котором помещается квартира управляющего завода. Контора помещается в старом одноэтажном доме. Каменных домов совсем нет. Но все-таки Пудемский завод выглядит красиво, потому что стоит на некотором возвышении.

Особой достопримечательностью Пудема считался пруд, который был невелик, но глубок. Красоту ему придавал остров, который образовался в результате вырубки леса. Заводчане пруд всегда берегли и охраняли. По рассказам старожила поселка Маркова-Гирева А.С., стирать или полоскать на пруду запрещали. Лес, растущий вокруг пруда, рубить было нельзя. Рыбу из пруда ловили только рыбные хозяева. В Пудемском пруду рыбы, вероятно, водилось немного, по словам Селивановского, она была вкусной. Остров среди пруда принадлежал Голубевым и Мечевым. Его распахивали и сеяли. После смерти Голубева островом владела его жена Петряиха со своими сыновьями. Еще до революции завод выкупил Петряев остров, обустроил (был построен павильон, проложили на острове круговую аллею по берегу острова). Остров стал любимым «местом для гуляний интеллигентной молодежи». За Петряевым островом есть остров, который называется Мухлачевым. Вероятно, он принадлежал когда-то Мухлачевым. В настоящее время на пруду три острова: остров Любви (Петряев), остров Разлуки и Лысый остров (на нем не были посажены деревья).

В конце XIX века среди землевладельцев появились свои новаторы-экспериментаторы, в Пудеме их называли «культурными хозяевами». К ним можно отнести конторского служащего Г.Е. Мечева, который имел лучшие кулиги и покосы. Вместо сохи пахал плугом, использовал железную борону, приобрел конную косилку. Он же сделал первый прудок-садок для рыбы, расчистив заболоченную илистую низину, а со стороны пруда подняв плотину с небольшим сливом воды. Мечев также арендовал у завода часть пруда на Починке и рыбачил сетями при помощи нанятых рыбаков. Выловленную в пруду рыбу выпускали в прудок-садок или продавали. Современник Мечева Горшков вспоминал: «Часто на телегах привозили большие деревянные бочки с живой рыбой. Бочки подвозили к берегу прудка и опрокидывали. Нас прогоняли и ставили сторожей. Летом в хороший день к прудику приходили хозяева с гостями, неся с собой корзинки, ведра. Лишнюю воду выпускали, рыбу ловили сачками и даже руками. Барышни смеялись, визжали, хлопали в ладоши. Мы с ребятами тоже помогали ловить, и нам потом давали по рыбине, а то и по две. Мы, довольные, убегали и отдавали рыбу матерям». По воспоминаниям старожилов, еще одной из достопримечательностей села Пудем был Святой ключик. Из уст в уста передается рассказ о том, что у жителей села Токарева и Абрамова В.С. заболели глаза, они стали ходить на ключик умываться и утром, и вечером. После этих процедур они выздоровели. Этого было достаточно, чтобы распространилась молва о лечебной силе ключика. Началось к нему паломничество верующих со всеми болезнями.

Ключик был благоустроен. Церковь отпустила средства на строительство часовни. В короткий срок ее выстроили, территорию со всех сторон обнесли изгородью, сделали удобную лестницу, со стороны лугов посадили тополя, под ними поставили скамейки для отдыха. Внутри часовни стены увешаны иконами, сильное впечатление на посетителей оказывала статуя распятого Христа, чуть не в рост человека. На месте истока ключа был поставлен металлический чан, сверху закрытый крышкой с отверстием посередине, в которое посетители опускали монетки. Церковнослужители установили праздник на Ключе – первое воскресенье после Петрова дня. В этот день собиралось огромное количество народа. Приезжало много торговцев из дальних и ближних сел, их ларьки занимали все обочины дороги: от Починка почти до Орловского поля. В часовне непрерывно проводили молебен. Деньги текли рекой.

После революции страсти к чудесным воздействиям ключика поостыли. Воду посылали на анализ, но ничего целебного в ней не нашли. В годы Великой Отечественной войны изгородь, лестницу, скамейку и ворота растаскали на дрова. В часовне во время войны учились дети, потому что в здании школы разместился госпиталь.

Рабочим в Пудеме жилось тяжело, так как на предприятии применялся почти исключительно ручной труд, а рабочий день был неограниченным. Но были и положительные факторы. Если во времена строительства завода и в начале его пуска в эксплуатацию рабочие жили скученно, в землянках, шалашах, сараях и курных избах, то в начале XIX века им уже выделяется кредиты и лес на строительство жилья. Жители селения Пудем были набожными, читали Библию, Евангелие и приобщали к этому детей. Регулярно посещали церковь. Отмечали религиозные праздники. Большим подспорьем было приусадебное хозяйство, которым занимались в свободное от работы на заводе время. Были среди земледельцев и свои новаторы – рационализаторы они занимались и благоустройством своего села.

В селении Пудемский завод люди старались получить грамоту, если они не обучались в школе, то посещали занятия в доме священника В. Маракулина. Молодое поколение, закончившее обучение в школе, имело возможность поступить в Глазовскую гимназию и, если семья была зажиточная, то в любое другое учебное заведение.

По документам ЦГА УР можно проследить строительство казенных помещений при заводе: дом для приезжих и конный двор были построены в 1884 году, дом для аптеки – в 1885 году, дом на острове – в 1903 году. По мере развития завода появилось почтовое отделение, для рабочих имелась сберегательная касса, открывались торговые лавки, трактир-чайная и заводской кабак.

Как пишет М.Н. Байбородова, в 1890-х годах в Пудемском селении открыл торговлю Н.Ф.Чадаев, он построил дом с магазином на Большой улице. Товар был преимущественно продуктовый. Развернул торговлю С.С.Дуняшев, он построил двухэтажный дом на самом бойком месте в центре села. На втором этаже – жилое помещение, внизу – магазин. Автор отмечает, что товар был разнообразный, кроме продажи велась скупка кожи, льна, шерсти, зерна, мяса и т. д. Торговал С.С. Дуняшев вплоть до революции 1917 года (в период нэпа снова открывал свою лавку на два года).

Во второй половине XIX века в Вятской губернии появляется многочисленная группа лавочников, скупщиков хлеба, сырья и различных изделий. Это свидетельствует о проникновении товарно-денежных отношений в различные слои населения. Начинали торговать с дегтя и вара, постепенно расширяли ассортимент товаров. А.С.Абрамов торговал бакалеей на Починке в пристройке у дома. Наряду с частными лавками, была и заводская, в ней приказчиком работал Н.И. Веселухин. В конце XIX века в Пудеме открылась общественная лавка, она существовала на средства пайщиков. Вот одно из воспоминаний: «Пай был большой 250 – 450 рублей, поэтому пайщиком мог стать не каждый, а только зажиточные люди. (О.А.Веселухина 1912 г.р). В Пудеме был и трактир-чайная, приказчиком работал Ф.М. Волостников в то же время он выполнял работу библиотекаря, выдавал и менял книги, показывал волшебные фонари – движущиеся картинки.

Важную роль в общественной жизни Пудемского завода и села Пудем играла интеллигенция, в основном это учителя, представители администрации завода, работники библиотеки. Менялся мир, новая эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Если во второй половине XIX века образование в Пудеме получали в земской и церковно – приходской школе, то уже к началу XX века обучаются дети в малой двухклассной школе, начальном училище, где получают неполное среднее образование и одну из специальностей – слесаря, токаря, кузнеца.

Большой популярностью пользовалась в Пудеме библиотека, открытая в 1904 году в частном доме. Также была библиотека и при заводе, литературой пользовались мастеровые. Библиотека обладала не только книжным фондом, но выписывала газеты и журналы. Литература поступала из города Глазова. Рабочие и жители завода пользовались услугами заводского фельдшера. Была открыта заводская амбулатория, аптека. Но состояние здравоохранения было еще на низком уровне, врачи работали только в крупных городах. Но все рабочие завода пользовались бесплатным медицинским обслуживанием.

После революции 1917 года, установление Советской власти в Пудеме произошло мирным путем. Завод остался без хозяина и без средств. Вятский губсовнархоз в помощи отказал. С 1918 года завод не работал. Оборудование было вывезено в Омутнинский завод. На базе завода была организована «Коммуна», члены которой объединили всех частных коров и открыли молочную ферму. В 1923 году энтузиасты, объединив свои усилия, открыли артель «Металлург». Организаторами стали старые рабочие завода: И.И. Старцев, В.И. Гиреев, М.А. Рябов, В.А. Веселухин, председателем избрали А.П. Колесова. Сначала, они занялись столярным и кузнечным делом, а затем пустили в действие чугунно-литейное производство. С основания завода, основным транспортом являлся гужевой и водный, а с 1933 года в связи с постройкой железнодорожной ветки Яр – Фосфоритная, пересекающей Пудем, артель получила возможность постройки заводского железнодорожного тупика. И с этого времени весь грузооборот осуществлялся по железной дороге с разгрузкой погрузкой на территории артели (годовой грузооборот артели был равен 2000 т).

Нападение Германии коренным образом изменило жизнь и быт мирного населения. Безграничный героизм был проявлен на трудовом фронте. На место мужчин, ушедших на фронт, встали женщины: С.П. Владыкина создала бригаду прокатчиков и возглавила ее, К.В. Мышкина первой из женщин встала к стану. Бригады брали на себя повышенные обязательства и перевыполняли их. Не отставали и мужчины: кузнец П.Н. Осколков, столяр П.А. Новоселов, слесаря И.М. Огнев, прокатчики А.Ф. Томилов, В.Д. Старцев. Артель «Металлург» приступила к выпуску новой продукции необходимой для нужд фронта и военного времени. Женщины, отработав смену у стана, шли на разгрузку или погрузку вагонов, на заготовку или распиловку дров. Бывало, ночевали в цехах завода. На базе школы и Дома культуры была организована работа эвакогоспиталя. Сбор средств на его оборудование проводили в колхозах, собирали по домам. На заводе выпускали посуду, кровати.

Военное лихолетье нанесло серьезный удар по системе образования. Подростки не посещали школу, потому что работали, заготавливали дрова, занимались сбором лекарственных трав, грибов, ягод, а младшие, потому что не в чем было идти в школу, также не было книг, бумаги, чернил. Несмотря на все трудности и тяготы, в тылу, голод, холод, недосыпание, народ не думал о своих лишениях, а все силы отдавал на обеспечение армии промышленной продукцией, продовольствием, сырьем, топливом.

Не прятались за чужие спины рабочие и служащие завода и на фронте. Вахрамеев В.А. участвовал в Сталинградской битве, освобождал Люблин, Майданек, участвовал в штурме Варшавы, а затем – Берлина. П.Г.Владыкин  – ветеран Великой Отечественной войны, подполковник Вооружённых сил, Н.И. Огнев, В.М. Старцев, А.М. Вахрамеев, Иванов А.Ф. и многие другие с честью выполнили свой военный долг, и после войны также самоотверженно трудились на заводе: супруги Вахрамеевы, Пагина Н.Е., Голубев А.А., Лысков В.В., Никитин С.Г. и многие другие.

Послевоенный период развития артели «Металлург» характеризовался восстановлением разрушенного хозяйства. Шел постепенный переход на производство гражданской продукции. В связи с реформой промышленности 1965-1967 года обновлялось оборудование, расширялось производство, продукция завода стала более разнообразной. Расширяются экономические связи, продукция завода поставляются в Находку, Тюмень, Свердловск, Воронеж, Вологду, Москву, Киров, Орел, Саратов, во Владивосток, Улан-Удэ, Омск, Душанбе, Калининград, Иркутск, Минск. Развивается социальная инфраструктура поселка, построены объекты здравоохранения: поликлиника, стационар с терапевтическим, хирургическим, детским, родильным отделениями. При финансовой поддержке завода построено и работает два детских комбината, Дом культуры «Металлург», спортивный комплекс. Серьезные шаги делает завод в решении жилищной проблемы: заводом построена 21 единица жилья, общей площадью 1554 м 2.

Немаловажную роль в жизни поселка Пудем играет школа. В 1970-1980-х годах в ней обучалось 1100 учащихся. В 1980- 1990-х годах - более 1400 учащихся. При школе открыт интернат на 140 мест, группа продленного дня на 130 человек. Работают спортивные секции от Ярской спортшколы, в которых занимаются до 450-ти юных спортсменов. Открыт филиал музыкальной школы. Большую роль в жизни поселка играют библиотеки. До 1990-го года в Пудеме их было четыре: библиотека Пудемского завода, поселковая, детская и библиотека при Чепецком доме культуры.

К сожалению, перестройка отрицательно сказалась на жизни и деятельности Пудемского завода. Здесь прекратили выпуск железоделательной продукции, закрыли прокатные станы, к концу XX века оставили только цветное литье. Численность рабочих с 650-ти человек в советские времена сократилась до 67 человек в настоящее время. Но село (поселок поменял свой статус согласно закону УР от 12 июля 2005 года № 39 РЗ) продолжает жить, действует завод, Ярский лесхоз, жилищно-коммунальная служба, торговые предприятия, учреждения социальной сферы, школа, детский сад, библиотеки.

Информация взята из конкурсной работы учащийся 8 класса «Пудемской средней общеобразовательной школы», Желудковой Евгении Сергеевны.