Россия / Воронежская область / Борисоглебский район

Губари

Описание

История села Губари


Село Губари расположено в Воронежской области Борисоглебского городского округа (51°30'50'' с.ш., 42°33'9'' в.д.). Село находится в 50 км от города Борисоглебск и в 270 км от города Воронеж. Наше село расположено в лесостепной зоне России. Раскинулось оно на правом берегу реки Хопёр. С восточной стороны села, вдоль реки, протянулась пойменная дубрава и сосновые насаждения; с запада, на вершине холма, раскинулись поля.
История села тесно связана с историей России. Разные исторические эпохи находят свое отражение в памятниках, постройках, захоронениях на территории села Губари и в его окрестностях.
В 1987 году в результате раскопок Новостроечной экспедиции Воронежского госуниверситета, проведенных на территории Борисоглебского района Воронежской области возле села Губари были обнаружены останки 16 человек разной сохранности, находившиеся в 7 курганах. Курганы располагались на правом высоком берегу реки Хопер на северо-западной окраине села Губари и входили в группу из 10 насыпей. В погребениях находились остатки скелетов мужчин, женщин, подростков и детей. Рядом с умершими были обнаружены кости жертвенных животных, керамические сосуды, бронзовые орудия труда (нож, игла). В результате раскопок получены свидетельства различных археологических культур, главным образом эпохи бронзы (середина II тысячелетия до нашей эры).1 Скорее всего, эти люди вели кочевой образ жизни, но уже в эти далёкие годы наша местность не была пустынной, безлюдной степью. Уже тогда здесь были люди!
В летописных записках Дометия Наумова, диакона села Губари, Новохоперского уезда, опубликованных в Воронежских епархиальных ведомостях в 1866 году говорится: «Село Губари зачалось в лето 1757; вышли из села Петровского-Мерлина; сослал их однодворцев господин Лука Варфоломеевич Ельменинов пять семей. Еще пришли однодворцы в лето 1762 года в ревизию (девять семей) в подушном семьдесят шесть душ».2
Другое документальное свидетельство о нашем селе мы нашли в архивной справке из Государственного архива Тамбовской области. В этой справке сказано, что самое раннее упоминание о селе Губари встречается в «Межевой книге», составленной 9 июля 1771 года землемером секунд-майором Тарховым.3 Уже тогда оно названо селом, а это значит, что церковь в селе уже была (Приложение 2).
Первопоселенцы являлись вольными крестьянами. Старожилы говорят, что их предки «под барином не ходили, не были святошниками» (т.е. церковными крестьянами). Изначально село состояло из 17 дворов. Эти фамилии и сейчас продолжают жить в селе.
Название села, предположительно, сложилось из природного расположения поселения в виде растянутых губ. По другой версии – первопоселенцами были выходцы из села Губарево Семилукского района.
Любопытная информация содержится в составленной 30 сентября 1782 года «Межевой книге о проложении границы между Тамбовской и Саратовской губерниями». Там наше село упоминается как «село Губари, Мерлино тож». А это значит, что первоначальное название села было Мерлино. Возможно, от фамилии Мерлин. Такую фамилию носил один из Борисоглебских воевод первой половины 1710-ых годов.4А Дометий Наумов указывает на то, что название Мерлино принесли первопоселенцы с предыдущего места жительства.
Ещё одно упоминание о селе Губари относится к концу лета 1774 года и связано с событиями Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва. 19 августа этого года под селом Губари и в нём самом произошёл ожесточённый бой между двигавшимся с севера, со стороны Пензы, большим отрядом пугачёвцев под командованием бывшего солдата Ивана Коренева, имевшего приказ захватить Борисоглебск и Хопёрскую крепость (город Новохопёрск) и верным царскому правительству отрядом донских казаков под командованием полковника Лощилина.5 Пугачёвский атаман Иван Коренев был арестован и в своих показаниях на допросе в Воронежской губернской канцелярии показал: «Для разведывания он, Коренев, взяв команды своей вооруженных 20 человек, и поехал. И, не доезжая до Хопёрской крепости верст за 10, в селе, расположились по квартирам; между чем он, Коренев, взяв у однодворца подводу для дальнейшего разведывания, поехал. И как от села не более 3 верст отъехал, то наехавшими на него казаками пойман и с извозчиком его и представлены к старшине, а от него — в Хопёрскую крепость, а оттоль он один прислан в Воронеж».6 Пугачёвцы потерпели сокрушительное поражение и разрозненными группами бежали до самого дальнего тогда борисоглебского села Карай.
В XIX веке основными занятиями мужчин являются рыбная ловля, бортничество, бондарное ремесло, добыча известняка для изготовления бутового камня. Женщины занимались ткачеством из конопли, а потом – из овечьей шерсти. В селе имелось 8 ветряных мельниц, две паровые.
В начале XX века в селе с населением 4459 человек насчитывалось 617 дворов, имелась земская школа, школа грамотности, 5 мелочных и две винные лавки. Жители села, великороссы, занимались хлебопашеством и рыболовством. В 1906 году в земской школе обучалось только 11 мальчиков и 15 девочек.7 Обучали детей дочери местного священника Пахомова. В 1906 году население пережило эпидемию скарлатины. Медицинская помощь этих лет связана с редкими наездами фельдшера из села Макашевка – Колянина Трофима Лукича.
В 1914 году, согласно всеобщей воинской повинности, мужчины ушли на фронта Первой мировой войны. В 1917 году в село вернулись несколько раненых: Ишин Т.И., Кутепов В.П., Забрусков Р.Л., которые рассказывали селянам о фронтовых буднях8.
Годы Гражданской войны оставили кровавый след в истории села. В 1919 году в окрестных лесах нашли пристанище отряды «зелёных». Первый секретарь сельского Совета погиб от их рук. Всего в селе Губари «зелёными» было захвачено и расстреляно 13 человек из продотряда.9 Между сёлами Губари и Макашевка было расстреляно ещё 23 человека.
В июне 1919 года восстание было подавлено войсками 5-ого Заамурского кавалерийского полка. В ходе решительных военных действий Красной армии многие сторонники «зелёных» были уничтожены, а некоторые стали добровольно являться на сборные пункты с просьбой отправить их на фронт. «Зелёные» из села Губари даже убили своего предводителя, эсера Тарасова, и с его трупом явились к зданию ревкома, заявив, что Тарасов не разрешал им раньше сдаться. Работники Губарёвского ревкома С.К. Петров и Н.П. Саблин приняли от них оружие и отправили их на сборный пункт.10
В 1921 году некоторые жители села Губари и других близлежащих сёл, пытаясь противостоять продовольственной политике «красных», примкнули к антоновскому движению. В телеграмме от 12 января 1921 года адресованной в Воронеж командиру войск Полковникову говорилось: «Доношу, что в селе Губари, что в 15 верстах севернее станции Байчурово, появились разъезды бандитов. Численность их не выяснена. Последние нарушают ход по выкачке хлеба. Для ликвидации срочно формирую боевой отряд из красноармейцев 8 роты. №30043 военный комиссар Васильев».11 Только к лету 1921 года Советская власть окончательно установилась в нашем селе.
В 1924 году в село пришел первый колёсный трактор «Фардзон». Первым трактористом был Щёлоков Сергей Семёнович. В это время в селе действовала женорганизация ). Её первым руководителем была Малинова Наташа. Их стараниями в селе была открыта пекарня, где для населения выпекался не только хлеб, но и калачи по особой рецептуре. А ещё женорганизация вела работу с беспризорными детьми.
В 1925 году Тульский Андрей Фатеевич стал делегатом Всероссийского съезда колхозников. В 1930 году создаются два колхоза: «Имени Калинина» и «Имени Варейкиса», которые позже будут переименованы в колхозы имени 18-ого и 20-ого партсъездов12.
В изданном в Воронеже в 1932 году статистическом сборнике «Список населённых пунктов Центрально-Чернозёмного округа» на странице 149 указано число жителей села Губари – 5116.13
В 1934 построена новая школа . Школа получила библиотеку на 22 рубля от Алексея Максимовича Горького, а в 1935 году получено полное школьное оборудование. В 1936 в школе имелся радиоприёмник, был организован струнный кружок. В 1937 году создана комсомольская организация.14 За селом, около леса, своими силами была создана спортивная площадка.
В огненные годы Великой Отечественной войны наши односельчане сражались на фронтах с фашистскими захватчиками. Рядом со школой установлен памятник в честь не вернувшихся с фронта жителей села. На памятных досках высечено 319 фамилий погибших.
В годы войны занятия в школе не прекращались. Работали драматический кружок, струнный, хоровой. И не только дети, сельская молодежь, но и учителя были участниками этих кружков. Ставили спектакли в местном стареньком клубе, выезжали в районный центр – Байчурово. А в 1944 году участвовали даже в смотре художественной самодеятельности в Воронеже, где заняли I место. Еще шла война, но молодость и жизнь брали своё.15
Послевоенные годы стали для селян годами укрепления колхоза. Построены свиноферма, птичник, коровник, овчарня. Колхоз не только производил сельхозпродукцию, но и занимался её переработкой. В селе действовал свой маслопром, где производили творог, сметану, масло; работал колбасный цех и две мельницы.16
60-70-е гг. стали для нашего села годами расцвета: строятся новые современные дома, в село прокладывают асфальтированную дорогу, проводят телефонную связь, регулярными становятся рейсы автобуса Борисоглебск – Губари, на всех улицах села проложено центральное водоснабжение. В 1974 году было построено новое здание школы, рассчитанное на 400 учебных мест, которое функционирует и сегодня .
На сегодняшний день в селе Губари прописано 1005 человек. Действует средняя школа, в которой обучается 59 учеников из сёл Губари и Тюковка. На бывших колхозных землях работает 7 крестьянско-фермерских хозяйств. Есть маслозавод по производству растительного масла. В селе работает 4 магазина, амбулатория, почтовое отделение. Досуг односельчане проводят в сельском Доме Культуры.

Достопримечательности села:



Церковь иконы Божией Матери «Знамение»
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» расположена на возвышении в центре села Губари (Приложение 9).
В старых церковных книгах, принадлежавших церкви, на первых и последних страницах священником Феодором Понятовским были обнаружены летописные заметки диакона Наумова. В которых говорится, что после того, как на этом месте появились первопоселенцы «жители были без церкви десять лет, приходом к Макашевке».1Свою церковь в Губарях начали строить в 1773 году. 27 сентября 1772 года в священники посвящен Иоанн Панфилов, умерший в 1810году, и в дьячка посвятили Дементия Наумова. Иконостас писали в 1777 году. Здание церкви было срублено из сосновых брёвен. Начала свою работу она в 1779 году. Первоначально она входила в границу Тамбовской епархии, затем – Пензенской и Саратовской, и в 1804 году – Воронежской и Черкасской.
С 1810 года приходским священником в Знаменском храме был Лука Михайлов, а с 19 декабря 1831 года его сын – Феодор Понятовский.2
12 ноября 1865 года Воронежским епархиальным начальством было дано разрешение на построение каменного храма в честь Успения Божией Матери3 (по другим данным – во имя Покрова Пресвятой Богородицы4) с приделами во имя святителей Воронежских Митрофана и Тихона, вместо обветшавшей и невместительной деревянной церкви. А в 1916 году будет построена ещё одна, по проекту Трофима Новикова, которая была освящена как Знаменская.
Величественное здание храма было выполнено в русском стиле. Купола его имели вид «луковиц», увенчанных восьмиконечны¬ми крестами. Окна храма имели цветные стекла в узорных ме¬таллических рамах.
В 1937 году так же, как и многие другие православные храмы России, этот великолепнейший по красоте Дом Божий был осквернён и превращён в колхозный склад (Приложение 10). Множество удивительных событий связано с этой церко¬вью. Разрушители храма, то есть те, кто снимал кресты с купо¬лов и разорял иконостас, получили наказание от Бога: тяжко заболели и вскоре умерли. На радость же верующим в закры¬том пустом храме многие слышали церковное пение.
В годы Отечественной войны стали открываться православные приходы. Возвращён был верующим и Знаменский храм в селе Губари. Но ненадолго. Уже в 1960 году в дни новой волны гонений на православие приход был закрыт. Священника жестоко избили и прогнали из села. Однако батюшка предсказал озлобившимся сельчанам: «Навсегда вы не закроете церковь, как только я умру, она вновь откроется». Пророчество сбылось. В 1990 году его ма¬тушка пришла в епархиальное управление сообщить о смерти мужа, а в это время правящий архиерей вручал указ о назна¬чении на приход нового настоятеля. С этого времени в храме вновь возобновились богослужения.5
Святыней храма является икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Не рыдай Мене Мати» (Приложение 11). Икона была написана в русском Пантелеймоновом монастыре на святой горе Афон в Греции в 1903 году. В этом же 1903 году паломниками она была привезена в Россию и передана в дар храму. В связи с его закрытием с 1937 по 1998 годы святой образ находился в Знаменском соборе города Борисоглебска.6 Теперь икона вернулась в наш храм.
В 2002 году началась капитальная реконструкция храма, при активном участии протоиерея Сергия Суздальцева, настоятеля Свято-Троицкого храма на Воробьёвых горах в Москве (ныне покойного), родившегося в селе Губари. К лету 2005 года реставрация храма была завершена. По стенам – фресковая живопись в древнерусском стиле, утварь – изделия мастерских «Софрино», священнические облачения – из Сергиева Посада (Приложение 12). Так украсился сейчас древний храм.
25 сентября 2016 года в жизни села Губари Борисоглебского городского округа произошло знаменательное событие – церковь в честь Знамения Божией Матери отметила свой столетний юбилей.
Братская могила (1919)
На правом берегу реки Хопёр, страшным напоминанием о годах гражданской войны, недалеко от места массовой казни активистов из села Шапкино Тамбовской области, стоит памятник, на котором высечены имена погибших (Приложение 13).
Список коммунистов, расстрелянных в селе Губари7:
1. Куликова Полина Провевна – жена члена РКП(б) (Рабоче-крестьянской партии большевиков)
2. Логунов Матвей Петрович – председатель комитета бедноты
3. Рыков Иван Афиногенович – секретарь волостного исполкома
4. Казьмин Андрей Дмитриевич – член РКП(б)
5. Кузовкин Игнат Корнеевич – заведующий земельным отделом
6. Ледовской Павел Киреевич – член РКП(б), заведующий финансовым отделом
7. Старков Михаил Иванович – член РКП(б)
8. Савинков Степан Исаевич – милиционер
9. Саврасов Павел Степанович – милиционер
10. Морев Иван Тимофеевич – писарь волостного исполкома
11. Богомолов Михаил Сергеевич – работник волостного исполкома
12. Григорьев ВладимирВ. – комсомолец
13. Шаталов Иван Викторович – заведующий земельным отделом
14. Воронков Иван Иванович – член РКП(б)
15. Прояев Федот Иванович – член РКП(б)
16. Карелин Роман Ульянович – член РКП(б)
17. Глушков Алексей Григорьевич – член волостного исполкома
18. Шаталов Леон Евтеевич – лавочник (торговал чулками)
19. Филатов Клемент Нестерович – милиционер
20. Букин Пётр Степанович – член РКП(б)
21. Масликов Лаврентий Фролович – милиционер
22. Котенёв Андриан Михайлович – председатель волостного исполкома
23. Иванников Василий Алексеевич – член РКП(б)
Газета «Заветы Ленина» от 27 июня 1967 года писала: «18 июня 1967 года около 50 учащихся Шапкинской средней школы на двух автомашинах прибыли в село Губари. Следопыты из Шапкино вместе с учащимися Губарёвской средней школы и колхозниками села со знамёнами, под барабанный бой направились к месту казни. Здесь, в торжественно-траурной обстановке, была возложена памятная плита. На ней золотыми словами написано: «Здесь, в тревожные дни 1919 года, расстреляны „зелеными" 23 шапкинских большевика»8 (Приложение 14).
Памятник «Павшим за власть Советов» (1918 – 1921)
В центре села, с северо-восточной стороны от храма, расположен двухметровый обелиск. На лицевой стороне надпись: «Павшим за власть Советов» (Приложение 15). Долгое время считалось, что это просто памятник, но совсем недавно в администрации села Губари была обнаружена учётная карточка братского захоронения.9 В братской могиле похоронены четыре коммуниста из села Губари:
1. Забруских Р.Л.
2. Лутовинов В.И.
3. Михалёв Н.М.
4. Часовских С.М.
Историю этого захоронения ещё предстоит выяснить.
Памятник «Вечная слава героям 1941 – 1945»
Рядом со школой к 30-летию победы над Германией был возведён мемориал в честь односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны (см. Приложение 6). На задней стене обелиска высечено 319 фамилий. Ежегодно 9 мая селяне поимённо называют погибших бойцов. С левой стороны от обелиска посажено три дерева и установлены таблички в честь воинов, погибших в горячих точках (Афганистане и Чечне) уже в мирное время.

Использована работа участника конкурса творческих работ "Моя малая Родина" Зюзиной Анастасии Андреевны.