Россия / Воронежская область / Аннинский район

Васильевка

Описание

Использована работа Грудиной Оксаны Сергеевны, ученицы 8 класса МОУ Васильевской СОШ

История

 Возникновение села

Первые поселенцы на территории села появились в 1824 г. Это были выходцы из Старой Тойды и, судя по схожим фамилиям, Верхней Тойды. Старая Тойда и земельные владения, к которым относились Нащокино, Васильевка принадлежали Воину Васильевичу Нащокину,

1-1


полученные им при императоре Павле I. После смерти Воина Васильевича (1806 г.) и его жены Клеопатры Петровны (1828 г.) владельцем Старотойденской вотчины стал их сын Василий Воинович Нащокин (1796 – 1841 гг.). Именно в честь него и было названо  село. Гораздо позже, окрестными землями и селами (Анна, Левашовка, Верхняя Тойда, Николаевка,  Софьинка, Васильевка) владела графиня Авдотья Васильевна Левашова, которая в 1862 г. продала часть земель, в том числе и Васильевку князю Барятинскому. Так, переходя от одного владельца к другому, и жили люди в селе вплоть до 1917 года.

 Жизнь и быт крестьян до революции 1917 года 

В  школьном музее есть план-схема с. Васильевки.

1

Судя по нему и записям рассказов  старожилов Мургина Михаила Ефимовича, Куницына Павла Васильевича, Ульянова Якова Гавриловича, сделанные еще в 60-е годы прошлого столетия, можно сказать, что заселение территории села началось с улицы Вагань. Затем заселялись улицы: Середина, Придача, Гудовка, Непочетовка, Чухоновка, Бондаревка. Переселенцы были не только из Старой и Верхней Тойды, но и из Анны (семьи Свешниковых).

Жили тогда очень бедно. Основное население составляли крестьяне, которые были крепостными и полностью зависели от своих хозяев. Жительница  села, Степанова Евдокия Петровна, прожившая 90 лет, в 1931 году рассказывала, как ее, двенадцатилетнюю девочку, секли на барской конюшне за то, что она не укараулила от коршунов цыплят на птичнике. Ее плач и крики никто из взрослых не слышал, потому что птичник находился далеко от села. Домой ее принесли в бессознательном состоянии и отдали родителям. И некому было пожаловаться за такое жестокое отношение, потому что к крепостным относились как к рабам, которые не имели никаких прав и свобод. Крестьяне жили в деревянных однокомнатных хатах, крытых соломой. В зимнее время в них находился и скот: телята, овцы. У многих жителей не было в хате даже полов. Вместо кроватей были  палати и печь, а то и вовсе спали на полу. Укрывались дерюгами. Хозяйственные постройки состояли в основном из  «клетей», сделанных из самана и плетней. Для хранения хлеба были амбарчики. Все это располагалось перед хатой и заполняло в 2-3 ряда улицу. При такой скученности построек бичом жителей были частые пожары, особенно в летнее время. Мургин Михаил Ефимович рассказывал, что дважды Васильевка почти полностью была уничтожена от пожара: первый раз в 1866 году, второй – в 1877 году. После таких бедствий многие жители «шли по миру», становились нищими.

После отмены крепостного права в 1861 году жизнь крестьян не стала легче. Все также ходили к барину на поклон. Нанимались к нему на работу за очень низкую плату. Безлошадные получали в день по 15 – 20 копеек, а те, кто работал с лошадьми – до 40 копеек. По-прежнему главной причиной бедственного положения крестьян было малоземелье.

Очень медленно, но жизнь в селе менялась. В 1863 году была построена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Стояла она на пригорке у дороги и далеко была видна со всех сторон. Церковь стала центром всей жизни села. Здесь венчали, крестили детей, отпевали, провожая человека в последний путь. При церкви, а точнее, в церковной караулке, впервые стали обучать грамоте крестьянских детей в церковно-приходской школе. Она была открыта в 1885 г. В первый класс поступили 6 мальчиков. Среди них были Мургин Михаил Ефимович, Удальцов Семен Леонтьевич. Девочки начали обучаться только с 1893 г. Это Едомская Мария Афанасьевна, Свешникова Христина, Куницына Агафья и другие. Учил детей местный священник Корыстин Михаил Лукич. Земская четырехлетняя школа открылась в 1911 году, такой она и оставалась до 1930 года. Первыми учителями были Зюзин Роман Никитович, Рыбалкин Василий Михайлович.

Каким был крестьянский быт,  мне помогли представить экспонаты здешнего музея: ткацкий станок, сосуд для хранения сыпучих продуктов, лапти, глиняная посуда, рубель, деревянные ложки, самовары и другие.

Ткацкий станок

2

 был раньше в каждой семье. Ткали на нем грубые холсты из конопли, из которой еще надо было получить нити. Люди были мастеровыми. Они могли не только ткать, но и плести из бересты и соломы сосуды для хранения зерна и сыпучих продуктов.

3

 Лапти плели из бечевы и лыка.

4

 Посуду делали из глины, а ложки - из дерева. Одежду гладили рубелем.

5

 Гораздо позже появились угольные утюги, потом – нагревательные.

6

Сельчане не только трудились, но и умели отдыхать. По воскресеньям ходили в церковь, собирались на улицах на посиделки. По такому случаю надевали самую лучшую одежду. Особенно красивой была женская одежда.

7

Шили ее тоже сами. Украшали одежду вышивкой и бисером. В каждой избе, в красном углу, обязательно были иконы, потому что сельчане были верующими, православными людьми.

Тяжело, но относительно спокойно жили люди в селе до начала XX века.

 Васильевка в первой половине XX века

Бедность, тяжелый крестьянский труд, социальная несправедливость были причинами массовых выступлений крестьян. Доведенные до отчаяния, сельчане захватывали господские пастбища, избивали помещичьих приказчиков, объездчиков. Так, например, в революцию 1905 года, группа крестьян из Васильевки под руководством Грудина Митрофана Ивановича напала на хутор Старо-Надеждинский, разогнала прислугу, уничтожила несколько строений. Участники выступлений были наказаны, а Грудин М.И. отбывал тюремное заключение. В Октябрьскую революцию 1917 года и Гражданскую войну жителями села были разгромлены хутора Старо-Надеждинский, Митрошин, Склядин. Земли этих помещиков переходили в пользование крестьян.

В селе появились новые органы самоуправления – Советы, которые осуществляли власть народа на местах.

Первым председателем на сельском сходе Васильевки был избран Апалихин Петр Алексеевич. Советская власть в селе опиралась на актив бедноты, в котором выделялись первый коммунист Васильевки – Высотин Данила Степанович, крестьяне: Палкин Иосиф Николаевич, Палкин Федор Павлович, Мургин Иван Митрофанович, первый комсомолец села – Доронин Павел Иванович, который работал секретарем сельского совета. Строить новую жизнь без господ было тоже тяжело. Отсталые в техническом отношении крестьянские хозяйства давали недостаточное количество сельскохозяйственной продукции. Приобрести же новую технику единоличные хозяйства были не в состоянии.

В 1930-е годы начинается массовая коллективизация. В 1931 году в Васильевке образовано 2 колхоза: «Красный май» и «Победа Октября». Их первыми председателями были Антошин Василий Андреевич и Зюзин Кирилл Андреевич.  Поначалу  техническая оснащенность колхозов была низкая. Так в «Победе Октября» имелось 6 жаток, 30 плугов, 70 лошадей. Тракторов и других машин не было. Средняя урожайность зерновых составляла 10 – 12 центнеров с гектара. Убирали хлеб в основном вручную, косами (крюками) и конными жатками. При таких условиях уборка урожая продолжалась 1,5 – 2 месяца. Животноводческие фермы были небольшие, в одной насчитывалось не более 35 – 40 дойных коров.

Все трудоемкие полевые работы в колхозах велись с помощью машин, выделяемых для хозяйств Криушанской машинно-тракторной станцией (до 1939 года), а потом Аннинской после нового районирования. Постепенно в колхозах стали создаваться свои кадры трактористов, комбайнеров, шоферов. Не только мужчины стремились освоить эти профессии, но и женщины. Совсем еще молоденькими девчонками сели за трактор Высотина Зинаида, Калгина Раиса (фото8), Панова Евдокия, Косцова Зинаида. Тогда еще они не знали, что пройдет совсем немного времени, и битва за урожай как и битва на передовой будет подчинена одной цели – разгромить врага и приблизить долгожданную Победу над фашистской Германией.

 Военное лихолетье

Не обошло стороной Васильевку и военное лихолетье. Фронт проходил в 80 километрах  от села. 160 односельчан ушли на войну, 113 из них не вернулись. Память о них бережно хранится в школьном музее в Галерее Памяти.  А здесь, в тылу, ковали долгожданную Победу женщины, старики, дети. Армию нужно было снабжать продуктами питания, одеждой… Дети работали наравне с взрослыми.  Машин в колхозах катастрофически не хватало. Была одна полуторка, да в первые же дни войны вместе с лихим шофером Алексеем Грудиным, ее взяли в армию. Не вернулись с войны ни машина, ни водитель. Все трудоемкие работы на полях выполняли с помощью лошадей и волов. Хлеб косили вручную, косами, молотили цепами, свеклу убирали с помощью копачей, тоже вручную. Но все взятые обязательства колхозники старались выполнить в срок, несмотря, ни на какие обстоятельства. Все понимали, что от их труда тоже зависит приближение Победы. В селе продолжала работать школа. Мария Степановна Хвостикова, которой в ту пору было 13 лет, рассказывала: «Мы оставались детьми, только чуть-чуть повзрослевшими раньше времени. Война не ожесточила наши сердца. После трудной работы мы бежали в школу, в наши маленькие классы, где нас ждали любимые учителя: Т.Я. Сергуткин, П.П. Карелина, А.И. Полукарова… Вместе с нами они вязали теплые вещи для фронта, собирали посылки, а с самыми младшими собирали колоски, заготавливали топливо для школы…»

Все село жило ожиданием вестей с фронта. Люди с нетерпением каждый день ждали почтальона и одновременно боялись, боялись получить похоронки. Скорбный список погибших сельчан открыл в 1941 году Удальцов Герасим Ильич. Да, не всем моим односельчанам суждено было вернуться домой… Многие навечно остались двадцатилетними юношами, такими как Мургин Георгий Иванович,

9

 танкист, старший лейтенант посмертно награжденный орденом Отечественной войны 2 степени. Но не только мужчины воевали на фронте. Уходили на войну и девушки. Среди них и родная сестра моей бабушки Мургина Прасковья Федоровна.

10

Четырнадцатилетней девчонкой, в 1937 году она начала работать в колхозе. В 1943 году была мобилизована в банно-прачечный отряд № 239. Работа была трудная. Очень часто приходилось стирать солдатское белье под пулями и разрывами гранат и бомб. От бесконечной стирки болели руки, спина. Постоянно хотелось спать. Но девушки этого отряда понимали, что от их работы тоже многое зависит, поэтому выдержали все трудности. После окончания войны Прасковья Федоровна еще долгие годы работала в родном колхозе. Дорогая тетя Паша, так мы ее называли… Как жаль, что ее уже нет рядом с нами.

Односельчане гордятся, что в их селе долгие годы жила Калгина Клавдия Павловна.

11

С первых и до последних дней она воевала в зенитной части. Была связной. Принимала участие в боях за освобождение Воронежа, Курска, Киева, Кракова. После окончания войны вернулась в родной колхоз. Много лет работала сельским почтальоном. Сейчас на заслуженном отдыхе. Живет у племянницы в Эртильском районе.

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война, которая унесла более 27 миллионов жизней наших сограждан. В этом скорбном списке и 113 моих земляков, с честью выполнивших свой долг перед Родиной. И пусть никто из васильевцев: погибших и вернувшихся с войны, не был удостоен самого высокого звания – Героя Советского Союза, для нас они все – Герои. Ведь Победа добыта их руками, их потом, их кровью.

 Послевоенное время

Мирная жизнь преобразило село. Колхозы «Красный май» и «Победа Октября», были объединены в один – «Победа Октября» в 1950 году. Это позволило приобрести больше техники для обработки полей. Повысилось качество труда колхозников. Высокие показатели в работе тружеников колхоза были достойно оценены правительством нашей страны.  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1965 года бригадиру тракторной бригады Егору Ивановичу Свешникову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Вместе с ним 22 колхозника отмечены высокими правительственными наградами. Среди них Лилло Роберт Рудольфович, намолотивший за сезон 1965 года 11800 центнеров зерна, звеньевая-свекловичница Горина Раиса Алексеевна, вырастившая со звеном на 76 гектарах по 259 центнеров свеклы, награждены орденом Трудового Красного Знамени. За трудовые успехи на полях и фермах в 1966 году награждены 66 колхозников. Колхоз «Победа Октября» становится одним из лучших в области, колхозом – миллионером.

Люди на селе стали жить гораздо лучше. Если до 1958 года в Васильевке имелось 10 домов, состоящих из 2-х и более комнат, то в 1964 их уже – 130, в 1967 – 234 дома. Сейчас в селе 339 таких домов. В конце 80-х годов появилась еще одна улица, состоящая из 18 современных, благоустроенных домов. Улица получила название – Новая. В индивидуальном строительстве большую помощь людям оказывало правление колхоза. В 1966 году распахнула свои двери  двухэтажная новая школа (фото12), рассчитанная на 320 учащихся. Она тоже  построена на средства колхоза. В этой, по-домашнему уютной, школе я сейчас учусь. Тогда же был построен Дом культуры (фото13) и новое здание, где находились медпункт, сберкасса и почта.  В центре Васильевки появился скромный обелиск (фото14) с именами тех сельчан, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны. С каждым годом культура и быт на селе улучшались. В 1954 году Васильевка полностью электрифицирована. К 1960-му году закончилась радиофикация села, хотя первый радиоприемник появился в клубе еще в 1924 году.

Если в 1950 году телевизор был только у Грудина Алексея Ивановича, то в 1967 году их уже – 83. А сейчас нет ни одной семьи, где не было бы цветного телевизора, DVD - магнитофона или  мобильного телефона. Никого не удивишь и легковым автомобилем. А в 1967 году, когда у троих жителей села появились личные машины, - это было настоящей сенсацией!

Мои земляки принимали участие в освоение  целинных земель. Это Калгин Василий Иванович и Маскаева Клавдия Ивановна. Многие были участниками ВДНХ, делегатами партийных съездов.

 Васильевка сегодня

За окном XXI век. Меняется облик села. От бывших названий улиц остались только 3: Придача, Непочетовка, Новая. Улицы Вагань и Середина объединились в одну стали  называться Советская; Чухоновка, Гудовка, Бондаревка получили название – Заречная. В конце 1970-х начале 1980-х годов была построена еще одна улица в центре села. Ее сразу назвали Молодежной. Это название и закрепилось  за ней. Дело в том, что официальное название улиц и нумерация домов появились в Васильевке только в 2001 году по решению Совета народных депутатов (протокол № 4 от 10.03.2001).

 1 декабря 2007 года исполнилась многолетняя мечта моих односельчан. В село пришло голубое топливо – природный газ! В ближайшее время планируется перевести на газовое отопление и среднюю школу. Возможно, к 1 сентября 2011 года откроется детский сад на базе школы. Это дало бы возможность многим семьям улучшить свое материальное положение, то есть возможность молодым мамам выйти на работу, а также подумать и о прибавлении семьи в будущем.

 Еще одно очень важное событие произошло 4 декабря 2010 года в жизни сельчан. В престольный праздник села Введение во храм Пресвятой Богородицы было совершено малое освещение вновь построенной церкви Введения. В годы гонений на Церковь в 1935 году храм был разрушен. И вот, спустя 75 лет, церковь обрела свое второе рождение. Мечта людей была воплощена в жизнь благодаря Паринову Николаю Васильевичу, генеральному директору открытого акционерного общества «Новонадеждинское», который на средства хозяйства и пожертвования людей построил  церковь за короткий срок – за 1,5 года.  Введенская церковь теперь не только духовный центр, но и визитная карточка села. Как и прежде, она стоит на пригорке у дороги Анна-Воронеж. Купола церкви далеко видны со всех сторон при подъезде к селу, особенно в ясную погоду. Три раза в неделю над окрестностями Васильевки разносится благодатный звук колоколов, собирая прихожан на службу. Людей собирается на богослужение много. Среди них часто можно увидеть  и моих бабушек. Но не только старики ходят в храм, молодежи здесь тоже много, особенно в выходные дни. А это значит, что возрождается духовность моего села, красота и сила народа.

 Не осталось и следа от когда-то большого и сильного колхоза «Победа Октября». В 2003/2004 годах он прекратил свое существование. Вся колхозная земля была поделена между жителями села на паи. Большинство людей сдали свою землю в аренду совхозу  «Новонадеждинский». Кто-то сдал землю фермерам. В селе появились 5 крестьянско-фермерских хозяйства. На сегодняшний день их осталось только 3, но эти хозяйства успешно развиваются, специализируются они на выращивание зерновых, сахарной свеклы и картофеля. Каждое такое хозяйство имеет более 200 гектар пахотных земель. В 2010 году появилось новое крестьянско-фермерское животноводческое хозяйство, занимающееся  разведением овец.  Развитие таких хозяйств дает дополнительные рабочие места, которых все еще не хватает после того как не стало колхоза, который обеспечивал работой все население Васильевки.

 В селе на сегодняшний день проживает 631 человек. Из них 209 человек – пенсионеры, 321 – трудоспособные, 60 человек – дети школьного и 30 дошкольного возраста. Эти цифры говорят о том, что третью часть населения села составляют пенсионеры и только шестую часть – дети. А это значит, что население Васильевки стареет. А вот следующие цифры вызывают настоящую тревогу: в течение прошлого года родилось только 2 ребенка, а умерло11 человек. Вывод  неутешительный – коренное население Васильевки постепенно вымирает. Необходимо предпринимать серьезные меры для того, чтобы молодежь не уезжала из села, а оставалась здесь, чтобы Васильевка продолжала жить и развиваться дальше.