Россия / Воронежская область / Лискинский район

Аношкино

Описание

Есть предание о происхождении названия села, связанное с Петром Первым и еще в прошлом веке попавшее в краеведческую литературу. Предание говорит о том, что Петр во время следования по Дону сошел на берег и встретил здесь небольшой поселок. Царю надо было кое-что расспросить о здешних местах. Объяснить ему взялся житель поселка, старый солдат Ануфрий, которого в простонародье звали Аношкой. Старик солдат понравился царю за умное объяснение, и Петр якобы приказал: именовать впредь поселок Аношкино в честь солдата.

Село действительно получило название по имени служилого человека, но возникло оно намного раньше и известно под таким именем задолго до Петра Первого. В 1647 г. на правой стороне Дона была построена крепость Коротояк. Крепость вызвала в эти места приток населения. Рядом с ней все меньше оставалось незанятой, удобной для пахоты земли. А на другой стороне Дона, немного выше, находились земли Воронежского Покровского девичьего монастыря, которые не осваивались. Тогда-то и нашелся в Коротояке удалой служилый человек АнофрийГолобоков, собрал ватагу коротоякских жителей и людей, пришедших из северных уездов России, переправился через Дон, поставил дома недалеко от монастырской деревни Форосани (ныне — СтараяХворостань). Было это в 1659 г. С тех пор и существует село, которое получило название поАнофриюГолобокову — Аношкино.Уже в 1669 г. (то есть за три года до рождения Петра Первого) составитель описания укреплений Белгородской черты А. Еропкин называл населенные пункты:«СелоАношкино, да три деревни: Мигенева, Коркина да Прогорелая».Хозяева монастырской земли не давали спокойно жить пришельцам. АнофрийГолобоков не оставался в долгу. В 1664 г. он собрал своих людей, напал на монастырскую деревню Форосань и разорил ее. В 1673 г. на Аношкино налетели из степи кочевники, разорили селение, часть людей убили, часть увели в плен. Уцелевшиеаношкинцы снова собрались на прежнем месте и возродили свое селение. Легенда, говорящая о том, что имя селу присвоено Петром Первым, была создана как своеобразная защита на случай, если бы монастырские хозяева сумели добиться права согнать аношкинцев с земли. Одновременно она обеляла основателя села АнофрияГолобокова, возвышала его.
По состоянию на 1900 год в селе Аношкино было 439 дворов, 2806 жителей, 1 церковноприходская школа.

Национальности, населяющие территорию села, в основном русские.Сейчас в селе насчитывается 465 дом с количеством постоянно проживающих 590 человек.Территория поселка занимает 272,7 га. Село состоит из двух участков различной площади - 270,7 га и 2 га. Застройка представлена индивидуальными жилыми домами, имеются свободные для застройки земли.
Село Аношкино участок №1имеет вытянутую форму и находится на левом берегу реки Дон. В западной части участка расположено озеро Подпольное. В центре села стоит Церковь Вознесения. Так же в центральной части села на улице Центральная расположены все объекты культурно – бытового обслуживания, молокозаводи тракторная бригада. Насеверо-восточной окраине находятся - КРС №1 (ЗАО им. Тельмана), склады и зерноток. В северо – западной части - КРС №2 (ЗАО им. Тельмана). Плотность застройки низкая, много свободных земель. В селе Аношкино имеются –школа, детский сад, сельский дом культуры, библиотека, правление ЗАОим. Тельмана. В центральной части села Аношкино расположено открытое для захоронений кладбище.
Ведущая роль в формировании общей картины хозяйственного развития села принадлежит ЗАО им. Тельмана.
Организация хозяйства имела свою сложную историю. В 1927 году с началом коллективизации, на территории села Аношкино организовано три колхоза. В 1975 году все эти колхозы объединились в один крупный колхоз им. Тельмана, с общей площадью 4432га, в том числе пашни 2116 га.

Во время Великой Отечественной войны в районе северо-западной окраины села в ночь с 5 на 6 августа 1942 года наши войска с боем форсировали Дон и осуществили захват Сторожевского плацдарма на правом берегу, сыгравшего важную роль в развитии Острогожско-Россошанской наступательной операции в январе 1943 года, завершившейся убедительной победой частей и соединений Воронежского фронта и ставшей началом стратегической Воронежско-Харьковской операции, длившейся с 13 января по 3 марта 1943 года.
По воспоминаниям старожилов, жителей села эвакуировали в безопасные районы,подлежащие призыву отправлялись на фронт. Много односельчан не вернулись в родные дома. Среди них Смородинов Иван Петрович.
В Книге Памяти Воронежской области Лискинский р-н – СМОРОДИНОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ, 1917г.р., погиб в воздушном бою 7 августа 1941 года.
Объектом историко-культурного наследия на территории села является церковь Вознесения Христа, основанная в 1789 г.
В «Епархиальных ведомостях» содержится подробное описание размеров церкви, ее внутреннего и внешнего устройства: «Нововоздвигнутая церковь Вознесенская имеет вид палаты, одноэтажная. Алтарь в ней с 1 полукружьем. Выстроена из кирпича, середина засыпана буртом. Кровля на сводах церкви шатровая, на 2 ската. Церковь покрыта железом, которое окрашено зеленой краской. Глава на церкви одна. Крест на ней железный, четвероконечный, вызолоченный. Окна в церкви продолговатые, полукруглые, с железными решетками, в виде пересекающихся параллелограммов. В алтаре 3 окна. Над северными и южными дверями, под крышей – по одному, в виде многоугольника, выполненного в круг. В фонаре, который находится на куполе, также имеется 2 продолговатых окна. Дверей, ведущих в церковь, три, сделаны они из железа и окрашены зелёной краской».
Колокольня соединена с церковью и построена в одно время с нею. Но в 1874 году была изменена пристройкой 2 этажа. Колокольня оканчивается шпилем, на котором была укреплена железная глава, а в ней крест железный, позолоченный. Высота колокольни 16 сажень 1 аршин, т. е. около 35 метров. Колоколов на колокольне – 6. Воскресный колокол имел массу 101 пуд (около 1600 кг). Он был изготовлен на воронежском заводе братьев Самофаловых мастером Василием Маркиным. На нем были изображения Святителя Митрофана Воронежского, Святого Николая, Вознесения Господня, Казанской Божьей Матери, Иисуса Христа, благословляющего с земным шаром в руке, Иоанна Богослова, а между ними ангелы.

Стены и своды внутри расписаны иконописным письмом по сырому грунту. Изображения взяты из собраний Ветхого и Нового завета.
По свидетельствам местных жителей, церковь действовала до 1930 года. Её последний священник - отец Ефимий. Так как мы не знаем ни фамилии, ни отчества, то невозможно узнать, было ли уголовное дело заведено на этого человека или просто попал он в мясорубку борьбы с религией. По свидетельству старожилов, батюшку предупреждали о возможном аресте, но он не оставил храм. В один из дней 1930 года вся семья священника неожиданно исчезла. Однако в ту ночь люди слышали выстрелы в селе. Тайное стало явным, когда в 1994 году стали искать подвал церкви, а заодно и проверять слухи, что церковная утварь спрятана где-то рядом. Вызвали специалистов с металлоискателями. Вместо утвари нашли останки людей, двоих взрослых и трех детей. Они были засыпаны землей всего лишь сантиметров на сорок. У священника было трое детей - это дает возможность предположить, что останки принадлежат членам его семьи. В канун Покрова Богородицы 13 октября 1994 года останки были погребены на церковном кладбище.
В зиму 1929-1930 годов началась настоящая вакханалия: сбрасывались колокола и кресты, уничтожалось церковное имущество.
Общий вес снятых колоколов по всей области – 678, 5 тонны.
Не стала исключением и церковь Вознесения - колокола были сброшены с колокольни и разбиты на мелкие кусочки в 30-е годы.
20 лет церковь была закрыта. Но в 1950 году власти решили устроить в храме пуговичный завод. Завезли станки и пробили потолки для вытяжки. Однако производство так и не было налажено.
Однажды весной 1950 года жителей села в полночь разбудил раскатистый гром.
Утром стало известно, что к набожному жителю села – бакенщику Андрею Юдину явилась Богородица и велела передать жителям, чтобы храм Вознесения не оскверняли, потому что это - Божий храм и святое место, Господь накажет за это. В подтверждение реальности своего Явления и сказанных слов, Она пообещала оставить свой Лик. Вскоре средь бела дня сверкнула молния, раскатисто и грозно прогромыхал гром, и затем выяснилось, что на вертикальной стене разлома правобережной меловой горы у Дона явилась икона Богородицы. Началось паломничество в Аношкино христиан из близлежащих мест, а вскоре и со всей России.Через два года скалу взорвали. Сейчас у её подножия стоит крест. Церковь по-прежнему пустовала. Затем в ней устроили колхозный склад.В 90-е годы началось восстановление церкви .

Ещё одной достопримечательностью села является святой источник, который расположился на левом берегу Дона между основным руслом и левым притоком Дона именуемым «Стародоньем». Источник появился во времена коммунистов после взрыва меловой горы находящейся неподалеку. В воде источника содержится много минералов. Вода из него лечит печень, почки, кишечник . Источник считается целебным.
Жители села с любовью называют свое село «маленькая Швейцария». Если мы будем изучать окрестности своего села, делиться своими результатами, то мне кажется, что многие этим заинтересуются. Не надо будет ехать куда-то за границу, когда у нас рядом такая красота.

Использована работа участника конкурса творческих работ «Моя малая Родина»Смородиновой А.А.